Тема 1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И НАЗНАЧЕНИЕ
Тема 1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И НАЗНАЧЕНИЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Сравнение финансового и управленческого учета
Сравнение управленческого и финансового учета
Финансовый учет | Управленческий учет |
1. Цель учета | |
Составление финансовой отчетности для внешних пользователей | Подготовка информации для менеджеров организации для принятия ими управленческих решений |
2. Пользователи информации | |
Акционеры, инвесторы, поставщики, покупатели, кредитные учреждения, налоговые инспекции, органы статистики, рабочие предприятия, др. внешние пользователи. | Пользователями являются менеджеры и работники предприятия |
3. Юридическая обязанность ведения учета и предоставления отчетности | |
Обязателен. ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено требование ведения бухгалтерского учета. | Необязателен. Руководители самостоятельно определяют целесообразность ведения учета. |
4. Степень точности информации | |
Данные должны быть достаточно точными и достоверными. | Приблизительная оперативная информация, достаточная для принятия управленческих решений. |
5.Степень открытости информации | |
Не представляет коммерческой тайны. Является открытой, публичной. | Является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер. |
6. Масштабы учета | |
Деятельность всей организации. | Информация подготавливается по каждой структурной единице организации. |
7. Принципы учета | |
Информация должна соответствовать нормам и требованиям законодательства и установившейся практике учета. | Выбираются те правила учета, которые руководители считают наиболее полезными для принятия решения. |
8. Используемые измерители | |
Используются денежные измерители | Информация как в денежном, так и неденежном выражении |
9. Временной аспект информации | |
Информация об уже свершившихся финансовых операциях. | Как фактические данные, нормативные, плановые, так и информация, носящая прогнозный характер. |
10. Частота составления отчетности | |
Периодическая, на регулярной основе (год, полугодие, квартал) | Отчеты могут составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно, по запросу (по мере необходимости). |
11.Объект отчетности | |
Организация в целом | Различные структурные подразделения. |
12. Базисная структура | |
Структура информации зависит от запросов и степени детализации пользователей. | Строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Собственный капитал + Обязательства |
13. Связь с другими дисциплинами | |
Основан на собственном методе (документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка, калькуляция) | Тесно связан с другими дисциплинами – микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, статистикой и др. |
Тема 2. ЗАТРАТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
МВЗ являются объектами аналитического учета затрат на производство по элементам и статьям себестоимости. Выделение МВЗ позволяет локализовать и приблизить косвенно распределяемые затраты к произведенным в данном месте продуктам, что способствует повышению точности калькулирования.
Группировка производственных затрат по видам в управленческом учета многообразна. По видам затраты группируются относительно определенного признака, позволяющего существующее многообразие затрат разграничить, свести к минимуму, в зависимости от различных целей и задач управления ими. Одним из принципов управленческого учета является принцип – различная классификация затрат для различных целей управления. В качестве основных группировочных признаков могут быть – экономический элемент (однородный вид затрат независимо от назначения); калькуляционная статья (цель затрат); зависимость от объема производства; способ включения в себестоимость; технико-экономическое содержание и т.п.
Под носителем затрат понимают продукт (часть продукта, группу продуктов) разной степени готовности (полностью готовый или прошедший только часть технологических операций), который в процессе своего производства и сбыта является причиной возникновения затрат и на который данные затраты можно отнести по прямому признаку.
Выделение носителей затрат в качестве объектов учета связано с необходимостью калькулирования себестоимости, поэтому следует согласовать группировку носителей затрат с объектами калькулирования. Под объектом калькулирования понимается продукт в широком смысле, себестоимость которого следует исчислить.
Носители затрат могут соответствовать объектам калькулирования, быть уже (то есть с несколькими другими носителями входить в состав объекта калькулирования) или шире (включать в себя несколько объектов калькулирования). Если носитель затрат включает в себя несколько объектов калькулирования, это неизбежно ведет к косвенному распределению затрат, результаты которого всегда спорны. Поэтому в группировке носителей затрат следует стремиться к тому, чтобы они соответствовали или входили в объекты калькулирования.
Среди основных признаков классификации носителей затрат можно выделить:
· экономическую (материальную) сущность - продукция, работы, услуги;
· тип (категория) производства - основное, вспомогательное;
· иерархическую взаимосвязь продуктов - тип продуктов, вид продуктов, вариант исполнения, сорт, типоразмер;
· степень готовности - продукт после последовательного прохождения технологических операций;
· наличие связи с покупателем - номер заказа.
Часто понятие "затраты" отождествляется с понятием "расходы", однако эти явления имеют принципиальные отличия и не могут использоваться как синонимы.
Понятие «расходы» закреплено в национальном стандарте ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (с учетом последующих изменений) - «расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» (п.2).
Расходыпредставляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.
Расходы текущего отчетного периода, обусловленные полученными в этом отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход. Такой подход называется соответствием расходов и доходов.
Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:
· получены доходы в результате их осуществления;
· имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов, как в текущем отчетном периоде, так и в будущих отчетных периодах.
Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат).
В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжается числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.
Взаимосвязь понятий «затраты», «издержки» и «расходы»:
Сложность структуры и многообразие процессов формирования затрат предполагает подразделение их по ряду признаков, т.е. классификацию затрат. Классификация затрат выявляет объективно существующие группы затрат, процессы формирования издержек и взаимоотношения между их отдельными частями. В управленческом учете классификация затрат должна отвечать главному требованию – базироваться на признаках, позволяющих дифференцировать затраты в различных аспектах для целей управления затратами. Без классификации затрат невозможно решать задачи управления ими на предприятии. Она создает предпосылки для определения уровня затрат по объектам управления ими, организации планирования, учета, контроля и анализа.
Ни один из вариантов классификации затрат в управленческом учете не рассматривается в качестве эталонного. Идеальных подходов к классификации затрат, применяемых на все случаи жизни, не существует. В разных хозяйственных ситуациях при принятии решений необходима различная информация о затратах. Именно поэтому одним из принципов управленческого учета является принцип – различная классификация затрат для различных целей управления.
По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории:
- расходы данного (текущего) отчетного периода;
- отложенные расходы.
В данном контексте классификацию расходов можно представить в виде схемы
Расходы | |||
Расходы данного (текущего) отчетного периода | Отложенные расходы | ||
Расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами | Расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода) | Инвестиции (капитальные вложения) | Расходы будущих периодов |
Расходы данного (текущего) отчетного периода - расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного отчетного периода.
В свою очередь, расходы данного (текущего) отчетного периода по признаку взаимосвязи с доходами отчетного периода делятся на:
- расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами;
- расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода).
Расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход.
Расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода), признаются в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном периоде. Эти расходы обусловлены в большей степени наличием периода, нежели наличием или отсутствием дохода. Примером расходов периода могут служить амортизация активов и расходы по аренде офисных помещений.
Отложенные расходы - расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках. Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации.
Отложенные расходы по признаку возможности возникновения будущих ресурсов организации делятся на:
- инвестиции (капитальные вложения);
- расходы будущих периодов.
Расходы будущих периодов - затраты на освоение новых видов продукции, совершенствование технологии производства, на горные подготовительные работы и т.д. Они списываются на себестоимость продукции в будущие периоды по мере освоения.
Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:
- получены доходы в результате их осуществления;
- имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах.
Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат).
В общем случае разграничение затрат и расходов касается фактора времени, увязки с моментом признания дохода.
Стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.
По отражению в отчетности
Входящие (неисчерпанные) – затраты в текущей деятельности для получения экономических выгод в будущем периоде (создание производственных запасов, приобретение оборудования). Отражается в Балансе (форма №1).
Истекшие (исчерпанные) – затраты, возникшие в текущей деятельности для получения экономических выгод в отчетном периоде (себестоимость реализованной продукции). Отражается в Отчете о финансовых результатах (форма №2).
Маржинальные затраты
Поведение затрат отражает то, как меняются (или не меняются) затраты при изменении уровня деловой активности.
Переменные затраты - это затраты, которые зависят от объема производства (уровня деловой активности) и изменяются прямо пропорционально изменениям уровня активности. Примером переменных затрат могут быть основные материалы, сдельная заработная плата основных производственных рабочих, топливо, электроэнергия на технологические нужды.
Пример:
Компания производит кожаную обувь. Так как каждая пара обуви требует одинаковой количество сырья (кожи), то эта статья затрат изменяется прямо пропорционально произведенному количеству.
Затраты (сырье)
0
30 60 90 120 150 180 Объем
Затраты = А х объем А – стоимость единицы сырья
При каждом увеличение объема на х%, затраты на сырье вырастут на х%.
Постоянные затраты – это затраты, которые не изменяются в зависимости от уровня деловой активности в пределах определенного периода. Примерами постоянных затрат могут быть амортизация, арендная плата, страхование активов, административные расходы, повременная заработная плата основных рабочих, заработная плата руководителей.
Пример:
Компания арендует участок земли для своего предприятия. За эту землю приходится платить арендную плату в размере 500 тыс. руб. Эта статья затрат не зависит от объема производства предприятия.
Затраты на аренду
тыс. руб.
0
30 60 90 120 150 180 Объем
Затраты = 500 тыс. руб.
КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
Усеченная себестоимость
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Основными ее составляющими являются затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и ее реализацию (рис.).
+
Рис.- Схема определения полной себестоимости продукции
Себестоимость продукции является качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности организации, ее размер зависит от воздействия различных факторов. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации.
Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.
Структура себестоимости может определяться на основе классификации затрат по экономически однородным элементам и статьям калькуляции.
Поэлементная структура себестоимости продукции различается по отраслям и сферам деятельнсоти. Эти отличия определяют характер производства в зависимости от преобладания удельного веса того или иного вида затрат. Выделяют материалоемкие, трудоемкие, энергоемкие, фондоемкие производства.
Отнесение производства к тому или иному типу является относительным и динамичным, т.к. с развитием техники и технологии изменяется соотношение элементов затрат.
В настоящее время преобладает тенденция изменения в структуре себестоимости в направлении снижения удельного веса прямых затрат (заработной платы основных производственных рабочих, основные материалы) и значительного роста удельного веса затрат на управление и реализацию продукции.
В отечественной экономической литературе традиционно выделяются следующие виды себестоимости (рис. )
|
В зависимости оттого, какие затраты включаются в себестоимость продукции, себестоимость может быть:
1) производственная себестоимость включает материальные затраты, затраты на заработную плату основных производственных рабочих и общепроизводственные расходы.
2) полная себестоимость представляет собой сумму производственной себестоимости, коммерческих и административно-управленческих расходов.
4) ограниченная себестоимость- (себестоимость по переменным затратам, маржинальная себестоимость) включает затраты, реагирующие на изменение объемов производства – прямые материальные затраты, прямые затраты на заработную плату основных производственных рабочих и переменные общепроизводственные расходы.
В зависимости от принадлежности затрат к организации (отрасли) себестоимость продукции может быть:
1) индивидуальной – свидетельствует о затратах на изготовление конкретного вида изделия.
2) среднеотраслевой – характеризует средние по отрасли затраты на производство продукции данного вида.
Среднеотраслевая себестоимость рассчитывается по формуле средневзвешенной арифметической.
В зависимости от планирования затрат себестоимость может быть:
1) плановой — характеризует затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период;
2) фактической — отражает размеры фактических затрат по всем статьям себестоимости заданный период.
В зависимости от степени готовности продукции и ее реализации себестоимость может быть валовой, товарной, отгруженной и реализованной.
В системе управленческого учета себестоимость формируется для того, чтобы менеджеры предприятия имели обоснованное представление об общих издержках.
Реализованной продукции
Производственные затраты (основной труд, основные материалы и производственные накладные расходы) аккумулируются и показываются в виде отчета о произведенной продукции и отчета себестоимости реализованной продукции. Эти отчеты могут быть составлены отдельно или объединены в отчет о себестоимости произведенной и реализованной продукции.
Себестоимость произведенной продукции учитывает производственные затраты, отнесенные на готовую продукцию, произведенную за период. Для вычисления себестоимости произведенной продукции производственные затраты, понесенные в течение периода увеличиваются или уменьшаются на чистое изменение незавершенного производства (начальный остаток незавершенного производства минус конечный остаток незавершенного производства).
Себестоимость реализованной продукции показывает те расходы, которые сопоставляются с доходом. Для вычисления себестоимости реализованной продукции себестоимость произведенной продукции увеличивается на чистое изменение в запасах готовой продукции (начальный остаток готовой продукции минус конечный остаток готовой продукции).
Себестоимость произведенной продукции = НЗП на начало отч. п..+ Производственные затраты за период - НЗП на конец отч. п
Себестоимость реализованной продукции = ГП на начало отч. п. + Себестоимость произведенной продукции - ГП на конец отч. п.
Пример:
Компания «Альфа»
За октябрь 200х г.
Незавершенное производство на начало отчетного периода | 50 000 | |
плюс: Основные материалы | 40 000 | |
Основной труд | 60 000 | |
Производственные накладные расходы | 50 000 | |
Всего понесено производственны затрат | 150 000 | |
Всего производственных затрат | 200 000 | |
минус: Незавершенное производство на конец отчетного периода | 10 000 | |
Себестоимость произведенной продукции | 190 000 |
Компания «Альфа»
За октябрь 200х г.
Готовая продукция на начало отчетного периода | 30 000 | |
плюс: Себестоимость произведенной продукции | 190 000 | |
Себестоимость продукции в наличии для продажи | 220 000 | |
минус: Готовая продукция на конец отчетного периода | 60 000 | |
Себестоимость реализованной продукции | 160 000 |
Исходные данные для анализа
Показатель | Продукт | ||
Прямые затраты на материалы, руб. | |||
Нормативное время обработки единицы продукта, машиночасы: на участке А | 1,5 | 4,0 | 3,0 |
на участке В | 1,0 | 1,0 | 2,0 |
Необходимо рассчитать себестоимость каждого произведенного продукта.
Решение:
Поскольку на практике, особенно при серийном выпуске, достаточно трудоемко вести учет фактического времени обработки каждой единицы каждого вида продукции, то зачастую (как и в данном примере) для расчета применяется нормативное время обработки.
В первую очередь рассчитывается стоимость одного машиночаса работы каждого участка.
Для этого используется следующая формула:
Стоимость машиночаса = Затраты участка / Суммарное нормативное время работы участка.
Соответственно, суммарное нормативное время работы каждого участка определяется как сумма произведений нормативного времени обработки единицы каждого вида продукции на количество единиц данного продукта.
Суммарное нормативное время работы составит:
для участка А: (1,5 х 20 + 4,0 х 20 + 3,0 х 30) = 200 машиночасов;
для участка В: (1,0 х 20 + 1,0 х 20 + 2,0 х 30) = 100 машиночасов.
Таким образом, стоимость одного машиночаса составит:
на участке А: 32421/200= 162 руб.;
на участке В: 11579/100 = 116 руб.
Далее рассчитывается себестоимость продуктов по следующей формуле:
Прямые затраты на материалы + (Стоимость одного машино-часа участка А х Нормативное время обработки единицы данного продукта на участке А)+ (Стоимость одного машино-часа участка В х Нормативное время обработки единицы данного продукта на участке В).
Таким образом, себестоимость единицы составит:
для продукта 1: 100 + 1,5 х 162 + 1,0 х 116 = 459 руб.;
для продукта 2: 200 + 4,0 х 162 + 1,0 х 116 = 964 руб.;
для продукта 3: 500 + 3,0 х 162 + 2,0 х 116 = 764 руб.
Таблица
Состав накладных расходов
Накладные расходы | ||
Общепроизводственные расходы | Общехозяйственные (непроизводственные) расходы | |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования: Амортизация оборудования, машин, транспортных средств Текущий уход и ремонт оборудования Энергетические затраты на оборудование Услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест Заработная плата и отчисления на соц.нужды рабочих, обслуживающих оборудование Расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции Расходы на вспомогательные материалы, комплектующие детали Прочие расходы, связанные с использованием оборудования | Общецеховые расходы на управление: Расходы по производственному управлению Затраты, связанные с подготовкой и организацией производства Содержание аппарата управления производственными подразделениями Амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря Затраты на ремонт основных средств, относящегося к основным средствам производственного подразделения Затраты на обеспечение нормальных условий труда Потери от: · порчи материальных ценностей при их хранении в производственных подразделениях; · недоиспользования комплекта деталей и технологической оснастки; · недостачи материальных ценностей и незавершенного производства; · простоев. Затраты на профориентацию и подготовку кадров | Административно-управленческие и коммерческие расходы: Расходы по техническому управлению Расходы по управлению снабженческо-заготовительной деятельности, на управление финансово-сбытовой деятельностью Расходы на рабочую силу: набор, отбор, подготовку руководителей, обучение, переподготовку, повышение квалификации Оплата услуг внешних организаций Содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря Обязательные сборы, платежи, налоги, отчисления по законодательству Непроизводственные потери общехозяйственного характера (потери от простоев по вине организации, от порчи материалов и продукции при хранении в пределах норм естественной убыли, прочие непроизводственные расходы – некомпенсируемые из различных источников) |
Процесс отнесения общих (косвенных) затрат на отдельные объекты называют распределением затрат. Трудности распределения косвенных затрат возникают, когда калькулируется полная себестоимость продукции, включающая, кроме прямых затрат, пропорциональную долю косвенных затрат.
К числу основных проблем распределения общих (косвенных) затрат относят следующие:
- косвенные расходы по времени осуществления могут не совпадают с временем производства и реализации продукции;
- многоэлементный состав косвенных расходов, включающий, в том числе комплексные статьи расходов, и представляющий собой совокупность различных по своему экономическому содержанию, по характеру изменения и равномерности распределения в течение отчетного периода затрат;
- обоснование и выбор метода распределения косвенных расходов;
- выбор базового показателя распределения косвенных расходов;
- точность определения величины базового показателя распределения накладных расходов.
Особенность косвенных расходов вытекает из их экономической сущности как элемента издержек производства и состоит в невозможности точной их оценке при производстве продукта, поскольку невозможно проследить путь конкретного элемента косвенных расходов в процессе производства конкретного продукта. Если прямые затраты непосредственно возникают в связи с производством продукта, то не все косвенные расходы осуществляются одновременно с процессом производства и реализации продуктов. Некоторые из них приходятся на периоды намного более ранние, чем осуществление самого производственного процесса. Другие косвенные расходы приходятся на существенно более позднее время, после того, как процесс уже завершен. Косвенные расходы могут иметь место даже при отсутствии прямых затрат. Например, при остановке производства и выпуска продукции в связи с ремонтом или реконструкцией. Таким образом, косвенные расходы по времени осуществления не совпадают с временем производства и реализации продукции.
Косвенные расходы сложнее контролировать, чем все прочие издержки, т.к. они являются многоэлементными, комплексными статьями затрат и представляют собой совокупность различных по своему экономическому содержанию, по характеру изменения и равномерности распределения в течение отчетного периода затрат. Например, такие виды расходов, как амортизация, налоги, сборы не зависят от уровня деловой активности предприятия; расходы на отопление возникают только в зимний период.
Современная тенденция в части изменения затрат при производстве и реализации продукции организации состоит в том, что доля косвенных (накладных) расходов постоянно возрастает в общей сумме затрат по сравнению с прямыми затратами. Следовательно, себестоимость продукции имеет тенденцию становиться менее точной. Все возрастающая доля накладных расходов требует усиления внимания к обоснованности их распределения между отдельными объектами.
Очевидно, что невозможно найти какой-либо универсальный показатель, который для всех накладных расходов являлся бы единственным носителем затрат, т.е. тем фактором или показателем, изменение которого в определяющей степени влияет на изменение величины накладных расходов. Выбор одного носителя затрат для всех накладных расходов приводит к значительному искажению величины себестоимости отдельных видов изделий. При этом величина накладных расходов, приходящаяся на те или иные изделия, а, соответственно, и их себестоимость, изменяется в ряде случаев значительно, в зависимости от используемого носителя затрат. Наконец, то или иное изделие, рентабельное при использовании какого-либо одного носителя затрат, может оказаться убыточным при ином способе распределения накладных расходов.
Проблемы оценки, контроля и распределения косвенных расходов между отдельными заказами, видами продукции, процессами связаны с проблемами как трансфертного (внутрифирменного) ценообразования, так и с установлением цены заказа (продукции) в целом. В итоге, обоснованность распределения накладных расходов влияет на обоснованное определение и прибыли организации.
В условиях, когда трансфертная цена выражает отношения не только между подразделениями или центрами ответственности, но и каждого подразделения с предприятием в целом, необходимо максимально точно установить ту долю из постоянных общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которая непосредственно связана с управлением данным подразделением и должна возмещаться его издержками с целью бесконфликтного и эффективного взаимодействия.
Руководству организации необходимы данные об ожидаемой полной себестоимости заказа для согласования с заказчиком цены заказа до того, как он будет выполнен. Заказчику также нужна оперативная информация о возможной цене с тем, чтобы выбрать для себя исполнителя.
Косвенные (накладные) расходы в управленческом учете рассматриваются как расходы периода. Расходы периода относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они имели место. При использовании современных методов калькулирования себестоимости в управленческом учете («директ-кост», «стандарт-кост»), косвенные расходы не относятся на объекты калькулирования (заказ, процесс), а списываются на себестоимость продаж.
Таблица 3.4
Состав накладных расходов
Накладные расходы | ||
Общепроизводственные расходы | Общехозяйственные (непроизводственные) расходы | |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования: Амортизация оборудования, машин, транспортных средств Текущий уход и ремонт оборудования Энергетические затраты на оборудование Услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест Заработная плата и отчисления на соц.нужды рабочих, обслуживающих оборудование Расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции Расходы на вспомогательные материалы, комплектующие детали Прочие расходы, связанные с использованием оборудования | Общецеховые расходы на управление: Расходы по производственному управлению Затраты, связанные с подготовкой и организацией производства Содержание аппарата управления производственными подразделениями Амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря Затраты на ремонт основных средств, относящегося к основным средствам производственного подразделения Затраты на обеспечение нормальных условий труда Потери от: · порчи материальных ценностей при их хранении в производственных подразделениях; · недоиспользования комплекта деталей и технологической оснастки; · недостачи материальных ценностей и незавершенного производства; · простоев. Затраты на профориентацию и подготовку кадров | Административно-управленческие и коммерческие расходы: Расходы по техническому управлению Расходы по управлению снабженческо-заготовительной деятельности, на управление финансово-сбытовой деятельностью Расходы на рабочую силу: набор, отбор, подготовку руководителей, обучение, переподготовку, повышение квалификации Оплата услуг внешних организаций Содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря Обязательные сборы, платежи, налоги, отчисления по законодательству Непроизводственные потери общехозяйственного характера (потери от простоев по вине организации, от порчи материалов и продукции при хранении в пределах норм естественной убыли, прочие непроизводственные расходы – некомпенсируемые из различных источников) |
Порядок расчета полной себестоимости продукции рассмотрим на примере.
Пример:
Предприятие производит два вида изделий - изделие 1 и изделие 2. Информация о затратах на их производство приведена в таблице 3.5.
Косвенные расходы не могут быть сразу отнесены на себестоимость изделий и подлежат распределению между ними. Поэтому важным шагом в калькулировании полной себестоимости продукции является выбор метода (базы) распределения косвенных расходов, который наилучшим образом подходил бы к виду деятельности предприятия, учитывая его специфику.
Базой распределения расходов могут стать:
- количество основного производственного материала;
- стоимость основного производстве