Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления
Принципы | Содержание принципов |
1. Соблюдение принципов управления экономикой | Управление экономикой включают следующие 14 принципов; - воспроизводства системы жизнеобеспечения; - правовой регламентации управления; - социальной ориентации развития экономики; - научной обоснованности системы управления; - системности управления; - ориентации экономики на инновационный путь развития; - сохранения собственных сырьевых ресурсов; - ранжирования объектов управления по их важности; - единства теории и практики управления; - сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления; - рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления; - организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности, пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, несение ответственности за результаты работы и др.); - рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.); - обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по восьми факторам (времени, качеству, риску и т.д.) |
2. Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю | Квалификационные требования к менеджеру включают семь групп требований: - общая подготовка; - экономико-правовая подготовка; - профессиональная подготовка в области менеджмента; - умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности; - умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей; - умение общаться с людьми, быть коммуникабельным; - практический опыт и навыки |
3. Рациональное сочетание методов управления | К основным методам управления относятся следующие: - методы принуждения; - методы побуждения; - методы убеждения. По нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов управления 4:4:2 |
4. Построение системы менеджмента социально- экономических и производственных объектов | Стандартная структура системы менеджмента: 1) внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы). Система менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта |
5. Приоритет стратегических вопросов перед тактическими | Структура рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке: - 60% времени — стратегическим задачам; - 25% — тактическим; - 15% — оперативным |
6. Применение к управлению (менеджменту) 13 научных подходов | Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять 13 научных подходов: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный и др. |
7. Построение психологического портрета личности | Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию |
8. Уважение личности | На основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах для проявления способностей человека и выявления его безграничных возможностей по развитию предприятия и личности. |
9. Стимулирование труда подчиненных /13/ | Принципы стимулирования: - поощрять открыто, наказывать конфиденциально; - награждать: перспективные решения, а не сиюминутные; |
тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает; творческую работу, а не слепое подчинение; за результат работы, а не за объем; упрощения, а не бесполезные осложнения; качество, а не быструю работу; тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга | |
10. Единоначалие (А. Файоль) | Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника |
11. Корпоративный дух (А. Файоль) | Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала |
12. Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев) | Основные принципы НОТ: - всегда будь активен, инициативен, энергичен; - работай по расписанию, плану; - в помещении разговаривай мало и негромко; - не кури в рабочем помещении; - определенное место для каждого и каждый на своем месте; - экономь время; - никогда не раздражайся; - будь дисциплинирован; - ясно представляй цель, задачи; - будь кратким; - имей чувство юмора; - не стыдись элегантности; - на рабочем месте ничего лишнего; - умей преодолевать трудности; - не бойся экспериментировать; - цени чужое мнение; - хорошее настроение сохраняет здоровье |
13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д. Эйзенхауэр) | Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа: - "А" — очень важные и срочные — выполнять немедленно; - "В" — важные, несрочные — определять, в какие сроки их следует выполнить; - "С" — менее важные, но срочные — делегировать подчиненным |
14. Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг) | Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах: - совершенствование товара должно быть постоянным; - постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания; - создайте систему подготовки кадров; - уничтожайте разобщенность подразделений по производственному циклу; - прекращайте практику лозунгов, проповедей и "мобилизации масс"; - устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой; - создайте условия для самосовершенствования каждого работника; - создайте систему эффективного руководства, а не надзора; - ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др. |
15. Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе | Важнейшие признаки благоприятного МПК: - доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; - доброжелательная и деловая критика; - свободное выражение собственного мнения; - отсутствие давления руководителей на подчиненных; - информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; - удовлетворенность принадлежностью к коллективу; - высокая степень сопереживания; - высокая степень ответственности |
16. Координация работ по качеству, затратам и срокам, функциям 17. Соблюдение режима труда и отдыха | Выполнение работ должно координироваться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой — по функциям управления Типовой режим труда и отдыха руководителей: - первая половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, вторая — для рутинной работы, совещаний, встреч; - примерно через 1 ч делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин. Рекомендуется менять рабочую позу (сидя, стоя); - обеденный перерыв устанавливается примерно через 5,5—4 ч после начала работы, продолжительность 30—60 мин; - за 1,5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении функциональной музыки; - за 1—1,5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема легкой пищи /13/. |
18. Управление конфликтами и стрессами | Руководитель должен знать типы конфликтов, определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами |
Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще по количеству применяемых или соблюдаемых принципов и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании. А за реализацию управленческого решения несет ответственность, прежде всего, исполнитель.
Руководитель как субъект управления в этом случае ведет учет, контроль и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель (Совет директоров).
К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим следующие:
• исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом);
• инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, в нахождении и устранении в работе "узких" мест (совместно с руководителем);
• ведение нормального образа жизни, честность, порядочность;
• стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.
В зарубежной литературе описывается рядподходов и стилей поведения плановых работников*.
* Стратегическое планирование и управление / Под ред. А.Н. Петрова. Ч I. Учебное пособив. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
Так,И. Ансофф, А. Чандлер, К. Эндрюс выделяют четыре подхода к планированию:
1) корпоративный — принятие решения "сверху-вниз";
2) итеративный — частные стратегии формируются в подразделениях, а высшее руководство их синтезирует и организует их обеспечение; принятие решения "снизу-вверх";
3) интуитивный;
4) хаотический.
X. Минтцберг различает восемь стилей поведения руководителей при стратегическом управлении:
1) плановый, когда руководитель разрабатывает планы и передает вниз для реализации;
2) идеологический, когда мотивом реализации стратегии фирмы является ее идеология;
3) "парашют", когда высшее руководство определяет план действий по реализации стратегии в форме границ для менеджеров более низкого уровня;
4) антрепренерский, когда реализация стратегий осуществляется под единым контролем менеджера-лидера;
5) процессный, когда упор делается на процедурные аспекты формирования и реализации стратегии — штатное расписание, должностные инструкции, планы-графики;
6) разъединения, когда отсутствует стыковка стратегий и команда по их реализации;
7) консенсус, когда реализуется только та стратегия, которая одобрена всеми;
8) вынужденный, подстраивающийся под изменяющиеся ситуации внешней среды.
Р. Майлс и С. Сноу отмечают четыре поведенческие группы при стратегическом управлении:
1) защитники интересов фирмы на освоенных рынках;
2) наступающие;
3) аналитики;
4) реактивщики, когда лидеры способны осуществлять мониторинг внешней среды, но для использования результатов нуждаются в помощи и контроле.
Автор книги "Искусство администрирования"Д. Олкок большое внимание уделяет формированию у личностиассертивного поведения /14/.
Концепция ассертивности подразумевает тактику отстаивания своей позиции и прав с помощью логических доводов, без нападок и агрессии, прислушиваясь к мнению собеседника, и при необходимости с готовностью принимая компромиссное решение.
Поведение может считаться ассертивным, если вы всегда честны с собой и с другими; защищаете свои собственные права, уважая права других; способны к социальному и эмоциональному самовыражению; уверены в себе и способны вести себя рационально, как зрелая личность.
Как вы выглядите?
• вы смотрите в глаза, но не "таращитесь";
• вы расслаблены, легко двигаетесь;
• движения рук открыты;
• голова приподнята.
Как звучит ваша речь?
• ровно и четко;
• непосредственно и живо;
• искренне;
• понятно.
Как вы себя ощущаете?
• позитивно по отношению к себе;
• уверенно;
• ответственным за свои действия;
• внутренне сильным.
Ассертивное поведение поможет вам достичь поставленных целей без причинения ущерба другим. Вы должны делать выбор и отвечать за свои поступки. Такого рода поведение может вселить в вас внутреннюю уверенность и придать сил. Кирпичики формирования ассертивного поведения показаны на рис. 5.16.
Рис. 5.16. Кирпичики ассертивности /14/
Три основные ступени ассертивного поведения /14/:
1. Выслушайте собеседника, дайте понять, что вы его понимаете.
2. Выскажите то, что вы думаете или чувствуете.
3. Заявите о своих намерениях.
В случае несогласия...
4. Старайтесь выработать компромиссное решение.
Перечисленные подходы и стили поведения руководителей и менеджеров могут быть учтены в конкретных ситуациях, параметры которых определяются степенью их неопределенности, сложностью системы (объекта) и программой ее выпуска (применения), квалификацией и типом темперамента, мотивации работника.
Отделы (группы) стратегического маркетинга, как правило, немногочисленны. Поэтому не будем рассматривать следующие вопросы:
• психологический портрет личности;
• оценка деловых качеств менеджера;
• формирование коллективов;
• стили руководства;
• основы организации труда;
• особенности нормирования и оплаты труда;
• методы разрешения конфликтов и управления стрессами.
Так как они рассматриваются в специальной литературе по управлению персоналом и в учебнике "Инновационный менеджмент" автора, в котором также приводятся методы организации НИОКР по материализации результатов стратегического маркетинга.
Вопросу разработки стратегического управленческого решения посвящена тема 10, а контролю его реализации — тема 15.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. В учебнике впервые с применением системного подхода разработана структура системы стратегического маркетинга, установлены ее компоненты и связи. Изъятие какой-либо подсистемы или ее части разрушает систему.
Система стратегического маркетинга — это совокупность подсистем научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем системы, имеющей "вход", "выход", связь с внешней средой и "обратную связь", и ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов.
2. Подсистему научного сопровождения системы стратегического маркетинга составляют следующие компоненты: научные подходы к стратегическому маркетингу, функции управления, методы управления и стратегического маркетинга.
3. К внешней среде системы стратегического маркетинга по подобию с другими аналогичными системами следует относить макросреду, инфраструктуру региона и микросреду организации, Макросреда состоит из политической, экономической и других сфер страны. Непосредственных поставщиков системы стратегического маркетинга следует относить не к внешней среде, а к "входу" системы. Аналогично, потребители системы (в данном случае НИОКР — в пространстве, плановый отдел организации — во времени) являются компонентами "выхода" системы, а не ее внешней среды. Подобное уточнение принадлежности компонентов внешнего окружения системы позволяет устанавливать ее прямые (поставщики и потребители) и косвенные связи, что улучшает показатель энтропии управления.
4. Вместо административных, экономических и социально-психологических методов управления, применяемых в настоящее время как альтернативные, следует применять одновременно методы принуждения, побуждения и убеждения в соотношении примерно 4:4:2.
5. Методы стратегического маркетинга следует подразделять на общие и специфические. К общим относятся прогнозирование, анализ и оценка, моделирование, которые применяются во всех науках. К специфическим методам относятся: изучение потребностей, ценностей и товаров; стратегическая сегментация рынка; нормирование конкурентоспособности объектов; формирование стратегии объектов.
Из перечисленных специфических методов стратегического маркетинга приоритет должен быть отдан нормированию конкурентоспособности объектов с применением системного, комплексного, воспроизводственного, маркетингового, нормативного, оптимизационного, интеграционного подходов. В настоящее время приоритет отдается методам сегментации рынков без применения перечисленных подходов.
6. Факторами (показателями) конкурентоспособности товара первого уровня являются: 1) качество; 2) цена; 3) затраты в сфере эксплуатации (потребления); 4) качество сервиса. Значимость перечисленных факторов примерно следующая: 4:3:2:1, то есть качество товара как совокупность его свойств является главным условием достижения конкурентоспособности объектов.
Таким образом, качество товара и его цена являются факторами, характеризующимивнутреннюю сущность товара — полезность и стоимость, а затраты в сфере эксплуатации и качество сервиса товара являются факторами, характеризующимивнешнюю сущность товара.
Подобная классификация и структуризация показателей конкурентоспособности товаров предлагается впервые.
Значимость факторов, характеризующих внутреннюю сущность товара, выше факторов, характеризующих внешнюю сущность, в два с лишним раза (7 против 3), так как в настоящее время в теории и на практике внешним факторам конкурентоспособности уделяется мало внимания. В будущем приоритеты поменяются, так как затраты в сфере эксплуатации товаров в два—пять и более раз выше их цены.
7. Предлагаемые в учебной и научной литературе по маркетингу и менеджменту подходы к определению конкурентных преимуществ и конкурентоспособности типа "ромбов", "цепочек", стадий конкурентоспособности от факторов производства до благосостояния и т.д. /10, 11, 19, 21, 25/ позволяют только приблизительно найти направления повышения конкурентоспособности объектов.
Промышленно развитые страны достигли высокого уровня не за счет качественной учебной литературы по маркетингу и менеджменту, как пытаются доказать российскому читателю, а за счет отлаженной системы рыночной инфраструктуры, качественного законодательства (особенно антитрестовского использования), научного потенциала России (СССР) и других стран, ресурсов мирового сообщества. Переводная литература по маркетингу и менеджменту носит описательный характер (см. таблицу в предисловии), в российских условиях она может быть использована как вспомогательная.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем преимущества системного подхода к формированию структуры и содержания системы стратегического маркетинга?
2. Почему первой подсистемой системы стратегического маркетинга является подсистема научного сопровождения? Какова ее структура и связи с другими подсистемами?
3. Можем ли мы поменять местами подсистемы стратегического маркетинга? Если да (нет), то почему?
4. Почему поставщики и потребители системы стратегическогo маркетинга относятся, соответственно, к ее "входу" и "выходу", а не к внешней среде?
5. Почему при управлении объектом следует одновременно применять методы принуждения, побуждения и убеждения? Каково примерное соотношение этих методов для государственной и предпринимательской форм управления?
6. Почему методы стратегического маркетинга следует подразделять на общие и специфические? В чем их особенности?
7. Какому специфическому методу стратегического маркетинга— стратегической сегментации рынка или нормированию конкурентоспособности объектов — следует отдавать предпочтение? Почему?
8. Каково рекомендуемое соотношение значимости качества товара, его цены, затрат в сфере эксплуатации и качества сервиса? Почему это соотношение является оптимальным?
9. Какими показателями характеризуется качество сервиса товара?
10. Почему предлагаемые в литературе (А. Файоль, А. Гастев, А. Мескон и др.) принципы управления персоналом недостаточны для российских производителей?