Скорость подъема людей и грузов в вертикальных горных выработках.
Ответ:
Максимальная скорость подъема и спуска работников по вертикальным выработкам определяется проектом, но не должна превышать 12 м/с. При подъеме и спуске работников в бадьях по направляющим наибольшая скорость должна быть не более 8 м/с, а в местах, где направляющие отсутствуют, - не более 1 м/с.
Максимальная скорость при подъеме и спуске грузов по вертикальным выработкам определяется проектом.
При подъеме и спуске грузов в бадьях по направляющим скорость движения бадей не должна превышать 12 м/с, а в местах, где направляющие отсутствуют, - 2 м/с.
Скорость подъемных сосудов при спуске-подъеме подвешенных под ними грузов не должна превышать 1 м/с.
Требования П по ОПБ к предохранительным устройствам подъемной установки для защиты от переподъема и превышения скорости движения подъемных сосудов.
Ответ:
Для защиты от переподъема и превышения скорости рудничная подъемная установка должна быть снабжена следующими предохранительными устройствами:
- для каждого подъемного сосуда (противовеса) - концевым выключателем, установленным на копре, предназначенным для выключения подъемной машины и включения предохранительного тормоза при подъеме сосуда на 0,5 м выше уровня приемной площадки (нормального положения его при разгрузке), и двумя концевыми выключателями, установленными на указателе глубины или на регуляторе хода и предназначенными для дублирования работы концевых выключателей, установленных на копре (допускается установка дублирующих концевых выключателей на копре на одном уровне с основными при питании их отдельными кабелями от разветвительной коробки и установке на пульте управления машиной для каждого из них отдельных кнопок без фиксации положения, предназначенных для проверки исправности выключателей);
- аппаратом, выключающим подъемную установку в случае превышения скорости равномерного хода на 15%;
- ограничителем скорости, не допускающим подхода сосуда к приемным площадкам со скоростью более 1,5 м/спри спуске-подъеме груза и 1 м/с при спуске-подъеме работников и срабатывающим при превышении скорости подхода сосуда более чем на 15%;
- амортизирующими устройствами, устанавливаемыми на копре и в зумпфе (распространяются только на подъемные установки со шкивами трения).
Требования П по ОПБ к защитным, блокировочным и сигнальным устройствам подъемной установки.
Ответ:
Шахтные подъемные установки в зависимости от технических характеристик должны быть оборудованы следующими защитными, блокировочными и сигнальными устройствами:
- блокировкой от чрезмерного износа тормозных колодок или тормозных дисков, срабатывающей при увеличении зазора между ободом барабана и тормозной колодкой или между тормозными дисками и тормозным полем более величины, указанной в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя ПМ соответственно для ПМ с тормозами колодочного или дискового типа. Это требование не распространяется на грузовые подъемные и проходческие лебедки;
- максимальной и нулевой защитой подъемного двигателя, действующей при перегрузке двигателя и отсутствии напряжения;
- защитой от провисания струны каната (за исключением проходческих и многоканатных подъемных установок);
- защитой от напуска каната в ствол для подъемных установок, имеющих сосуды с парашютными устройствами (кроме проходческих и многоканатных подъемных установок). Оснащение защитой от напуска каната сосудов, не имеющих парашютных устройств, производится по мере ее создания и изготовления;
- защитой от проскальзывания каната (для подъемных машин со шкивами трения);
- дуговой блокировкой между контакторами реверсора, а также динамического торможения;
- блокировкой предохранительных решеток приемных площадок горизонтов стволов, исключающей пуск подъемной машины при открытых решетках, а также не допускающей открывания решеток при отсутствии клети на приемных площадках. При опускании по стволу грузов, располагаемых под клетью, блокировка решеток может быть отключена;
- блокировкой, позволяющей включать двигатель после переподъема сосуда только в сторону ликвидации переподъема;
- блокировкой, не допускающей снятия предохранительного тормоза, если рукоятка рабочего тормоза не находится в положении "заторможено", а рукоятка аппарата управления (контролера) - в нулевом положении;
- блокировкой, обеспечивающей остановку бадьи при подходе ее к нулевой площадке с закрытыми лядами, а также блокировкой, обеспечивающей при проходке ствола остановку бадьи за 5 м до подхода ее к рабочему полку и при подходе к забою ствола;
- устройством, подающим сигнал стволовому или машинисту подъемной машины при выдергивании тормозных канатов в месте их крепления в зумпфе;
- блокировкой (устройством), отключающей подъемную машину, при недопустимом поднятии петли уравновешивающего каната. Место установки устройства определяется проектом;
- дублирующим ограничителем скорости, если основной ограничитель не имеет самоконтроля. Это требование распространяется только на людские и грузолюдские подъемные установки;
- блокировкой качающихся площадок и посадочных кулаков у приемных площадок и горизонтов, включающей сигнал "Стоп" у машиниста подъемной машины при наложенных качающихся площадках или подведенных посадочных кулаках. Блокировка должна действовать во всех режимах работы подъемной установки, кроме режима "груз";
- автоматическим звонком, сигнализирующим о начале периода замедления;
- защитой от исчезновения тока электродинамического торможения асинхронного подъемного электродвигателя;
- другими защитными, блокировочными и сигнальными устройствами в соответствии с проектом на подъемную установку и рекомендациями производителя ПМ.
В шахтных стволах, оборудованных двумя и более подъемными установками, предназначенными для спуска работников и грузов, и имеющих сосуды с парашютными устройствами, где клетевые подъемные установки не оборудованы блокировкой от напуска каната, клетевые отделения стволов должны разделяться перегородкой по всей длине ствола.
Требования П по ОПБ предъявляемые к машинистам подъемных машин.
Ответ:
Машинистами подъемных машин могут назначаться работники не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов, выданное в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. N 31 "О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности", ипрошедшие предварительный медицинский осмотр.
Машинисты подъемных машин обязаны ежегодно проходить периодический медицинский осмотр и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.
Требования П по ОПБ к наличию документации на подъемной установке.
Ответ:
На каждой подъемной установке должны быть:
- график работы подъема, утвержденный главным инженером рудника, с указанием времени, необходимого для производства ежесуточных осмотров элементов подъемной установки;
- паспорт подъемной машины, редуктора и подъемного электродвигателя (место хранения паспорта определяет главный механик рудника);
- детальная схема тормозного устройства с указанием основных размеров;
- исполнительные электрические схемы (принципиальные, монтажные);
- схема парашютных устройств с контролируемыми размерами;
- инструкция по охране труда для машинистов подъемных установок;
- прошнурованные журналы: журнал записи результатов осмотра подъемной установки, журнал записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода, журнал записи результатов осмотра тормозных и амортизационных канатов подъемной установки, журнал записи результатов осмотра резинотросовых уравновешивающих канатов, журнал приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин, журнал записи результатов осмотра состояния стволов рудника, журнал сдачи в ремонт и приема из ремонта подъемной установки;
- график работы подъема, утвержденный главным инженером рудника, с указанием времени, необходимого для производства ежесуточных осмотров подъемной установки;
- регламентные карты по техническому осмотру и ремонту подъемной установки.
Схема тормозного устройства, исполнительная электрическая схема, схема парашютных устройств и инструкция для машиниста должны быть вывешены в машинном отделении.