Торги как форма соревновательной торговли в АПК

ТОРГИ - состязательный порядок заключения некоторых договоров (купли-продажи, поставки, подряда). Т. проводятся в форме аукциона или конкурса. В зарубежной (международной) терминологии и некоторых нормативных актах РФ Т. (в конкурсной форме) именуются тендером. ТОРГИ ПОДРЯДНЫЕ - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса. заказчик – структурные подразделения, наделенные правами заказчика по работам, входящим в их компетенцию; торги (конкурс) - форма размещения заказов на выполнение работ или услуг, предусматривающая выбор исполнителя на соревновательной основе. Конкурс, в котором участвовал только один подрядчик или одна группа лиц, признается несостоявшимся; предмет торгов (конкурса) - конкретные виды работ и услуг, по которым проводятся торги ; объект торгов (конкурса) - производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов; участник торгов (конкурса) – физическое или юридическое лицо, имеющее право принимать участие в торгах, в их подготовке, проведении и утверждении их результатов; организатор торгов (конкурса) - заказчик, лицо, уполномоченное заказчиком, или специализированная организация, действующая на основании договора с заказчиком или уполномоченным им лицом и выступающая от их или от своего имени; тендерная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов (конкурса), об условиях и процедуре торгов (конкурса), а также контрактную документацию; тендерный комитет (конкурсная комиссия) - постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором торгов (конкурсов) для организации и проведения торгов (конкурсов), а также оценки конкурсных предложений; претендент - физическое или юридическое лицо, решившее принять участие в торгах (конкурсе) до момента регистрации оферты; конкурсное предложение (оферта) – предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов (конкурса) на условиях, определяемых в тендерной документации; оферент – физическое или юридическое лицо, от имени которого представлена и зарегистрирована оферта; альтернативное предложение - предложение, представляемое одновремен- но с основным конкурсным предложением, содержащее отличающиеся от основно- го предложения условия; паушальная цена - общая цена без дифференциации ее составляющих. Основными участниками подрядных торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет (конкурсная комиссия), претенденты, оференты. Заказчиком, организатором торгов, тендерным комитетом в отдельных процедурах торгов (конкурсов) могут привлекаться консультационные организации. Функции заказчика: принимает решение о проведении торгов (конкурса) и издает в связи с этим официальный распорядительный документ; определяет объект и предмет торгов (конкурса); выполняет сам или определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов (конкурса), издает об этом соответствующий распорядительный документ или заключает соответствующий договор; контролирует работу организатора торгов (конкурса) и участвует в работе тендерного комитета (конкурсной комиссии) через своих представителей. В состав тендерного комитета (конкурсной комиссии) входит не менее трех должностных лиц - представителей заказчика; ставит окончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов (конкурса); определяет потенциальных претендентов и направляет им приглашения к участию в торгах. Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом. Документальное подтверждение инвестиционной способности должно иметься у заказчика на момент объявления о предварительной квалификации (если проводится) или торгов (конкурса). Торги представляют собой специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену. На аукционах производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства - качество, внешний вид, вкус и т.д. Поэтому аукционные товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или дегустированы покупателем. Предварительный осмотр является обязательным условием аукционной торговли, так как ни устроители аукциона, ни продавцы после продажи товара с аукциона не принимают никаких претензий в отношении качества товара (кроме скрытых дефектов).





Ценовая политика в АПК

Цена — денежное выражение стоимости товара — продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Цены обеспечивают предприятию получение запланированной прибыли, конкурентоспособность продукции, спрос на неё. Через цены реализуются коммерческие цели.

Ценовая политика предприятия— это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных услови­ях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.

Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования. Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и построению стратегии (матрица Ансоффа, матрица БКГ, матрица Портера). Также в рамках ценовой стратегии выбираются используемые методики определения (установления) цены, а также формы ценовой дискриминации.

В дальнейшем в рамках реализации стратегии разрабатываются тактические мероприятия (для стимулирования продаж), включая системы ценовых скидок и неценовых поощрений покупателей.

К возможным целям ценовой политики относятся:

• обеспечение выживаемости фирмы;

• максимизация текущей прибыли;

• завоевание лидерства по показателю «доля рынка»;

• завоевание лидерства по показателю «качество продукции»;

• политика «снятия сливок»;

• краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции.

При формировании политики ценообразования необходимо решить, на сколько придется увеличить объемы продаж, чтобы при более низкой цене обеспечить получение большей прибыли. При этом необходимо учесть, чтобы цена устраивала как продавца, так и покупателя, т. е. ввести ценностный подход к образованию цены.

Перерабатывающие предприятия могут идти на инициативное уменьшение цен при недогрузке производственных мощностей, сокращении доли рынка под давлением агрессивной ценовой конкуренции со стороны других перерабатывающих предприятий и т. д. Однако при проведении политики инициативного снижения цен следует учитывать реакцию потребителей, которые могут воспринимать снижение цен как свидетельство низкого качества товара или его снижения, низкого спроса на товар, плохого финансового положения перерабатывающего предприятия. В результате потребитель может неадекватно отреагировать на снижение цен и не только не расширить свои покупки, а наоборот, даже их снизить.

При определении ценовой стратегии целесообразно учитывать многочисленные факторы. К ним следует отнести, например уровень спроса, его объём и динамику, экономические возможности покупателя, полные издержки перерабатывающего предприятия на производство и продажу данного пищевого продукта, цены аналогичных продуктов предприятий конкурентов и т.д.

Перерабатывающие предприятия применяют ценовые стратегии в сочетании различных их видов в зависимости от конкретной ситуации на рынке и общих маркетинговых стратегических проблем.

При анализе ценовой политики перерабатывающего предприятия на первом этапе проводится сравнительный анализ уровня цен на продукцию.

Таблица -Сравнительный анализ цен

Вид продукции Уровень цены, тыс. руб.
На внутреннем рынке В стране импортера
анализируемого предприятия в среднем по отрасли конкурента анализируемого предприятия средний на рынке
           
           

Сравнительный анализ цен необходимо дополнить анализом товаросопровождения, системы скидок и других факторов определяющих конкурентоспособность продукции.

Приведем основные виды скидок с цены.

• Скидки с прейскурантной и справочной цены.

• При покупке за наличные покупатель получает так называемую скидку "сконто". Например, формулировка "3/12, нетто 30" означает, что платеж должен быть произведен в течение 30 дней, но покупатель заплатит на 3% меньше, если он оплатит стоимость товара в течение 12 дней.

• Бонусные скидки за оборот даются постоянным покупателям в зависимости от оборота продаж.

• Прогрессивные скидки предоставляются покупателю за количество, объем покупки, серийность.

• Товарообменный зачет или скидка предоставляется за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара.

• Экспортная скидка при продаже товара на экспорт.

• Функциональные скидки или скидки в сфере торговли предоставляются производителям службами товародвижения за выполнение определенных функций.

• Специальные скидки даются продавцом тем покупателям, в которых продавец более заинтересован.

• Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде бесплатных образцов.

Предоставляются также скрытые, конфиденциальные скидки, не подлежащие фиксированию в контрактах, а реализуемые на основе устной договоренности. Наценки встречаются реже. Они даются иногда за повышение качества товара. Все это, бесспорно, расширяет спектр применения различных тактик установления цен. Например, для новых продуктов широко используется так называемая тактика "снятия сливок" ("price-skimming"). В данном случае расчет состоит в том, что существует достаточное количество покупателей, желающих платить большую цену за марку товара.

Широко применяется так называемая тактика проникающего ценообразования (peneration), смысл которой состоит в том, чтобы генерировать первоначальный спрос путем установления низкой цены на вновь вводимый на рынок продукт. В последующем, когда товар будет признан на рынке, цена на него повышается. Здесь надо иметь в виду, что применение этой тактики эффективно в случаях, когда адаптация потребителей к продукту происходит в относительно короткий период времени и отработаны каналы распределения. В противном случае это может привести к большим потерям.

В конечном итоге уровень устанавливаемой цены по здравому смыслу должен находиться где-то в промежутке между низкой ценой (издержки производства), не приносящей прибыли, и теоретически высокой ценой, определяемой спросом (рыночная цена) без учета задач предприятия.

На втором этапе анализа ценовой политики перерабатывающего предприятия проводится факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена рассчитывается путём деления выручки от реализации соответствующего вида изделия на объём его продаж за отчётный период. На изменение её уровня оказывают влияние следующие факторы: качество, рынки сбыта, сроки реализации, инфляционные процессы.

Изменение уровня среднереализационной цены за счёт качества продукции можно рассчитать по формуле

Торги как форма соревновательной торговли в АПК - student2.ru ,

где Цн и Цп – цена соответственно нового и прежнего качества;

VРПн – объём реализации продукции нового качества;

VРПобщ – общий объём реализации продукции соответствующего вида.

По тем видам продукции, по которым цена устанавливается в зависимости от сорта , кондиции, категории, влияние качества можно рассчитать способом абсолютных разниц.

Торги как форма соревновательной торговли в АПК - student2.ru

По такоё же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта и сроков реализации продукции.

Таблица -Влияние рынков сбыта на изменение средней цены реализации.

Рынок сбыта Цена, тыс.руб Объём продаж, т Структура рынков сбыта Изменение средней цены, тыс. руб
план факт план факт +,-
Внутренний              
Экспорт              
Итого              

Таблица -Влияние сроков реализации на изменение средней цены.

Срок реализации Цена, тыс.руб Объём продаж, т Структура продаж Изменение средней цены, тыс. руб
план факт план факт +,-
Сезон              
Несезонная продажа              
Итого              

Если на протяжении отчётного периода произошло изменение цен на продукцию в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объём её реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции соответствующего вида за отчётный период.

В заключении результаты факторного анализа обобщаются.

Таблица -Факторы изменения среднереализационных цен.

Фактор Изменение средней цены, тыс. руб. Изменение суммы прибыли, млн. руб.
Изделие А Изделие Б Изделие А Изделие Б
Качество        
Рынки и каналы сбыта        
Сроки реализации        
Инфляция        
Итого        

При обобщении результатов анализа ценовой политики обязательно необходимо сопоставлять влияние отдельных её элементов на конечные результаты работы предприятия.

Наши рекомендации