Расчет численности производственных работников.
Расчет рабочей силы в цехе производится на основании производственной программы цеха и норм времени для приготовления блюд каждого вида, значащихся в плане-меню и изготавливающихся в цехе.
Расчет производится по формуле:
N=n*t/ 3600*Тц*Y (8)
Где
N – количество работников, необходимое для выполнения данной производственной программы, чел;
n – количество изделий (или блюд) каждого наименования, изготовляемых за день, шт., кг., блюд;
t – норма времени на изготовление единицы изделия, с;
t = К*100; здесь К – коэффициент трудоемкости (приложение 9 книги проектирования поп Т.Т. Никуленкова)
100 – норма времени, необходимого для приготовления изделия, коэффициент трудоемкости которого равен 1, с;
Тц – продолжительность рабочего дня каждого работающего, ч (Т= 15);
Y - коэффициент, учитывающий рост производительности труда (Y=1,14), применяется только при механизации процесса.
Тогда по нашим данным для приготовления 35 блюд супа картофельного потребуется:
N1=20*100*1,5/3600*15*1,14=0,05
Все полученные данные оформляем в виде таблицы.
Таблица 9 - Расчет численности производственных работников
Блюдо | Количество блюд за день | Коэффициент трудоемкости | Количество человек |
Сыр | 0,5 | 0,05 | |
Икра | 0,4 | 0,02 | |
Салат картофельный | 1,2 | 0,11 | |
Салат столичный | 2,2 | 0,23 | |
Молоко кипячёное | 0,2 | 0,02 | |
Кефир | 0,2 | 0,01 | |
Ацидофилин | 0,2 | 0,01 |
Продолжение таблицы 9
Сельдь с картофелем и маслом | 1,3 | 0,11 | |
Паштет из печени | 1,5 | 0,09 | |
Бутерброды с паштетом | 1,5 | 0,12 | |
Суп с макаронными изделиями | 0,5 | 0,03 | |
Суп картофельный | 1,5 | 0,05 | |
Суп молочный с макаронными изделиями | 0,3 | 0,01 | |
Котлеты рыбные | 1,0 | 0,13 | |
Поджарка | 1,0 | 0,16 | |
Котлеты по-киевски | 1,8 | 0,23 | |
Котлеты натуральные | 1,0 | 0,12 | |
Печень жареная с жиром | 0,5 | 0,05 | |
Печень по-строгановски | 1,0 | 0,09 | |
Крокеты картофельные | 3,3 | 0,35 | |
Омлет натуральный | 0,4 | 0,02 | |
Драчена | 0,4 | 0,01 | |
Творог с сыром | 0,4 | 0,01 | |
Гарнир 1 (картофельное пюре) | 1,2 | 0,16 | |
Гарнир 2 (картофель жареный (из варёного)) | 2,7 | 0,44 | |
Гарнир 3 (картофель, жареный во фритюре) | 2,7 | 0,35 | |
Гарнир 4 (картофель, жареный (из сырого)) | 2,7 | 0,32 | |
Гарнир 5 (картофель отварной) | 1,2 | 0,12 | |
Гарнир 6 (макароны отварные) | 0,3 | 0,03 | |
Компот из яблок и слив | 0,3 | 0,06 | |
Мусс яблочный | 0,7 | 0,10 | |
Мороженое «Сюрприз» | 0,5 | 0,12 | |
Чай с лимоном | 0,2 | 0,01 | |
Кофе на молоке | 0,1 | 0,03 | |
Молочный прохладительный напиток с джемом | 3,0 | 0,09 | |
Напиток яблочный | 3,0 | 0,04 | |
Пончики | 0,5 | 0,06 | |
Чебуреки | 1,5 | 0,16 | |
Колбаса, варенная запеченная в тесте | 0,5 | 0,06 | |
Ватрушка венгерская | 0,5 | 0,06 | |
Итого | 4,24 |
Nяв = 4,24 =4 чел
Общая численность производственных работников с учетом выходных и праздничных дней, отпусков и дней по болезни рассчитаем по формуле :
Nвых. = Nяв. * К (9)
где,
Nвых- количество работников с учетом выходных и праздничных дней;
Nяв- количество работников с учетом производственной программы;
К – коэффициент, учитывающий выходные и праздничные дни, значения К зависит от режима работы предприятия и режима рабочего времени (К=1,52)
Nвых. = 4*1,13=4,52=5 чел
На основании результатов выполненных расчётов по категориям работающих составим штатное расписание работающий.
Таблица10- Штатноерасписание
Наименованиедолжностей | Разряд | Численность (в чел.) | Оклад (в руб.) | Сумма окладов всего (в руб.) | ||
Административноеуправлениеперсоналом | ||||||
Директор | ||||||
Бухгалтер | ||||||
Охранник | ||||||
Водитель | ||||||
Уборщик помещения | ||||||
Работникипроизводства | ||||||
Повар | ||||||
Повар | ||||||
Операторпо мытью посуды | ||||||
Рабочиеторговогозала | ||||||
Администраторзала | ||||||
Официант | ||||||
Годовой фонд оплаты работников определяется на основе годовой заработной платы, премиям и дополнительной заработной плате.
Таблица11- Расчетгодовогофонда
Наименованиедолжностей | Тарифный ФОТ (в руб.) | Дополнительнаязаработнаяплата | Премия (в руб.) | Общий ФОТ (руб.) | |
18% | 22% | ||||
Административныйперсонал | |||||
Директор | |||||
Бухгалтер | |||||
Охранник | |||||
Водитель | |||||
Уборщик помещения | |||||
Работникипроизводства | |||||
Повар (5 р) | |||||
Продолжение таблицы 11
Повар (4 р) | |||||
Оператор по мытью посуды | |||||
Рабочие торгового зала | |||||
Администратор зала | |||||
Официант | |||||
Итого | 11 004 000 | ||||
Планирование издержек
Издержки производства и обращения рассчитаны по каждой статье затрат с учетом плана выпуска продукции, товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности проектируемого предприятия с законами РФ.
При разработке сметы издержек производства и обращения следует учесть, что в связи с отсутствием нормативов, величина затрат по ряду статей принята на основе заданного ориентировочного уровня (% к товарообороту) из практики действующих предприятий.
По статье 1 «Расходы на транспортные перевозки» применяются в размере 2% от стоимости сырья
По статье 2 «Расходы на оплату труда» определены в таблице 12 – «Расчет годового фонда»
Статья 3 включает в себя суммы перечисления в пенсионный фонд РФ, ФСС, ФОМС по действующей норме составляет 30% от фонда оплаты труда работников.
Статья 4 включает в себя стоимость электроэнергии, воды и канализации на основные и потребляемые нужды.
Стоимость электроэнергии определяется по формуле:
Сэ.н.=Ho*T*Tэ/н*S*Фв(10)
Где,
Ho-норма потребления электроэнергии на освещение (17вт на 1м2);
T- средняя продолжительность освещения (12ч в сутки);
Tэ/н- тариф на электроэнергию для нежилых помещений;
S-площадь освещаемого помещения;
Фв- фонд времени работы предприятия (сутки).
По нашим данным:
Tэ/н- 4,82р за 1 кв/ч;
S- 280 м2;
Фв -247 дней в году.
Тогда
Сэ.н.= руб
В соответствии со СНиП 2-04-01-85 “Внутренний водопровод и канализация зданий” суммарная норма расхода горячей и холодной водопроводной воды на одного человека составляет 9 л/сутки.
Gр =n*9*qв (11)
Где,
n - количество работающих в здании;
qв- количество рабочих дней
Тогда по нашим данным:
Gр = 27 · 9· 247 = 60021 л/год = 60,02 м3/год,
Расходхолоднойводы на приготовление пищи в равен:
Gпп =ng*u* qв (12)
где,
ng- количество блюд;
u-нормарасходахолоднойводы на 1 условное блюдо.
Тогда по нашим данным:
Gпп=1432*3,3*247 = 1167223,2 л/год = 1167,2 м3/год,
Для мытьяпосуды в мойках кафе используетсягорячая и холодная вода. Норма расходахолоднойводысогласноСНиПсоставляет 220 л/час на одну мойку.
Gмп =qм*220*dм* qв (13)
Где,
qм- количество моек;
dм-время работы моек (время работы кафе).
Тогда по нашим данным:
Gмп =2 · 220 · 15 · 247 = 1630200 л/год = 1630,2 м3/год
Суммарноегодовоепотреблениеводопроводнойводы на хозяйственно-бытовыенуждысоставляет:
SGг = Gр + Gпп+ Gмп = 60,2+1167,2+1630,2= 2857,6м3/год.
Тариф на холодную воду составляет 23,96руб за 1м3.
2857,6*23,96 = 61280,10 руб.
Расходы на горячую воду составляет 0,2 расхода холодной воды:
1630,2*0,2=326,04 м3/год.
Тариф на горячую воду составляет путем умножения на тариф за 1м3 холодной воды и на подогрев (119,38руб за 1м3).
23,96+119,38=143,34 руб за 1м3.
326,04*139,1=45352,16 руб.
Расходы на канализацию принимаются из расчета 100% от потребления холодной воды при тарифе 26,04руб.
2856,51*26,04=74383,52 руб.
Годовое потребление воды и водозотрат составляет
61280,10 +45352,16 +74383,52 =181015,78 руб.
Статья 5 «Амортизация основных средств» определены в таблице 9 – «Сумма годовых амортизационных отчислений».
Статья 6 «Расчет расходов на ремонт основных фондов» определяем в размере 1.4 % от стоимости сырья, за год эта сумма составит 197206,4руб
По статье 7 расчётстоимостиизносаспецодежды и фирменнойодеждыработниковпредприятиясводится в таблице 12.
Таблица 12 - Расчет стоимости износа спецодежды и фирменной одежды работников предприятия.
Наименование должностей | Количество работников, чел. | Наименование спецодежды | Срок носки, месяц | Количество комплектов | Цена, руб. | Общая стоимость в руб. | |
На одного | Общее, шт. | ||||||
Административноеуправление персоналом | Халат | ||||||
Шапочка | |||||||
Фартук | |||||||
Производственные работники | Халат | ||||||
Колпак | |||||||
Фартук | |||||||
Полотенце | |||||||
Тапочки |
Продолжение таблицы 12
Работники зала | Летний костюм | ||||||
Зимний костюм | |||||||
Мойщики посуды | Куртка | ||||||
Фартук | |||||||
Шапочка | |||||||
Всего издержек |
По статье 8 «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товара» определяется как 0,01% от товарооборота.
Статья 9 «Расходы на рекламу» статья нормируемая. Принять 0,02% от товарооборота.
По статье 10 «Затраты по оплате процентов за пользование займами» принимаем сумму займа в размере 213559578 рублей, для оплаты покупки здания, оборудования и оплаты на сырье, покупных товаров и зарплаты на 3 месяца полученную в банке под 11,5 % (что не превышает ставки ЦБ РФ).
Статья 11 «Отходы и потери товаров» рассчитываем по нормативу от стоимости сырья в размере 0.06 %, сумма за год составит 8451,7руб.
Статья 12 «Расходы на тару» определяем в размере 0.28 % от стоимости сырья, сумма за год составит 39441,3 руб.
Статья 13 «Прочие расходы» принимаются по нормативу 1.5 % к товарообороту. Сумма за год составит 705357,48
Таблица 13 - Смета издержек
Наименование статей | Сумма, руб | % к товарообороту |
Транспортныерасходы | 281723,5 | 0,72 |
Расходынаоплатутруда | 28,21 | |
Отчислениянасоциальныенужды | 8,5 | |
Расходы на аренду и содержание зданий, помещений, оборудования и инвентаря | 756436,2 | 1,9 |
Амортизацияосновныхсредств | 707320,5 | 1,8 |
Расход на ремонт основных средств | 197206,4 | 0,51 |
Износ одежды, столового белья, посуды, приборов и других малоценных приборов | 0,53 | |
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товара | 0,01 |
Продолжение таблицы 13
Расходынарекламу | 0,02 | |
Затраты по оплате процентов за пользование займом | 18570398,1 | 47,6 |
Отходы и потеритоваров | 8451,7 | 0,02 |
Расходынатару | 39441,3 | 0,1 |
Прочиерасходы | 585149,7 | 1,5 |
Итогозагод | 35671129,4 | 91,42 |
Таблица 14 - Определение валового дохода и выручки
Наименование | Стоимость сырья, продуктов, руб. | Размернаценки, % | Величина наценки (валовой доход) руб | Выручка от реализации продукции (товарооборот), руб |
1.Собственнаяпродукция: | - | - | - | - |
1.1.Итогозадень: | 57029,06 | 85543,6 | 142572,7 | |
1.2.Итогозагод: | 14086177,6 | 21129266,4 | ||
2.Покупнаяпродукция | - | - | - | - |
2.1.Итогозадень: | 9217,5 | 15362,5 | ||
2.2.Итогозагод: | 2276722,5 | 3794537,5 | ||
Всегозагод | 15603992,6 | 23405988,9 | 39009981,5 |
Таблица 15 -Итоговая таблица по экономическому разделу
Показатели | Сумма, руб. |
Товарооборот по продукции собственного производства | |
Товарооборотпопокупнымтоварам | 3794537,5 |
Общийтоварооборот | 39009981,5 |
Валовойдоход | 35671129,4 |
Издержкиобращения | 23405988,9 |
Прибыль | 12265140,5 |
Рентабельность | 34,4 |
Рассчитаем прибыль по формуле:
П=В-И (14)
Где
П - прибыль предприятия
В - валовой доход предприятия
И - издержки обращения.
Тогда по нашим данным
П=35671129,4-23405988,9=12265140,5 руб.
Характеризуются основные направления повышения рентабельности и общей эффективности работы предприятия.
Рентабельность предприятия рассчитывается по формуле:
Р=П/В*100 (15)
Р=12265140,5/35671129,4*100=34,4
Срок окупаемости предприятия рассчитывают, используя формулу:
Т= КВ/П (16)
Где,
КВ - сумма капиталовложения,
В состав капитальных вложений включаются затраты на приобретение, материалов, монтаж нового оборудования, закупку нового оборудования, стоимость на транспортные работы и покупку здания:
КВ = Зоб +Зздание; (17)
где КВ - сумма капитальных вложений, руб.,
Зоб – стоимость оборудования, руб,
Здание - затраты на покупку здания, руб.
Определяем сумму капитальных вложений:
КВ = 1986400+7945600=9932000 руб.
Тогда по нашим данным:
Т=9932000 /12265140,5 =0,8 года
Заключение
Экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в последнее десятилетие, требует от предприятий повышения эффективностипроизводства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных норм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности и активизации предпринимательства.
Изложенный материал можно использовать как основу для дальнейшего изучения и анализа финансового состояния, финансовых результатов, показателей доходности. Просчитать экономический эффект от предложенных расчетов в третьей части мероприятий, по устранению проблем выявленных по данным расчетов и даже может быть внедрить некоторые из них на предприятия.
Быливыполненыследующиерасчеты:
¾ дали экономическую характеристику исследуемого объекта,
¾ рассчитали важнейшие технико-экономические показатели (производственная программа, численность, величина издержек, валового дохода, срок окупаемости)
¾ определили показатели экономической эффективности в виде срока окупаемости проекта и сформулировали выводы об экономической целесообразности его внедрения.
Рассчитанный нами срок окупаемости равный 0,8года значительно ниже нормативного, что позволяет сделать вывод о том, что предлагаемый проект является экономически эффективным и его внедрение является экономически целесообразным.