Предложения по участию федеральных органов власти в решении проблемы увеличения экспорта продукции ЦБП в Китай.
Главным и обязательным условием для любого инвестора, принимающего участие в создании современного целлюлозно-бумажного предприятия является гарантированное обеспечение его лесосырьевой базой (на срок не менее 50 лет), позволяющей организовать лесозаготовки в объеме 3-5 млн. куб. м в год.
Государством должна быть предоставлена возможность использовать взятые в концессию лесные ресурсы в качестве обеспечения инвестиционных кредитов. К сожалению, действующим законодательством, а также рассмотренным Государственной Думой РФ в первом чтении проектом нового Лесного кодекса такая возможность не предусматривается.
Реализация совместно с китайскими инвесторами предлагаемых проектов требует агрессивных планов развития, поддерживаемых политическими директивами и финансированием как со стороны федерального правительства, так и со стороны субъектов федерации.
В Китае созданию благоприятных побудительных мотивов, стимулирующих приток иностранного капитала, придается исключительное значение.
Вместе с тем, мощности иностранных предприятий в Китае составляют лишь 10% от суммарных мощностей китайской ЦБП, ни одна из западных фирм не осуществила полностью, без китайской стороны, ни одного крупного инвестиционного проекта. Реструктуризация китайской ЦБП проводится при помощи правительственных, а также льготных и безвозвратных займов. И в наших лесоизбыточных регионах должны создаваться условия для координации усилий государства и бизнес-структур, поддерживаемых изменениями, вносимыми в законодательные и правоохранительные акты, касающиеся лесопользования, налоговых, таможенных, финансовых и других аспектов деятельности альянсов стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном финансировании отрасли. Без создания таких условий развитие отрасли пойдет по сложившемуся инерционному пути, который приведет к ее деградации.
От государства требуются прежде всего не прямые бюджетные инвестиции, а меры государственной поддержки, перечень которых приводится в приложении 6.6.1.
Вице-президент
РАО «Бумпром» Черновол А.П.
Приложение 6.6.1
Перечень мер необходимой государственной поддержки развития целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП) России:
1. Совершенствование лесного законодательства с целью создания возможности использовать взятые в аренду или концессию лесные ресурсы в качестве залога для обеспечения инвестиционных кредитов.
2. В целях стимулирования развития глубокой переработки леса:
- внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс, предусматривающих отмену (или, по крайней мере, отсрочку уплаты на период монтажа оборудования) налога на добавленную стоимость на импортное технологическое оборудование и запчасти к нему, не выпускаемые в Российской Федерации;
- отмена ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование и запчасти к нему, не выпускаемые в Российской Федерации;
- отмена вывозных таможенных пошлин на продукцию ЦБП.
3. Разработка нормативно-правовых актов, необходимых для создания с участием государства лизинговых компаний для обеспечения предприятий техникой и оборудованием.
4. Разработка мер законодательного характера, обеспечивающих частичный возврат экологических платежей предприятиям для совершенствования их технологий (в соответствии с концепцией наилучших существующих технологий) в целях повышения эффективности производства и защиты экологии.
5. Освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на модернизацию действующих предприятий и новое строительство – в целях стимулирования инвестиций в высокорентабельные отрасли экономики России, к которым относится и ЦБП.
6. Фиксированная ставка попенной платы на заготавливаемую древесину в течение срока строительства, ввода в эксплуатацию и достижения целлюлозно-бумажным предприятием проектных мощностей.
7. Современное возмещение за счет выше упомянутых статей Федерального бюджета предприятиям ЦБП части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым в российских кредитных учреждениях для формирования межсезонных запасов древесины, топлива, химикатов, модернизации производства и создания новых мощностей.