Динамика величины реальных денежных доходов населения
Величина реальных денежных доходов населения представляет собой доход населения (в том числе заработную плату), с поправкой на инфляцию, и является более подходящим показателем, чем величина номинально начисленной заработной платы, для характеристики уровня жизни населения, особенно при высоких темпах инфляции.
В большинстве регионов ЦФО в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошел рост реальных доходов населения (см. Рис. 16). Существенный прирост реальных доходов (более 10%) в 2004 году наблюдался в Московской, Курской, Ивановской, Калужской, Смоленской областях и г. Москве.
Рисунок 16
Источник: «ИНСЭР» по данным облстатов
Структура расходов населения
В структуре расходов населения регионов ЦФО в 2004 году преобладали расходы на покупку товаров и оплату услуг (60-70% полученных доходов). На долю сбережений приходилось около 10% доходов населения (см. Табл. 11).
Таблица 11. Расходы населения регионов ЦФО в 2004 году
Величина расходов населения, млрд. руб. | Темп роста величины расходов, % | Структура расходов населения, % к величине доходов | |||||
на покупку товаров и услуг | на оплату обязательных платежей и взносов | на сбережения | на покупку валюты | превышение доходов над расходами, расходов над доходами (-) | |||
Белгородская | 68,64 | 122,9 | 66,4 | 7,5 | 4,2 | 5,9 | |
Брянская | 60,68 | н.д. | 72,8 | 5,7 | 17,8 | 4,8 | -1,1 |
Владимирская | 61,5 | 118,4 | 61,5 | 10,7 | 25,6 | 6,9 | -4,7 |
Воронежская | н.д. | н.д. | 6,8 | 5,7 | 10,5 | ||
Ивановская | н.д. | н.д. | 63,7 | 10,5 | 17,6 | 4,8 | 3,4 |
Калужская* | 54,43 | 132,8 | 68,2* | 11,5 | 13,8** | 6,5 | |
Костромская | 33,19 | 126,4 | 63,1 | 7,6 | 3,5 | 4,4 | -1,7 |
Курская* | 27,8 | 56,1 | 9,6 | 3,4 | 15,1 | ||
Липецкая* | 56,78 | н.д. | 70,2 | 7,7 | 11,6 | 2,9 | 7,6 |
Московская* | 517,6 | 75,3 | 11,6 | 11,9 | 5,7 | -4,4 | |
Орловская* | 37,72 | 121,3 | 62,6 | 6,1 | 2,9 | 5,7 | 12,4 |
Рязанская | 54,39 | 121,8 | 75,7 | 7,9 | 5,4 | -5 | |
Смоленская | н.д. | н.д. | |||||
Тамбовская* | 49,01 | 121,8 | 60,8* | 7,3 | 3,4 | 3,5 | 18,9 |
Тверская | н.д. | н.д. | 8,3 | 3,4 | 2,9 | 12,6 | |
Тульская | 73,56 | 123,6 | 66,9 | 6,9 | 4,3 | н.д. | 5,4 |
Ярославская* | 73,7 | 117,5 | 8,3 | 16,7 | 6,8 | 18,2 | |
Москва | н.д. | н.д. | 58,7 | 10,4 | 9,7 | ||
* структура расходов в декабре 2004 | |||||||
** сбережения, в т.ч. покупка валюты |
Источник: «ИНСЭР» по данным облстатов
Развитие розничной торговли
Показатели развития рынка розничной торговли являются косвенными характеристиками уровня жизни населения. Чем больше величина и темп роста этого рынка, чем выше уровень жизни населения данного региона.
Оборот розничной торговли Центрального федерального округа в 2004 году составил 2165 млрд. рублей, или 39% оборота розничной торговли России. Оборот розничной торговли регионов ЦФО увеличился на 12,9% по сравнению с 2003 годом. Во всех регионах ЦФО в 2004 году по отношению к 2003 году наблюдался рост розничной торговли.
Высокий оборот розничной торговли ЦФО обеспечивался оборотом розничной торговли г.Москвы, который составил 63% от оборота ЦФО.
Таблица 12. Оборот розничной торговли в регионах ЦФО в 2004 году
Оборот розничной торговли, млрд.рублей | Темп роста оборота розничной торговли, % | Доля оборота организованной розничной торговли, % к обороту розничной торговли | |
Белгородская | 36,6 | 115,5 | 65,0 |
Брянская | 30,9 | 114,2 | 70,5 |
Владимирская | 24,9 | 112,1 | 81,1 |
Воронежская | 61,8 | 106,5 | 85,3 |
Ивановская | 17,1 | 111,6 | 80,4 |
Калужская | 31,38 | 121,5 | 82,0 |
Костромская | 16,06 | 115,4 | 85,0 |
Курская | 30,5 | 119,7 | 59,0 |
Липецкая | 32,9 | 69,0 | |
Московская | 291,7 | 137,9 | 87,3 |
Орловская | 21,4 | 108,4 | 72,8 |
Рязанская | 113,9 | 83,9 | |
Смоленская | 30,1 | 46,1 | |
Тамбовская | 29,4 | 112,1 | 58,2 |
Тверская | 40,5 | 85,0 | |
Тульская | 38,8 | 118,5 | 82,0 |
Ярославская | 31,03 | 110,2 | 80,0 |
Москва | 108,3 | 73,6 | |
ЦФО | 2165,03 | 112,9 |
Источник: «ИНСЭР» по данным облстатов
По величине оборота розничной торговли в расчете на одного жителя среди регионов ЦФО в 2004 году лидером был г.Москва, где на одного жителя приходилось 131,8 тыс. рублей оборота розничной торговли. Высоким был этот показатель в Московской (44,1 тыс. рублей), Калужской (30,5 тыс. рублей), Смоленской (29,2 тыс. рублей), Тверской (28,1 тыс. рублей) областях (см. Рис. 17).
Наименьшие показатели объема розничной торговли в расчете на одного жителя наблюдались в Ивановской (15,1 тыс. рублей), Владимирской (16,6 тыс. рублей), Костромской (22,1 тыс. рублей) и Брянской (22,7 тыс. рублей) областях (см. Рис. 17).
Низкие значения оборота розничной торговли в расчете на одного жителя во Владимирской, Ярославской и в особенности Московской областях объясняются близостью к г. Москве, и, следовательно, перераспределению потоков потребительских денежных средств в пользу московского рынка розничной торговли в ущерб региональным рынкам.
Рисунок 17
Источник: «ИНСЭР» по данным облстатов
Наибольший темп роста оборота розничной торговли наблюдался в Московской (137,9%), Тверской (132%), Калужской (121,5%) областях (см. Табл. 12, Рис. 18). Наименее интенсивно оборот розничной торговли в 2004 году увеличивался в Смоленской (105%), Воронежской (106,5%), Орловской (108,4%) областях и г. Москве (108,3%).
Рисунок 18
Источник: «ИНСЭР» по данным облстатов
В большинстве регионов ЦФО высоко развита организованная розничная торговля - большая часть оборота розничной торговли в регионах ЦФО была получена в результате реализации продукции предприятиями организованной розничной торговли (см. Табл. 12).
Объем рынка непродовольственных товаров в регионах ЦФО в 2004 году составил 1095,9 млрд. рублей (36,2% объема российского рынка непродовольственных товаров). Объем рынка продовольственных товаров в регионах ЦФО составил 808,3 млрд. рублей (31,8% объема российского рынка продовольственных товаров). В целом по округу объем рынка непродовольственных товаров превысил объем рынка непродовольственных товаров и составил 57,6% оборота розничной торговли ЦФО.
В большинстве регионов ЦФО в структуре оборота розничной торговли преобладали непродовольственные товары. Кроме того, темп роста спроса на непродовольственные товары во всех регионах кроме Белгородской, Рязанской областей и г. Москвы превышал темп роста спроса на продовольственные товары (см. Табл. 13, Рис. 19). Высокая доля и темп роста рынка непродовольственных товаров свидетельствуют о ненасыщенности потребительского спроса непродовольственными товарами. Рост рынка объясняется ростом уровня жизни населения регионов ЦФО.
Таблица 13. Структура оборота розничной торговли в регионах ЦФО в 2004 году
Продовольственные товары | Непродовольственные товары | |||||
Оборот рынка, млрд.рублей | Темп роста рынка, % | Доля рынка, % к обороту розничной торговли | Оборот рынка , млрд.рублей | Темп роста рынка ,% | Доля рынка, % к обороту розничной торговли | |
Белгородская | 17,45 | 116,5 | 47,7 | 19,11 | 114,7 | 52,3 |
Брянская | 15,3 | 111,9 | 49,6 | 15,6 | 116,4 | 50,4 |
Владимирская | 12,7 | 109,8 | 51,1 | 12,2 | 114,5 | 48,9 |
Воронежская | 28,4 | 93,8 | 46,0 | 33,4 | 119,6 | 54,0 |
Ивановская | 8,2 | 108,5 | 48,7 | 8,96 | 114,6 | 51,3 |
Калужская | 13,3 | 42,4 | 18,8 | 57,6 | ||
Костромская | 7,18 | 100,1 | 42,9 | 8,88 | 130,8 | 57,1 |
Курская | 13,2 | 130,5 | 43,1 | 17,4 | 56,9 | |
Липецкая | 13,8 | 43,0 | 19,1 | 57,0 | ||
Московская | 13,1 | 134,1 | 44,9 | 16,1 | 141,1 | 55,1 |
Орловская | 9,2 | 105,1 | 43,0 | 12,1 | 57,0 | |
Рязанская | 14,96 | 112,3 | 49,9 | 15,01 | 115,5 | 50,1 |
Смоленская | 15,98 | 99,5 | 52,8 | 15,02 | 47,2 | |
Тамбовская | 12,3 | 109,5 | 41,8 | 17,1 | 114,1 | 58,2 |
Тверская | 18,1 | 44,0 | 22,4 | 56,0 | ||
Тульская | 17,5 | 114,3 | 45,1 | 21,3 | 122,2 | 54,9 |
Ярославская | 15,6 | 108,4 | 50,3 | 15,4 | 111,9 | 49,7 |
Москва | 109,1 | 41,0 | 107,8 | 59,0 | ||
ЦФО | 808,27 | 42,4 | 1095,88 | 57,6 |
Источник: «ИНСЭР» по данным облстатов
Рисунок 19
Источник: «ИНСЭР» по данным облстатов