Диаграмма 6. Доли импорта в основных сегментах потребления полимерных укупорочных изделий.
Согласно данным диаграммы наибольшие доли импорта в общем объеме потребления приходятся на парфюмерию и косметику. На долю импортных поставок в сегменте приходится 30,76 %. Доля импортных поставок в сегменте “Пищевые продукты” составляет 22,13%, в сегменте “Напитки” – 19,73%, в сегменте ”Фармацевтика” -15,17%, в сегменте “Бытовая химия”- 7,94%.
Глава 3. Определение перспективных направлений для организации производств полимерных укупорочных средств
Сегмент «Напитки»
Рынок “массовых крышек” для ПЭТ-тары является как наиболее значительным, так и наиболее насыщенным сегментом потребления крышек. Первоначально развитие этого сегмента рынка шло по сценарию “преформа+крышка”, когда ведущие производители преформ (Ретал, Европласт, Итера) открывали производство крышек как дополнительную, но далеко не основную часть бизнеса. Уже начиная с 2000 года, на рынке появились крупнейшие мировые игроки – Alcoa, Bericap, Hoffman, Alpla и другие. Эти компании специализируются, за редким исключением, только на производстве крышек для ПЭТ-тары. Они к тому же обладают поистине громадным технологическим потенциалом, и способны “опускаться” по цене как угодно низко. В связи с этим представляется совершенно бесперспективным открытие нового производства к тому же незначительного объема. Доморощенным отечественным производствам типа КБ Кокошкина остается только уповать на отдельных региональных незначительных потребителей и предлагать им продукцию по качеству, значительно уступающую своим иностранным аналогам. Из наиболее перспективных направлений дальнейшего развития этого сегмента следует отметить сегмент питьевой воды малых форматов 0,35-0,6 л. с нестандартным горлом диаметром 30-33 мм, и что интересно производство преформы для подобной крышки еще не налажено в России. Так же чрезвычайно востребованными являются различные крышки нестандартной конструкции – диспенсеры, флип-топы, “хлопушки” и прочее, которые, кстати говоря, активно импортируются из-за рубежа.
Общий объем потребления
Общий объем потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте “Напитки” составляет 9570 млн. штук в год или в стоимостном выражении 47,8 млн. долл. На долю импорта приходится 19% от общего объема потребления крышек в сегменте.
Структура потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте в разрезе федеральных округов представлена на Диаграмме 6.
Диаграмма 6. Структура потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте в разрезе федеральных округов.
Структура потребления
Судя по диаграмме 7, можно сделать выводы о том, что в двух федеральных округах потребление полимерных укупорочных средств несколько превышает среднее значение по отрасли, в остальных же оно примерно одинаково.
Итак, наибольшие объемы потребления полимерных укупорочных средств приходятся на Центральный федеральный округ и Поволжье. Они потребляют 20% и 19% соответственно от всех полимерных укупорочных средств, потребляемых в целом по стране. В прочих регионах уровни потребления сравнимы между собой и составляют 12-16% (см. диаграмму). Северо-Кавказский федеральный округ несколько выпадает из этой картины: на его долю приходится лишь 5% всех предприятий по отрасли, которые потребляют полимерные укупорочные средства.