Правовое регулирование деятельности компании и ее хозяйственных отношений стратегического характера
Характер хозяйственных отношений и деятельности | Основные правовые регуляторы | |
1. Формирование структуры компании | > > > | Гражданский кодекс РФ. Юридические лица Закон РФ "Об акционерных обществах" Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" |
2. Реорганизация и реструктуризация компании | > | Закон РФ "О несостоятельности и банкротстве предприятий" |
3. Поглощение и приобретение активов других компаний | > > | Закон РФ "Об акционерных обществах". Крупные сделки Закон РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" |
4. Участие в компаниях. Приобретение крупного пакета акций | > > | Те же, что в п. 3 Налоговый кодекс РФ |
5. Формирование системы управления компанией | > > > | Закон РФ "Об акционерных обществах" Гражданский кодекс РФ. Доверительное управление имуществом Нормы корпоративного права |
6. Формирование и реализация стратегий деятельности | > > > > > > | Те же, что в п. 1 Налоговый кодекс РФ Закон РФ "О финансово-промышленных группах" Земельный кодекс РФ Закон РФ "О стандартизации" Закон РФ "Об охране окружающей среды" Постановление Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" |
7. Формирование и реализация стратегий роста | > > > | Те же, что в п. 1 Закон РФ "О финансово-промышленных группах" Налоговый кодекс РФ |
8. Формирование и реализация стратегии научно-технического развития | > > > | Закон РФ "О науке и государственной научной политике" Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в редакции Федерального закона 1995 г.) Закон РСФСР "ОБ иностранных инвестициях в РСФСР" (в редакции Федерального закона 1995 г.) |
9. Формирование и реализация маркетинговых стратегий конверсии деятельности | > > > > > > > > | Те же, что в п.8 Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Закон РФ "О товарных рынках и биржевой торговле" Закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" Закон РФ "О стандартизации" Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" Налоговый кодекс РФ Таможенный кодекс РФ |
10. Формирование и реализация стратегии мотивации труда | > > > | Кодекс законов о труде РФ Закон РФ "Об акционерных обществах" Нормы корпоративного права |
11. Формирование структуры капитала | > | Закон РФ "Об акционерных обществах" |
12. Формирование и реализация стратегических инвестиционных программ | > > | Те же, что в п. 8 Налоговый кодекс РФ |
13. Участие в инвестиционных проектах | > > | Те же, что в п. 12 Закон РФ "Об акционерных обществах" |
14. Дивидендная политика компании | > > > | Закон РФ "Об акционерных обществах" Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" Налоговый кодекс РФ |
15. Выделение стратегических хозяйственных единиц (СХЕ) и выбор стратегических позиций в конкуренции | > > > > | Закон РФ "Об акционерных обществах" Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" Налоговый кодекс РФ Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" |
16. Установление долгосрочных хозяйственных отношений с другими субъектами хозяйствования | > > > | Гражданский кодекс РФ. Правовые институты: сделки и представительства; право собственности и другие вещные права; купля-продажа; аренда; подряд; заем и кредит; обязательства вследствие причинения вреда; Закон РФ «О стандартизации» Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» |
Методическое обеспечение
Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы маркетинга должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (республиканского, регионального), либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения нашей планеты, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах и т.д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.
Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает его, и так — до уровня фирмы.
Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и др. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.
Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в т.ч. и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, системы измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000, безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и др. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.
Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы маркетинга, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества жизни.
Ресурсное обеспечение
Цели ресурсного обеспечения системы стратегического маркетинга:
• своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;
• улучшение использования ресурсов.
Виды ресурсов:
• трудовые ресурсы;
• материальные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);
• основные производственные фонды;
• финансовые ресурсы —собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.;
• совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.
Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.
Процесс движения ресурсов включает:
• формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, работ по стратегическому маркетингу;
• использование ресурсов по одному из перечисленных направлений;
• восстановление ресурсов;
• утилизацию или списание ресурсов.
Методы обеспечения ресурсами:
• через товарно-сырьевые биржи;
• прямые связи, аукционы, конкурсы;
• собственное производство;
• спонсорство и др.
Информационное обеспечение
Информационное обеспечение системы маркетинга — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие согласно /21/.
Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов, каждый из которых очень нужен, чтобы сделать наши мысли понятными другим лицам. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны, не думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.
Руководитель 50—90% всего времени тратит на коммуникации, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов;
3. Канал — средство передачи информации;
4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов:
1. Зарождение идеи;
2. Кодирование и выбор канала;
3. Передача;
4. Декодирование.
Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
Предлагается следующая классификация информации:
1) по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;
2) по принадлежности к подсистеме системы маркетинга — информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, обеспечивающей и управляемой подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;
3) по форме передачи — вербальная (словесная) и невербальная;
4) по изменчивости во времени — условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);
5) по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;
6) по режиму передачи — в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
7) по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
8) по стадиям жизненного цикла объекта — по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д. до списания объекта;
9) по отношению объекта управления к субъекту — между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.
Идея классификации информации используется при ее кодировании.
Основные требования к качеству информации:
√ своевременность;
√ достоверность (с определенной вероятностью);
√ достаточность;
√ надежность (с определенной степенью риска);
√ комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям, по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т.д.);
√ адресность;
√ правовая корректность информации;
√ многократность использования;
√ высокая скорость сбора, обработки и передачи;
√ возможность кодирования;
√ актуальность информации.
Вопросы организации массива и потоков информации, технологического процесса ее переработки изложены подробно в специальной литературе.
УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА
Повышение качества товаров
Качество товаров является главной составляющей их конкурентоспособности.
Как известно,качество — совокупность свойств и характеристик товара или другого объекта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств товара следует различать понятия потребительная стоимость, качество и полезный эффект. Потребительная стоимость — способность товара удовлетворять определенные потребности. Качество — потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность. Полезный эффект — действительная (фактическая) способность товара удовлетворять конкретную потребность. Соотношение этих понятий с учетом степени использования потребительских свойств показано на рис. 5.6.
Рис. 5.6. Соотношение потребительной стоимости, качества и полезного эффекта товара с учетом степени использования потребительских свойств в конкретных условиях
Один и тот же товар как потребительная стоимость может использоваться в разных сферах, по разным направлениям. Например, сырая нефть как потребительная стоимость в нефтеперерабатывающей промышленности используется для выработки бензина, мазута и других видов топлива. В химической промышленности нефть может использоваться для выработки совершенно других товаров — химических и синтетических материалов. Или: мука как потребительная стоимость используется в разных отраслях промышленности (хлебопекарной, макаронной, кондитерской, мясоперерабатывающей и др.). Задача технологов сводится к полному использованию всех потребительских свойств каждой потребительной стоимости, пусть в разных направлениях, но без сверхнормативных отходов и потерь. Схематично варианты использования потребительной стоимости представлены на рис. 5.7.
Рис. 5.7. Варианты использования потребительной стоимости
Анализ рисунка 5.7 позволяет сделать следующие выводы:
а) потребительная стоимость (площадь большого круга) используется в трех направлениях;
6) степень использования потребительной стоимости составляет примерно 90% (от полной площади круга ПС нужно отнять площади 1—3);
в) некоторые потребительские свойства потребительной стоимости используются в разных сферах (площади 4—6), а потребительские свойства, соответствующие площади 7, — во всех направлениях.
Фактическое использование потребительной стоимости, например, продукции машиностроения, составляет 40—70 %. Конечно, это мало. Надо уменьшать долю неиспользуемых потребительских свойств любого товара. Однако приближение полезного эффекта товара к потребительной стоимости приводит к разунификации товаров, технологий и других элементов системы по всем стадиям жизненного цикла товаров. Для каждой потребности не создашь свой товар. С целью обеспечения оптимального уровня унификации перечисленных элементов и использования закона эффекта масштаба необходимо экономически обосновывать соотношение между потребительной стоимостью и качеством или полезным эффектом товара. Например, для продукции машиностроения оно должно быть порядка 0,8, т. е. степень использования потребительной стоимости не ниже 80%.
В соответствии с деревом эффективности товара показатели его качества могут быть 1 уровня (интегральный показатель или полезный эффект), II уровня (обобщающие показатели), III уровня (обобщающие или частные), IV уровня (частные) и V уровня (факторы, влияющие на частные показатели качества товара).
К показателям качества II уровня дерева показателей относятся следующие:
1. Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.
Для товаров, выполняющих несколько основных функций, определяется их относительная весомость по методам, указанным в 4-й колонке табл. 5.6.
Таблица5.6