Диаграмма 3. Структура потребления полимерных укупорочных изделий в разрезе федеральных округов РФ.
Подавляющее количество крышек изготавливается для пищевой промышленности, в частности, для укупорки PET-емкостей (бутылок из полиэтилентерефталата). Доля использования рассматриваемых пластиков для укупорки PET-бутылок составляет около ¾ всего рынка. Оставшаяся часть рынка поделена между крышками для иных пищевых продуктов (кетчуп, майонез, и т.д.), косметическими товарами, бытовой химией, фармацевтикой и другой химической продукцией, упаковываемой в стеклянную или полимерную тару (чаще всего из HDPE). Отметим, что существует отдельный сегмент рынка: производство исключительно «консервных крышек» из полиэтилена для трехлитровых банок. Данный сегмент характеризуется потенциальной возможностью расширения ассортимента продукции, но производители не активизируют указанное направление, в недостаточной степени интересуясь ситуацией на смежных рынках.
Так как спрос на специальные крышки для косметики, фармацевтики и т.п. невелик, то переработчики пластика занимаются их изготовлением только под заказ. Сложность сотрудничества, допустим, с косметическими компаниями заключается в том, что при малых объемах потребления крышек они предъявляют условие уникальности дизайна — наиважнейшая стратегия маркетинга для косметических средств. С другой стороны, срок окупаемости пресс-формы для такой крышки затягивается на годы, что неприемлемо для ведения бизнеса в российских условиях. Выходом из такой ситуации может быть либо долгосрочный контракт с каким-либо крупным производителем (лучше всего с иностранным капиталом), либо выпуск унифицированных крышек для однотипных продуктов с единым стандартом горла емкости — примером могут служить крышки для кетчупа или дешевой косметики.
Внутреннее производство
Типы производителей
В целом рынок пластиковых крышек находится в устойчивом состоянии насыщения с достаточно большим количеством производителей. Последних можно условно разделить на несколько категорий. Применимо разделение как по типу производственного оборудования на «старое» и «новое», так и по технологии изготовления — ротационное формование и горячеканальное литье.
«Старые» переработчики пластиков обладают термопластавтоматами Хмельницкого, Минского или Одесского производства, доставшимися им «по наследству» со времен СССР. Полагая, что рынок полимерных крышек насыщен и низкоприбылен, такие производители не ограничивают сферу деятельности лишь производством «крышечной» продукции. Так как количество «старых» производителей, использующих сырье и оснастку для оборудования отечественного производства, составляет большую часть участников рынка (около 70%), то конкуренция в данном качественно-ценовом сегменте велика. Их продукция занимает нижнюю ценовую нишу на рынке и пользуется спросом в основном со стороны небольших региональных покупателей. Малые объемы производства крышек (от 0,5 до 5 млн./мес.) обусловлены устаревшими низкопроизводительными мощностями, низким качеством продукции, отсутствием высокого стабильного спроса и грамотной политики маркетинга и продаж. Доля рынка пластиковых крышек указанных производителей оценивается в 18-20%. В качестве сырья в основном используется HDPE. Данная категория участников рынка не относится исключительно к «производителям крышек» и выражена нечетко.
«Новые» производители крышек, появившиеся во второй половине 90-х годов на волне выхода на рынок PET-бутылок, поддаются четкому структурированию. Во-первых, многие производители PET-преформ задумались о продаже комплектов «крышка+преформа» и в качестве эксперимента установили новые зарубежные линии. Такие известные поставщики PET-преформ, как «Итера», «Ретал», «Европласт», «Мастер Групп», «Альфатехформ» и др. выпускают одно- либо двухкомпонентную крышку для PET-бутылок, но, по общему мнению, бизнес малодоходен и не является основным направлением деятельности.
Во-вторых, крупные ботлеры — производители пива, минеральной и газированной воды, такие как, «Очаково», «Кавминводы», «Черкизово» и «Зеленоградский источник», - установили собственное оборудование для производства HDPE-крышек. Такой подход в большинстве случаев объясняется экономией на издержках, а также маркетинговыми целями — на поверхности крышки некоторые производители отливают собственный логотип или торговую марку.
В-третьих, некоторые западные компании, специализирующиеся на производстве крышек, решили организовать представительства в России. Такие известные транс-национальные компании как Alcoa и Hoffman, Bericap и Crown Cork уже сделали это. Кстати, именно двухкомпонентные крышки производства Alcoa являются абсолютными лидерами продаж в России — годовой объем их реализации составляет 2,5 млрд. шт./год (1,5 млрд. — производство и 1 млрд. — импорт).
В ту же группу следует включить большое количество отечественных компаний, занимающихся исключительно производством крышек и составляющих конкуренцию зарубежным фирмам. Компании «Нитек», «Формад», «Роспластпродукт», «Тандем» являют собою существенную часть рынка крышек и планируют в ближайшем будущем заменить импортную составляющую.
В принципе на сегодняшний день в России уже существуют действующие производства крышек для полимерных флаконов (“Europack”, “Альфатехформ”, “Гай и К”), но все они являются продолжением производства самих косметических флаконов. Как такового самостоятельного производства таких крышек на сегодняшний день нет, но в ближайшем будущем планируется запуск подобных производств (Seaquist Closures и др.). Во многом создание такого производства крайне проблематично, проекты затянуты
по сроку окупаемости. Для вывода принципиально новых крышек требуется чисто технологическое согласование с тарой, а принципиально уникальные решения, как правило, уже запатентованы.
Отечественное производство укупорочных средств для ПЭТ-тары на сегодняшний день в основном представлено двумя типами пробок - одно- и двухкомпонентными.
Развитие производства этих крышек было, естественно, обусловлено развитием рынка
напитков как наиболее значимой составляющей общего объема потребления полимерных укупорочных изделий и рынка тары, а учитывая технологическую особенность ее производства, в более широком смысле - рынка преформ. Так как на территории РФ первоначально развивался стандарт BPF и несколько меньше PCO, но оба диаметром 28 мм, то и укупорочные средства были выбраны соответствующие. Первоначально наиболее широко были распространены однокомпонентные крышки, как наиболее дешевые, но в настоящее время 65-70% от общего объема производства крышек – это двухкомпонентные крышки.
В последнее время все более востребованными становятся крышки специальных форм, для небольших рынков, как-то косметика, фармацевтика, бытовая химия. Но тара на этих рынках требует четкой идентификации на рынке, и часто продукты массового производства здесь не приемлемы. Поэтому подобные крышки (часто уникальные для России) преимущественно завозятся из-за рубежа или изготавливаются в России на малопроизводительном оборудовании (часто с потерей качества).
Основной и главной на сегодняшний день проблемой российского рынка крышек была и остается проблемы сырья. Можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день в России и странах СНГ нет более менее приемлемого по качеству производства сырья для крышек, как полиэтилена, который постепенно все же выходит из массового потребления мировыми брендами. После распада СССР остались отечественные производства, которые производят полиэтилен - ОАО «Казаньоргсинтез, ОАО «Ставролен», Волжское АО «Химволокно», и полипропилен - «Томский НХК», ОАО «Уфаоргсинтез», ОАО «Московский НПЗ», но сырье, которое производят отечественные заводы, очень низкого качества. В Европе существуют примерно 6-7 игроков, которые в промышленных масштабах производят крышки из этого материала, а мелких производителей там нет и в помине.
Профили производителей
Следует отметить, что отечественные производители крышек достаточно сильно разрознены, их производство диверсифицировано по отраслям потребления, и производители, скажем крышек для ПЭТ-тары, никак не пересекаются с производителями крышек для полимерных флаконов. Соответственно, производителей можно каким-то образом группировать только в пределах потребляющих отраслей, особенности потребления в которых в свою очередь диктуют востребованность тех или иных типоразмеров крышек.
Производителей полимерных укупорочных изделий можно классифицировать по потребляющим отраслям следующим образом: