Анализ эффективности выполнения стратегии организации
В качестве показателейэффективности функционирования организации применяются показатели рентабельности продаж, капитала, активов, продукции, а также производительности труда, оборачиваемости капиталов, ликвидности. Каждый показатель выполняет свою роль. К единому интегральному показателю их привести довольно трудно. В связи с этимна стадии стратегического маркетинга предлагается прогнозировать и нормировать абсолютные или относительные значения использования важнейших ресурсов — основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов. А на стадии тактического маркетинга должен рассчитываться интегральный показатель эффективности использования ресурсов в организации за анализируемый период:
где a1, а2, а3 — весомости соответствующих видов ресурсов в себестоимости продукции, (определяются на основе анализа структуры себестоимости);
Ктр, Косн, Коб — коэффициент использования трудовых ресурсов, основного и оборотного капитала соответственно.
Расчет этих коэффициентов приводится ниже.
где Пт.ф — фактическая производительность труда, равная отношению добавленной стоимости (суммы фонда оплаты труда и чистой прибыли) к среднегодовой численности персонала;
Пт.н — нормативная производительность труда, установленная на стадии стратегического маркетинга;
где fф — фактическая фондоотдача как отношение общего объема продаж к стоимости капитала организации (основные фонды плюс нематериальные активы);
fн — нормативная фондоотдача;
где Ос.ф — фактическая оборачиваемость оборотного капитала как отношение общего объема продаж к среднему остатку оборотного капитала к концу анализируемого периода;
Ос.н — нормативная оборачиваемость.
На основе условных данных, приведенных в табл. 13.2, выполним расчет и анализ эффективности использования ресурсов.
Таблица 13.2
Исходные данные для расчета интегрального показателя эффективности использования ресурсов
Показатели | Условные обозначения | Нормативные значения | Фактические (с учетом инфляции) |
1. Общий объем продаж, тыс. у.е. | V | ||
2. Балансовая прибыль, тыс. у.е. | Пб | ||
3. Фонд оплаты труда (ФОТ) (год), тыс. у.е. | Ф | ||
4. Среднегодовая численность персонала, чел. | Ч | ||
5. Среднегодовая стоимость нематериальных активов, тыс. у.е. | Ан | ||
6. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. у.е. | Фср | ||
7. Средний остаток оборотного капитала (на конец года), тыс. у.е. | Оср | ||
8. Себестоимость продукции, тыс. у.е. | С | ||
9. Доля материальных затрат в себестоимости продукции | а3 | 0,63 | 0,61 |
10. Доля ФОТ в себестоимости продукции | а1 | 0,27 | 0,27 |
11. Доля амортизации в себестоимости продукции | а2 | 0,10 | 0,12 |
На основе данных табл. 13.2 по формулам (13.1)...(13.4) выполним расчет интегрального показателя эффективности использования ресурсов:
Расчеты показывают, что нормативы эффективности использования ресурсов, установленные на стадии стратегического маркетинга, не выполнены на 14%. Значит, необходимо принимать дополнительные меры по повышению эффективности.