Технология и организация разработки рсшемый

Технология — совокупность методов и средств преобразовомия исходных материальных ресурсов, информации и других комтемежоа "входа" системы в товар и другие компоненты: ее "выхода".. Основной вопрос, на который дает ответ технология, — как делать и каким способом?

Применительно к системе разработкиуправленческого решения на "входе" этой системы; будут:

• совокупность научных подходовк стратегическому маркетингу;

• методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решения;

• требования к качеству решений;

• информация, характеризующая необходимые для принятия решений параметры конкурентоспособности объекта, внешней среды и другие данные.

На "выходе" системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям "входа".

Процесс разработки управленческого решения является содержанием "черного ящика" — системы разработки решения. К процессу предъявляются следующие требования:

• качество процесса, определяемое профессионализмом лиц, принимающих решения (ЛПР), и качество технических средств для принятия решений должны быть не ниже качества "входа" системы;

• организация процесса разработки управленческого решения должна отвечать принципам пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации;

• длительность и стоимость процесса разработки управленческого решения должны быть минимальными при условии соответствия уровня качества решения предъявляемым требованиям.

Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения.

Организация разработки управленческого решения —сложный комплекс работ, охватывающий такие аспекты, как:

• мысленное представление процесса познания элементов технологии и организации;

• формулирование требований к качеству решений;

• определение количества и структуры этапов и операций процесса разработки решений;

• разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения;

• анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономическое обоснование;

• организация выполнения решения.

Рассмотрим кратко перечисленные аспекты.

Процесс познания О.Т. Лебедев и А.Р. Каньковская* представляют как совокупность следующих аспектов:

* Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента/Учебное пособие, 2-е изд., доп. — СП6.:"М и М", 1997.

1. Мысль идет от явления к сущности, от сущности первого рода к сущности второго рода и т. д.

2. На каждом уровне познания используется система понятий, сложность и содержание которых возрастают с ростом уровня.

3. На высоких уровнях познания понятия переходят в категории.

4. Высокие категории познания примыкают к понятию закона, который можно определить как выявление, установление наиболее общих, существенных и необходимых причинно-следственных связей в изучаемых явлениях. Познание законов представляет возможность объединить все понятия и категории в некоторую упорядоченную систему.

5. Понятия и категории представляют динамичные, дополняющиеся и взаимопереходящие представления, обладающие способностью к бесконечному развитию.

6. Понятийный аппарат, искусство оперировать им образуют основу процесса мышления, основу профессионального поведения человека. Чем выше уровень умения оперировать профессиональными понятиями, находить между ними связи и зависимости, тем больше шансов на успех в любой сфере деятельности.

Взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента представлены на рис. 10.8.

технология и организация разработки рсшемый - student2.ru

Рис. 10.8. Взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента

Процесс познания категории "управленческое решение" завершается формулированием вопросов, на которые должны быть даны ответы после завершения разработки решения. Повторим их: для чего; что; как; кому; с какими затратами; в коком количестве; в какие сроки; где? Кому и когда; по какой цене поставлять? Что это даст инвестору и обществу в целом?

Следующий аспект организации разработки управленческого решения —формулирование требований к качеству решения. В п. 10.2 был сформулирован весь набор требований к качеству управленческих решений, охватывающий параметры качества, условия обеспечения качества и восемь факторов сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений. Эти параметры, условия и факторы сформулированы применительно к наиболее качественному, и, соответственно, дорогому рациональному решению. В конкретной ситуации количество учитываемых факторов сопоставимости может быть меньше восьми.

Этапы и операции процесса принятия решения:

1) выявление управленческой проблемы или задачи;

2) предварительная постановка цели;

3) сбор необходимой информации;

4) анализ информации;

5) определение исходных характеристик проблемы с учетом накладываемых ограничений;

6) уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;

7) обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;

8) разработка альтернативных вариантов решения;

9) выбор метода решения;

10) экономическое обоснование выбранного решения;

11) согласование решения с органами управления и исполнителями;

12) окончательное оформление и утверждение решения;

13) организация выполнения решения;

14) контроль выполнения решения;

15) стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;

16) установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач.

Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап — "выявление управленческой проблемы" — требует выполнения следующих операций:

1.1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям;

1.2. Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области;

1.3. Определение расхождения показателей анализируемых объектов;

1.4. Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР; рекламаций и претензий потребителей;

1.5. Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя;

1.6. Формирование направлений развития объекта и т.д.

Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов. Напомним, что аналогично производственнымуправленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.

Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.

Упрощенная блок-схема разработки управленческого решения представлена на рис. 10.9.

Вопросы анализа и прогнозирования изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономического обоснования рассмотрены в пп. 6.1, 7.2 и 10.6.

технология и организация разработки рсшемый - student2.ru

Рис. 10.9. Упрощенная блок-схема разработки управленческого решения

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Принятие управленческого решения — это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы, являющийся ключевым моментом в системе менеджмента, системе стратегического маркетинга. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства и профессионализма руководителя, менеджера, специалиста.

Управленческое решение — это фиксированный конечный управленческий акт, реализуемый для решения проблемной ситуации.

2. Качество управленческого решения определяет в целом качество и эффективность управляемой системы. Решение — это позвоночник системы, выбор альтернативы.

3. Для повышения качества решения следует вместо трех—четырех факторов (фактор времени, инфляции и др.) учитывать восемь факторов: времени, качества, масштаба, уровень освоенности объекта, метод получения информации, условия применения объекта, факторы инфляции, риска и неопределенности.

4. Экономическое обоснование решения следует осуществлять дифференцированно в зависимости от места возникновения проблемы: на «входе», в процессе или на «выходе» системы.

5. Важнейшим условием повышения экономической обоснованности решения является применение при его разработке 13 научных подходов: системного, комплексного, ситуационного и др.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое управленческое решение?

2. На какие вопросы необходимо дать ответ для разработки решения?

3. Какие бывают управленческие решения (по уровню обоснованности и продолжительности принятия)?

4. Какими параметрами характеризуется качество управленческого решения?

5. Какие условия определяют качество решения?

6. По каким факторам обеспечивается сопоставимость управленческих решений?

7. Чем отличоется ставка дисконта от ставки накопления?

8. Чем отличается фактор времени от фактора инфляции?

9. Каким образом учитывается фактор риска в соответствии с официальным "Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов"?

10. Что такое инфляционный риск?

11. Каковы принципы экономического обоснования управленческого решения?

12. Чем различаются понятия "экономический эффект" и "чистый дисконтированный доход" (ЧДД)?

13. В чем различия расчетов экономического эффекта мероприятий по повышению качество "входа" системы и качества процесса в ней?

14. Что такое "технология принятия решения"?

15. Что такое "организация принятия решения"?

16. Какие этапы принятия решения Вы знаете?

17. Какие аспекты включает в себя организация разработки управленческого решения?

18. Какие требования предъявляются к качеству процесса разработки решения?

Наши рекомендации