Недостатки этого способа финансирования.
1.Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета.
2.Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить гиперинфляцию.
3. Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.
Метод финансирования дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга предполагает финансирование дефицита бюджета за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (например: Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Достоинства подобного метода:
1. Возможность получения крупных сумм;
2. Неинфляционный характер.
Недостатки подобного метода:
1. Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);
2. Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;
3. Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;
4. При дефиците платежного баланса – возможность истощения золотовалютных резервов страны.
Главный вывод, который следует из рассмотрения всех способов покрытия бюджетного дефицита, состоит в том, что лучшее решение дефицита государственного бюджета – это увеличение темпов экономического роста и повышение эффективности производства, как единственной реальной основы наращивания объемов налогооблагаемой базы и добавленной стоимости.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы дефицита бюджета.
I. Первая концепция: идея ежегодно сбалансированного бюджета – состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи, а теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.
II. Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходеэкономического цикла– заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.
III. Третья концепция: идея сбалансированности не бюджета, а экономики. Целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и ведет к стабилизации экономики. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется преимущественно на первую концепцию.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг – это сумма накопленных в стране бюджетных дефицитов на определенную дату за вычетом положительного сальдо (профицитов) бюджета.
Научный подход в определении государственного долга важен не только для понимания экономической сути его происхождения, но и для построения моделей управления государственным долгом.
Различают внутренний и внешний долг государства.
Внутренний долг (долг перед резидентами) – это те средства, которые государство заимствовало внутри страны. Внутренние государственные заимствования, как правило, выступают в виде государственных займов, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг; кредитов Центрального банка; кредитов коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые государством ценные бумаги могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый его сегмент – рынок государственных ценных бумаг.
Основная форма государственного кредита – государственные займы, которые классифицируются по ряду признаков:
1. По праву эмиссии займы делятся на:
- размещаемые центральными органами управления;
- размещаемые субфедеральными органами управления;
- размещаемые местными органами управления.
2. По признаку держателей ценных бумаг займы могут классифицироваться на:
- размещаемые только среди населения или только среди юридических лиц;
- универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других.
3. По срокам погашения займы подразделяются на:
- краткосрочные (до 1 года) – используются для финансирования кассовых разрывов в бюджете, т.е. несовпадения сроков поступления доходов и совершения расходов;
- среднесрочные – от 1 до 5 лет;
- долгосрочные – свыше 5 лет (до 30 лет).
По своей экономической сути внутренние заимствования означают лишь перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования и секторами экономики.
Внешний долг (долг перед нерезидентами) – это займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
При предоставлении кредитов внешние кредиторы стремятся к объективной оценке социально-экономической ситуации страны – заемщика, ее реальных и потенциальных финансовых возможностей своевременной оплаты долга и процентов по этому долгу.
Всестороннему анализу, в частности, подвергается объем, структура накопленного страной – заемщиком внешнего долга. Однако размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики страны – заемщика и ее платежеспособности. Поэтому для оценки способности страны – дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема внешнего долга мировой практикой выработано несколько показателей (коэффициентов):
- отношение суммы внешнего долга к объему ВВП страны. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности к переориентации отраслей реального сектора экономики страны на экспорт в целях получения иностранной валюты и достижения условий для погашения внешнего дола. Чем выше отношение долга к ВВП, тем большую долю доходов страны государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выплату внешнего долга. Если накопленный долг оказывается выше объема средств, который страна – дебитор может в средне- и долгосрочной перспективе направить на уплату долга, то возникает ситуация «долгового навеса». Условной границей данной опасной ситуации принято считать превышение объема внешнего долга 50 % объема ВВП;
-отношение внешнего долга к объему экспорта. Поскольку внешний долг фиксируется, обслуживается и погашается в иностранной валюте, то экспорт товаров и услуг служит важным показателем платежеспособности страны. Чем более развит экспортный сектор экономики страны, тем больше у заемщика возможностей своевременного и полного выполнения долговых обязательств внешних кредиторов. Чем меньше соотношение внешний долг – экспортная выручка, тем выше доверие кредитора к экономической состоятельности страны – заемщика.
На основе названных показателей все страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешнего долга:
-к первой группе относятся страны, у которых коэффициент отношения долга к ВВП составляет выше 80 %, а показатель отношения долга к экспорту превышает 220 %;
-ко второй группе относятся страны, у которых коэффициент отношения долга к ВВП колеблется между 80 % и 48 %, а показатель отношения долга к экспорту может колебаться в пределах 220 и 132 %;
-к третьей группе относятся страны с низким уровнем задолженности, у которых коэффициент отношения долга к ВВП составляет менее 48 %, а показатель отношения долга к экспорту – менее 132%.
Наличие государственного долга имеет ряд негативных последствий:
-погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;
-повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства;
-отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны;
-наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности;
-снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
-перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
-создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;
-возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;
-выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;
-может появиться угроза долгового и валютного кризиса.
Основными способами регулирования государственного долга являются:
1. Рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска нового займа;
2. Конверсия– изменение доходности займов. Проводится в целях снижения расходов заемщика по обслуживанию государственного долга или повышения дохода кредитора;
3. Консолидация (пролонгация) – изменение сроков действия размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. Данный способ применяется в целях облегчения выплаты долга. Нередко консолидация совмещается с конверсией.
4. Унификация займов– объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация государственных займов может проводиться вместе с консолидацией и конверсией или без них;
5. Отсрочка погашения займа– заключается в том, что как и при консолидации, отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата долгов;
Все указанные способы регулирования государственного долга объединяются одним понятием – реструктуризация. Кроме разных видов реструктуризации государство – заемщик может аннулировать государственный долг, т.е. полностью отказаться от обязательств по своим долгам.
Таким образом, государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных заказов.
Цикличность развития как экономическая закономерность.Сущность причины и фазы экономического цикла.Теория и формы кризисов. Инфляция, ее причины,сущность и формы.Система антиинфляционных мер.Трудовые ресурсы,занятость и безработица.Основные фирмы безработицы.