Диаграмма 31. Структура импортных поставок в сегменте “Пищевые продукты”.
Наибольшие объемы импортных поставок в сегменте приходятся на молочные продукты и соусы-кетчупы. Доля крышек для этих сегментов потребления составляет соответственно 29,8% и 28,6%. Значительно меньшие объемы крышек ввозятся для укупоривания банок кофе, что составляет 17,6 % от общего объемы ввозимых в сегменте крышек. На долю крышек для растительного масла приходится 6%, доля прочих пищевых продуктов оставляет 18 % от общего объема поставок по сегменту.
Рассматривая конструкцию ввозимых крышек в зависимости от их использования для укупорки пищевых продуктов, следует отметить, что для молочных продуктов ввозится крышка Комби-топ, для соусов и кетчупов ввозится закручивающаяся крышка для укупоривания продукции в пакетах, обычная закручивающаяся крышка и откидывающаяся hinged крышка с дозатором. В процентном соотношении доли этих крышек составляют соответственно 45%,30% и 25 % . Для растительного масла ввозится стандартная одно- и двухкомпонентная крышка oil-стандарта.
Крышки, предназначенные для кофе и прочих пищевых продуктов, представляют собой обычные закручивающиеся крышки свыше 90 мм. Эти крышки получают методом ротационного формования, на сегодняшний день на территории РФ отсутствует производство крышек подобного вида, о чем свидетельствует существенные объемы импортных поставок подобных крышек.
Таблица 5. Крупнейшие импортеры крышек в сегменте “Пищевые продукты”.
№ п/п | Компания-импортер | Объем поставок, млн. долл. |
ЗАО"ТЕТРА ПАК АО" | 1 780 926,00 | |
ОАО "ХЛАДОПРОДУКТ" | 1 555 970,00 | |
ООО"КРАФТ ФУДС" | 878 311,00 | |
ООО "БАЛТИМОР-ХОЛДИНГ" | 844 575,00 | |
ЗАО "ПОЛАРКАП" | 736 262,00 | |
ООО "БРУКС ЛМ" | 515 712,00 | |
ЗАО "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ" | 429 908,00 | |
ЗАО "ТЕТРА ПАК ХОЙЕР АО" | 400 838,00 | |
ООО "ТЕРМИНАЛ СЕВЕРНЫЙ" РОССИЯ | 388 063,00 | |
ЗАО "ДАНОН-ВОЛГА" | 316 565,00 | |
ООО "ФОРА" | 260 889,00 | |
ОАО"КОНДИТЕРСКОЕ ОБЪЕДИНЕН"РОССИЯ" | 223 506,00 | |
ОАО "КАФФА ИНДАСТРИС" | 204 226,00 | |
ООО "ИНТЕРКАФЕ" | 170 047,00 | |
ООО"РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО"ЛАБИНСКОЕ" | 116 429,00 |
Тенденции развития отрасли
Растительное масло
Масложировая отрасль, и, в частности, производство растительного масла – один из наиболее бурно развивающихся в последние годы секторов в пищевой промышленности России. Достаточно сказать, что за последние 3–4 года объем производства растительного масла увеличился почти вдвое, количество торговых марок выросло с 20 до 200. Емкость российского рынка подсолнечного масла, по данным ИКАР (Институт конъюнктуры аграрного рынка), составляет около $1 млрд., в том числе масла в бутылках - $750 млн. В весовом выражении емкость отечественного рынка растительных масел составляет 1,85 млн.т. Из них на долю подсолнечного масла приходится 1,3 млн.т.
По словам начальника отдела маркетинга компании "Юг Руси" Сергея Каменецкого, в настоящий момент времени рынок растительных масел в нашей стране можно охарактеризовать как устойчиво растущий и перспективный. Подобное положение вещей объясняется тем обстоятельством, что на протяжении последнего десятилетия в рационе питания россиян наблюдался серьезный недостаток растительных жиров. Так, при рекомендованной Минздравом годовой норме в 13,5 кг россияне потребляли в 1990-х годах порядка 6,6 кг растительных масел, включая косвенное – майонез, кондитерские изделия и т.д. Однако рост реальных доходов населения в последние годы, безусловно, стимулировал платежеспособный спрос на растительные жиры. И уже к 2001 году совокупное среднедушевое потребление растительных масел составило 10,4 кг.
Специалисты отмечают резерв роста рынка подсолнечного масла порядка 30%. Также в последние годы на российском рынке растительного масла наблюдается устойчивая тенденция роста производства. Этому способствовало увеличение потребления растительных масел населением и спрос на них со стороны перерабатывающих предприятий масложировой отрасли. Увеличение сырьевых ресурсов привело к повышению объемов производства подсолнечного масла, причем увеличение происходило ежемесячно.
Согласно данным заместителя генерального директора АО "Союзмаргаринпром" Тамары Котковой масложировые предприятия уже в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года значительно увеличили выпуск продукции. Они произвели 407 тыс. тонн растительного масла, что на 63% больше, чем за соответствующий период 2002 года. Импорт подсолнечного масла в январе-апреле 2003 года составил 53,6 тыс.тонн. Это на 7,1 тыс.тонн, или на 11,7% меньше, чем в январе-апреле 2002 года.