Системы оповещения объектового уровня
Все системы оповещения этого уровня можно разделить на локальные системы оповещения, создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные электростанции, химически опасные объекты, гидросооружения), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным.
Оповещение должностных лиц
Оповещение ответственных должностных лиц РСЧС (члены КЧС, работники органов управления ГОЧС, начальники служб ГО, командиры формирований, руководители всех рангов), от которых зависит принятие решений на организацию проведения мероприятий по защите населения и территорий при возникновении чрезвычайной ситуации, является одной из важнейших задач систем оповещения всех уровней.
Средства оповещения
Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С-40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300 - 400 метров.
Существующая аппаратура управления электросиренами при своем включении автоматически формирует циклы включения и выключения цепи питания электродвигателя сирены. В результате этого электродвигатель то набирает обороты, то снижает их. На оси двигателя смонтирована звукообразующая система, с помощью которой и формируется завывающий звук электросирены. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 сек.) после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Для повторного включения электросирены необходимо вновь задействовать аппаратуру управления.
Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения. При необходимости возможно и децентрализованное управление каждой электросиреной непосредственно с места ее установки или из АТС, где устанавливается промежуточная аппаратура управления работой сирен.
Электрические сирены обладают достаточно высокой эффективностью в обеспечении экстренного оповещения населения. Они просты в устройстве и техническом обслуживании, служат десятилетиями, управление ими легко централизуется и они представляют собой в настоящее время центральное звено в системах оповещения населения. В то же время их использование не лишено и недостатков: зависимость от состояния централизованного электроснабжения и исправности телефонных линий управления; небольшие площади звукопокрытия, что заставляет устанавливать большое количество сирен по территориям городов и населенных пунктов; определенная зависимость от погодных условий и времени года; сети электросирен легко уязвимы в чрезвычайных ситуациях (нарушение сети централизованного электроснабжения, аварии на местных телефонных сетях, являющихся основой для управления сиренами).
Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта). Радиотрансляционные сети (сети проводного вещания) обеспечивают доведение информации по проводам до квартирных радиоточек (громкоговорителей) и уличных громкоговорителей. Однако они требуют постоянного обслуживания и проверки на предмет готовности. Несмотря на постоянное сокращение количества уличных громкоговорителей, их роль в оповещении и информировании населения в чрезвычайных ситуациях весьма велика.
Один громкоговоритель в условиях города, при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки), обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40—50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу необходимо установить значительное количество уличных громкоговорителей. Поэтому постояннодействуюшие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. Большое количество уличных гром ко говори тел ей хранится на складах и требуется значительное время и сил для их оперативного развертывания в угрожаемый период.
В то же время, в отличие от электросирен, применение уличных громкоговорителей в целях оповещения более универсально. С помощью электросирен можно передать лишь условный сигнал опасности, а с помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Но это не значит, что сети уличной звукофикации способны заменить сети электросирен. Эффективная площадь окучивания одного громкоговорителя it 1000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.
Как показывает практика, полного охвата населения оповещением добиться практически невозможно. Нельзя также и утверждать, что всё находящееся в зоне действия средств оповещения население адекватно воспримет сигналы оповещения и информацию об опасности и организует свои последующие действия в соответствии с переданной информацией. Нужна еще продуманная система обучения населения, которая позволит научить людей распознавать эти сигналы и осознанно действовать по ним.
Для повышения надежности оповещения необходимо неоднократное повторение передаваемых сигналов и информации по всем средствам оповещения. При этом следует учитывать и время суток, так как эффективность различных средств оповещения меняется. В ночное время наиболее эффективны сети электросирен и уличных громкоговорителей, в вечернее время — телевидение, днем — электросирены и уличные громкоговорители, сети радиовещания.
В сельских населенных пунктах число сирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Следует отметить, что в последнее время сельские радиотрансляционные сети в виду своей нерентабельности постоянно сокращаются, закрываются сельские радиоузлы, прекращают свою работу районные студии проводного вещания, многие небольшие сельские населенные пункты вообще остались без сети проводного вещания. Это требует поиска и совершенствования способов оповещения и информирования населения, постоянного внимания к этой проблеме со стороны органов исполнительной власти и органов управления РСЧС.
Для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе перехвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.
Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся в этих органах управления. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается «живая передача» из органа управления без предварительной записи.
В соответствии с установленным порядком (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени») использование радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций (независимо от форм собственности) для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях осуществляется оперативными дежурными органов управления ГОЧС с перерывом программ вещания длительностью до 5 минут. При этом допускается 2—3-кратное повторение передачи речевого сообщения. Сети телевизионного и радиовещания в настоящее время являются основными каналами получения информации для населения. Каждая из этих сетей охватывает более 95% населения страны.
При планировании использования в составе территориальных СЦО электронных средств массовой информации целесообразно ориентироваться на преимущественное использование местных сетей теле- и радиовещания. Следует ожидать, что сети проводного вещания сохранят свое информационное значение в местных системах оповещения крупных населенных пунктов и объектовых системах оповещения. Существенно расширить возможности системы оповещения позволяет широкое развитие коммерческих сетей вещания. Их использование в интересах оповещения населения также должно предусматриваться местными органами управления ГОЧС.
Основные угрозы и опасности в чрезвычайных ситуациях испытывает население, проживающее в городах, насыщенных потенциально опасными производствами. Однако в современных условиях проживание в сельской местности также не гарантирует безопасность при авариях и катастрофах. Это требует определенной информационной подготовки населения как городского, так и сельского.
Высокая эффективность в подготовке населения к самостоятельным действиям может быть достигнута путем выпуска специальных памяток, адресованных жителям конкретного города или района, которые раздаются бесплатно местными исполнительными органами власти или продаются за символическую цену.
Такие памятки могут нести следующую информацию:
- сведения о сигналах и информации оповещения и порядке действий по ним;
- номера телефонов дежурных служб города или единой дежурно-диспетчерской службы, оперативного дежурного управления ГОЧС города, объединенных диспетчерских служб жилищно-эксплуатационных управлений;
- наименования объектов, расположенных на территории города, типы химически опасных веществ, используемых в производстве, а также возможную глубину их распространения в случае аварии на объектах;
- характеристику типов химически опасных веществ, меры защиты от них и способы оказания помощи при поражениях;
- общий план города (района) с указанием мест расположения потенциально опасных объектов и размеров зон возможных заражений (разрушений, затопления), медицинских учреждений, пунктов посадки на транспорт, органов исполнительной власти и органов управления ГОЧС, наиболее целесообразных маршрутов эвакуации, сборных эвакопунктов;
- адреса убежищ и укрытий;
- частоты и программы местного радиовещания, которые спланированы для использования в интересах информирования населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и др.
В такие памятки может вноситься и другая информация, например, о возможных стихийных бедствиях, характерных для данного региона, информация по организации защиты населения и быстрой ориентации его в обстановке при возникновении чрезвычайных ситуаций. Памятка может содержать и специальные графы для их последующего заполнения необходимыми сведениями и изменениями обстановки на территории города (района).