Инвестиции и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций
Вторым, после потребления, компонентом чистых расходов являются инвестиции.
ИНВЕСТИЦИИ - ЭТО ДОЛГОСРОЧНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА В РАЗЛИЧНЫЕ ОТРАСЛИ КАК ВНУТРИ СТРАНЫ, ТАК И ЗА ЕЕ ПРЦДЕЛАМИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ.
Направления инвестиций:
· строительство новых производственных зданий и сооружений;
· закупки нового оборудования, техники и технологии;
· дополнительные закупки сырья и материалов;
· строительство жилья и объектов социального назначения. Соответственно этим направлениям различают:
· инвестиции в основной капитал;
· инвестиции в товарно-материальные запасы;
· инвестиции в человеческий капитал. Различают также валовые и чистые инвестиции.
ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - ЭТО ЗАТРАТЫ НА ЗАМЕЩЕНИЕ СТАРОГО ОБОРУДОВАНИЯ (АМОРТИЗАЦИЮ) + ПРИРОСТ ИНВЕСТИЦИЙ НА РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА.
ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - ЭТО ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ЗА ВЫЧЕТОМ СУММЫ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА.
Если чистые инвестиции составляют положительную величину, то экономика развивается.
Если чистые инвестиции составляют нулевую величину (валовые издержки и амортизация равны), то экономика находится в состоянии статики.Если чистые инвестиции составляют отрицательную величину (валовые издержки меньше амортизации), то это свидетельствует о снижающейся деловой активности.
К факторам, определяющим инвестиционный спрос, относятся:
· ожидание нормы прибыли;
· ставка банковского процента.
Зависимость здесь следующая: если ожидаемая норма прибыли высока, то инвестиции будут расти. Ставка процента — это цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал.
Если ожидаемая норма прибыли (например, 10%) превышает ставку процента (скажем, 7%), то инвестирование будет прибыльным, и наоборот).
Вывод:зависимость спроса на инвестиции от нормы процента обратно пропорциональна (рис, 18).
Ставка
Кривая спроса на инвестиции
процента
Инвестиции Рис. 18
На положение кривой спроса на инвестиции влияет и ряд других факторов:
1. Те факторы, которые вызывают прирост ожидаемой доходности инвестиций, сместят эту кривую вправо (увеличат спрос на инвестиции).
2. Те факторы, которые приводят к снижению ожидаемой доходности инвестиций, сместят кривую влево (снизят спрос на инвестиции). К этим факторам относятся: издержки на приобретение оборудования, налоги на предпринимателя, инфляция и др. Поэтому для сравнения текущих инвестиций и инвестиций базового года используются «реальные инвестиции», т. е. взятые в неизменных ценах.
Кроме производных (зависимых) выделяют так называемые автономные (независимые) инвестиции. Зависимость дохода и инвестиций выражается в мультипликаторе.
МУЛЬТИПЛИКАТОР (ЛАТ. MULTIPLICO - УМНОЖАЮ) - ЭТО КОЭФФИЦИЕНТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ СВЯЗЬ МЕЖДУ ИЗМЕНЕНИЕМ ИНВЕСТИЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЕМ ВЕЛИЧИНЫ ДОХОДА.
При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот множительный, нарастающий эффект в размере ВНП и называют мультипликационным эффектом.
Мультипликатор — это числовой коэффициент, который показывает размеры роста ВНП при увеличении объема инвестиций.
Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд руб., что привело к росту ВНП на 20 млрд руб. Следовательно, мультипликатор == 2.
ХЙ tjfn Приращенный ВНП АВНП
Мультипликатор MP = к к = .
Приращенные инвестиции Д инвестиций
АВНП = MP х Д инвестиций,
т. е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение ВНП. Выводы:
1. Чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тем больше будет величина мультипликатора, а следовательно, и приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций.
2. Чем больше дополнительные сбережения населения, тем меньше величина мультипликатора, а следовательно, и приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций.
Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инвестиций, применяется акселератор.
АКСЕЛЕРАТОР (ЛАТ. ACCELERO - УСКОРИТЕЛЬ) - ЭТО КОЭФФИЦИЕНТ, УКАЗЫВАЮЩИЙ НА КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ ПРИРОСТА ИНВЕСТИЦИЙ ДАННОГО ГОДА К ПРИРОСТУ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА ПРОШЛОГО ГОДА. Он выражает воздействие прироста дохода на прирост инвестиций.
Основная задача финансовой политики государства заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы, основным из которых является государственный бюджет.
Категория «бюджет» - одна из центральных в системе финансового хозяйства, которую можно определить как форму организации удовлетворения коллективных потребностей, отличающуюся от частного хозяйства рядом черт: это хозяйство публично-правового характера; оно черпает ресурсы из частных и индивидуальных хозяйств; обладает аппаратом принуждения.
Бюджет исторически появился, когда государство не только стало собирать доходы, но и производить расходы, а в тот период, когда оно начало планировать свою деятельность на будущее, составляя смету доходов и расходов на определенный период. Поэтому планирование – первая сущностная характеристика бюджета как категории.
Вторая сущностная характеристика бюджета связана с появлением бюджетного права, т.е. права одобрения бюджета со стороны представительной власти. Ведущую роль в становлении бюджетного права сыграли попытки законодательного ограничения со стороны различных сословий, в первую очередь, буржуазии. Большое значение имело установление насильственного изъятия доходов в виде налогов. Рост налогов существенно ограничивал развитие торгового, а затем и промышленного капитала. Налоги подлежали одобрению со стороны представителей налогоплательщиков. Как правило, это происходило весьма болезненно. Со временем представители налогоплательщиков добились права обсуждать все доходы и все расходы без исключения. Именно с этого момента начал формироваться бюджетный процесс. В России составление бюджета как государственной росписи или сметы доходов и расходов началось с 1863 года в период реформ после Крымской войны.
В настоящее время понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет как экономическая категория представлен совокупностью общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. Бюджет составляет финансовую основу функционирования государственного и местного самоуправления, являясь центральным звеном финансовой системы общества, с которым связаны все ее звенья.
По своему материальному содержанию бюджет — это баланс (смета) доходов и расходов государства, централизованный фонд денежных ресурсов государства.
Как правовая категория бюджет — это основной финансовый план государства или местного самоуправления, роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона.
Бюджетный кодекс Российской Федерациив статье 6 определяет бюджет как «форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления».
По социально-экономической сущности бюджет представляет собой основное средство перераспределения национального дохода с целью реализации социальных задач общества.
Специфические черты бюджета как социально-экономической категории заключаются в том, что:
1. Бюджет выступает особой формой перераспределительных отношений, основанных на изъятии в пользу государства части создаваемого валового продукта для удовлетворения спроса на общественные блага, коллективного использования для развития общественного воспроизводства, территориальных образований и населения;
2. В рыночной экономике бюджет является механизмом реализации общественных потребностей расширенного воспроизводства в целом;
3. Бюджет – это система централизованных фондов в рамках государственных и муниципальных финансов, которая обладает особым набором количественных и качественных характеристик – концентрацией существенного объема ресурсов, масштабностью межотраслевого и межтерриториального их перераспределения; возможностью выравнивать доходы домохозяйств;
4. Бюджетно-налоговая политика, наряду с другими инструментами, способствует решению задач государства в рамках выбранной модели социально-экономического развития
Содержание бюджета как социально-экономической категории раскрывается через егофункции: распределительную (перераспределительную), регулирующую, фискальную, контрольную.
Распределительная роль бюджета имеет экономическую и социальную составляющие. Экономическая составляющая проявляется всущественном влиянии на ключевые пропорции отраслевого, межотраслевого и межрегионального развития путем распределения и перераспределения бюджетных ресурсов, воздействии как на основные пропорции общественного воспроизводства, так и макроэкономические параметры. В рыночных условиях, когда преобладает частный сектор и масштабы его финансовых ресурсов растут, основная производственная, инвестиционная инициатива переходит к субъектам рынка. В то же время в большинстве развитых стран государство оставляет за собой контроль за ключевыми макроэкономическими параметрами развития.
Социальная составляющая распределительной функции бюджета выражается в выравнивании доходов между территориями, а также домохозяйствами; обеспечении доступности потребления населением основных общественных благ в сфере образования, здравоохранения, социальной зашиты, правоохранительной деятельности т.д.
Регулирующая функция бюджета, влияющая на параметры общественного воспроизводства, как и экономическая деятельность и ее результаты для всех секторов национального хозяйства отражается в системе национальных счетов (СНС). Показатели СНС, в основе которых лежат сводные счета ВВП, капиталовложений, доходов и расходов государственных учреждений и домохозяйств, внешнеэкономических операций используются для анализа динамики общественного воспроизводства. Финансовые отношения функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса, когда происходит перераспределение ВВП в денежной форме через бюджетную, кредитно-денежную системы. Результатом становится формирование конечных доходов – финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, государства и населения.
Фискальная функция бюджета – ее содержание традиционно понималось как обеспечение ресурсами государства с помощью форм внеэкономического принуждения (налогов), существенно изменяется в современных рыночных условиях. Экономической теорией доказана опасность снижения общей экономической эффективности при чрезмерном налогообложении, вызванном даже самыми благими целями. Современные исследования фискальной функции бюджета исходят из необходимости поиска оптимального налогообложения, стимулирующего предпринимательскую инициативу, но в то же время дающего возможность государству эффективно корректировать провалы рынка в сфере предоставления общественных благ.
Контрольная функция бюджета призвана решать задачи эффективного расходования ограниченных финансовых ресурсов, объективно отражая направления формирования и расходования бюджетных средств в рамках выбранных государством стратегических и тактических приоритетов.
Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс.
В общем виде бюджетное устройство РФ представлено на рисунке 13.3.
Рисунок 13.3 – Бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетное устройство – это взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы государства, организация и принципы ее построения – во многом определяет эффективность функционирования бюджетной системы, которая представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории данной страны.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
· федеральныйбюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
· бюджеты субъектовРоссийской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· местныебюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:
1. Единство бюджетной системы Российской Федерации: означает единство бюджетного законодательстваРоссийской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетногозаконодательстваРоссийской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий;
3. Самостоятельность бюджетов означает:
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
- недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательстваРоссийской Федерации и (или)законодательствао налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
- недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
4. Равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований: означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
5. Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов: означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах;
6. Сбалансированность бюджета: означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
7. Результативность и эффективность использования бюджетных средств: означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
8. Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов: означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
- субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
- добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
- расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
- расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
- отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;
9. Прозрачность (открытость) бюджета означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
10. Достоверность бюджета: означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
11. Адресность и целевой характер бюджетных средств: означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;
12. Подведомственность расходов бюджетов: означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
10. Единство кассы: означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательствомРоссийской Федерации.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (муниципальных, местных бюджетов). Его содержаниеопределяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Задачами бюджетного процесса являются:
-максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов для достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;
-определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
-установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
-согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
-осуществление сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
-повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность социально-экономических программ;
-усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.
В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии:
1. Составление проекта бюджета;
2. Рассмотрение и утверждение бюджета;
3. Исполнение бюджета;
4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы (структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ), органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных органов субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления).
Величина бюджета, структура его доходной и расходной частей служат реальным отражением экономического положения страны и финансовых возможностей Правительства для эффективного воздействия на социально-экономическую ситуацию в обществе. В российской статистической практике для характеристики государственных финансов используют несколько понятий, отражающих различия в величине бюджета.
Консолидированный бюджет – складывается из федерального, регионального и местных бюджетов.
Расширенный бюджет (или бюджет «расширенного» правительства) – федеральный бюджет в сумме с внебюджетными фондами.
Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых средств, которые находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и имеют целевое назначение. Это форма образования и расходования денежных средств вне системы бюджетов государства для защиты национальных интересов отдельных групп населения и решения конкретных задач экономического характера. В современных условиях внебюджетной фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.
Показатели государственного бюджета являются источником информации о реальной социально-экономической ситуации в стране. Так, структура доходной части бюджета свидетельствует о том, за счет каких налогов и каких хозяйствующих субъектов формируются доходы государства. Динамика доходной части бюджета при сравнении с темпами экономического роста позволяет судить о том, в какой мере рост доходов бюджета определяется экономическим развитием страны.
Расходная часть бюджета определяется его доходной частью и выступает в качестве важнейшего инструмента воздействия правительства на экономическое и социальное развитие страны.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и представительной власти местного самоуправления.
Все доходы государства подразделяются на три группы:
-налоговые доходы;
-неналоговые доходы;
-безвозмездные поступления.
Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления. К числу наиболее значимых налоговых доходов относятся: налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и т.д.
Неналоговые поступления включают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, от продажи принадлежащих государству имущества, материальных запасов, земли, доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба и т.п.
Безвозмездные поступления включают в себя безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет.
Доходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставлении государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие годы.
Государственные расходы – это денежные средства, направляемые органами государственной власти на выполнение ими своих экономических, социальных, политических и административных функций.
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы складываются из:
-государственных закупок товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
-трансфертов (их стоимость не включается в ВВП);
-социальных выплат;
-выплат процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).
Бюджетные ассигнования передаются прямым получателям средств в соответствии с классификацией расходов, отражающей структуру органов государственного управления в соответствующем бюджетном году, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Плюсом такой классификации является её адресность, наличие соответствующих счетов, минусом – постоянное изменение структуры управления. Эти изменения делают невозможными какие-либо динамические или территориальные сопоставления и прогнозирование целевых расходов. Кроме того, ведомственная классификация не приспособлена для целей экономической характеристики операций.
В этой связи в отношении анализа государственных расходов важны 2 аспекта. Первый из них – функциональная классификация расходов, определяющая назначение или функции государственных расходов; второй – экономическая классификация расходов, дающая экономическую характеристику операций, посредством которых осуществляются данные расходы.
Ценность функциональной классификации состоит в том, что она не зависит от структурно-организационных изменений в системе органов управления. Её использование позволяет анализировать динамику государственных расходов функционального назначения, прогнозировать расходы на перспективу. Это также дает возможность проводить международные сравнения для определения степени участия органов государственного управления отдельных стран в осуществлении экономических и социальных функций.
Государственные расходы по своему функциональному назначению могут быть объединены в следующие группы:
расходы на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание законодательных и исполнительных органов власти; 3) расходы на внешнюю политику;
расходы на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, достижение более высокой эффективности хозяйственной деятельности; 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики; 3) расходы на создание условий экономического роста, на целевые программы экономического характера; 4) расходы на создание новых рабочих мест и т.д.;
расходы на социальные цели:1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды; 3) расходы на жилищно-коммунальное хозяйство; 4) расходы на средства массовой информации, культуру;
расходы на выполнение прочих функций: 1) выплаты процентов и расходы, связанные с обслуживанием государственного долга; 2) трансферты общего характера, передаваемые другим государственным органам.
Для экономической характеристики расходов государства используется экономическая классификация, в соответствии с которой выделяются текущие расходы и капитальные затраты.
Текущие расходы – это расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств на сокращение и покрытие текущих потребностей инфраструктуры государственных учреждений. К их числу относятся: затраты на товары и услуги, выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов за пользование заемными средствами, субсидии, другие текущие трансфертные платежи.
Капитальные расходы – это денежные затраты, направленные на увеличение основных фондов, нематериальных активов, на прирост или увеличение запасов. К их числу относятся расходы на: приобретение основного капитала, товаров для создания запасов, земли, нематериальных активов и капитальные трансферты, представляющие собой поступления добровольных невозвратных платежей в бюджет на осуществление капитальных расходов или приобретение материальных ценностей.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
1) когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
2) когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.
В эпоху классического рынка и свободной конкуренции бюджеты государства сводились, как правило, с профицитом. Это обеспечивало устойчивость денежному обращению и всей финансовой системе страны.
В современных условиях для большинства стран характерен дефицит государственного бюджета.
Различают следующие виды бюджетного дефицита: фактический, структурный, циклический бюджетный дефицит.
Фактический дефицит – установленная фактическая сумма превышения расходов правительства над его доходами в текущем бюджетном году.
Структурный дефицит представляет собой