Классификация видов маркетинга

Признак классификации Вид маркетинга Содержание маркетинга
1. Период действия 1.1. Стратегический маркетинг Комплекс работ по формированию стратегии фирмы на основе стратегической сегментации рынка, прогнозированию стратегий повышения качества товаров, ресурсосбережения, развития производства и нормативов конкурентоспособности, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение достаточной прибыли
  1.2. Тактический маркетинг Комплекс работ по тактической (кратковременной) сегментации рынка, рекламе и стимулированию сбыта товара
2. Область действия* 2.1. Маркетинг идей общественного характера Разработка, претворение в жизнь и контроль выполнения программ, имеющих цель — добиться восприятия целевой группой (или целевыми группами) общественной идеи, движения или практики
  2.2. Маркетинг места Деятельность по созданию, поддержанию или изменению мнения или отношения клиентов к отдельным местам, месторасположениям объектов
  2.3. Внутренний маркетинг Маркетинг, осуществляемый внутри фирмы по обучению и мотивации персонала, работающего с клиентами
  2.4. Маркетинг организации Деятельность с целью создания, поддержания или изменения отношений и поведения всех лиц и организаций, представляющих интерес для данной фирмы
  2.5. Международный (глобальный) маркетинг Деятельность фирмы международного характера
3. Сфера действия /19/ 3.1. Потреби-тельский маркетинг Маркетинг между фирмами и конечными потребителями, физическими лицами или семьями
  3.2. Индустриаль-ный маркетинг Маркетинг между двумя фирмами (юридическими лицами)
  3.3. Социальный маркетинг Маркетинг по удовлетворению социальных потребностей людей бюджетными (государственными) организациями, не ставящими целью получение прибыли
4. Вид деятельности 4.1. Финансовый маркетинг Маркетинг в области финансовой деятельности
  4.2. Инновацион-ный маркетинг Маркетинг в области разработки и внедрения инноваций, достижений научно-технического прогресса, ноу-хау
  4.3. Маркетинг промышленный Маркетинг в области производства и удовлетворения потребности в промышленной продукции
  4.4. Маркетинг в сфере услуг Маркетинг в области удовлетворения потребности в области оказания различных услуг
5. Способ воздействия /17 / 5.1. Прямой маркетинг Маркетинг без посредников  
  5.2. Телевизион-ный маркетинг Маркетинг с использованием телевизионных передач
  5.5. Маркетинг по почте Маркетинг с использованием средств почтовой связи
  5.4. Маркетинг по каталогам Маркетинг рекламы и выбора товаров и услуг с использованием каталогов
6. Степень развития рынка /19/ 6.1. Пассивный маркетинг Маркетинг в условиях превышения спроса над предложением, ориентированного не на потребителя, а на производство
  6.2. Организаци-онный маркетинг Маркетинг, ориентированный на концепцию продаж, на обнаружение и организацию рынков
  6.3. Активный маркетинг Маркетинг в условиях превышения предложения над спросом, активного действия закона конкуренции
7. Степень развития маркетинга** 7.1. Распредели-тельный маркетинг Маркетинг по распределению произведенных товаров
  7.2. Функциональ-ный маркетинг Маркетинг по производству и распределению товаров
  7.3. Управленче-ский маркетинг Маркетинг по созданию, производству и распределению товаров


* Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь. — М.: Экономика, Дело, 1994.

** Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

Представленная классификация видов маркетинга составлена впервые, на основе работ следующих авторов: по 2-му признаку (область действия) — Е.П. Голубкова; 3-му (сфера действия) и 6-му (степень развития рынка) — Ж.-Ж. Ламбена; 5-му (способ воздействия) — Ф, Котлера; 7-му (степень развития маркетинга) — А.И. Ковалева и В.В. Войленко. Классификация по 1-му и 4-му признакам предложена автором.

Указанные виды маркетинга не дублируют, а дополняют один другой, позволяют изучить проблему со всех сторон. Менеджерам на практике в зависимости от конкретной ситуации, стадии жизненного цикла товара, функции управления и других факторов приходится сталкиваться с разными видами маркетинга. Перед разработкой бизнес-плана основным инструментом повышения качества планирования служит концепция стратегического маркетинга.

Эффективность маркетинга будет высокой при соблюдении научных подходов и принципов управления (менеджмента), изложенных в п. 1.2.

Концепцию стратегического маркетинга рекомендуется реализовывать также при управлении любым объектом. В этом случае стратегический маркетинг будет первой общей функцией управления. Результаты стратегического маркетинга — нормативы конкурентоспособности товаров и стратегии организации — должны лечь в основу стратегических и тактических планов. Это подчеркивает важность изучения потенциальных потребностей и ценностей, проведения стратегической сегментации рынка и разработки нормативов конкурентоспособности объектов.

За общей функцией управления — стратегический маркетинг — следуют функции планирования, организации процессов по выполнению планов, учет и контроль, мотивация и регулирование.

Исходя из предложенной концепции маркетинга фирмы, предлагаются следующие функции и задачи стратегического маркетинга (табл. 1.17).

Таблица 1.17

Наши рекомендации