Ограничение конкуренции и пути ее преодоления.

25 Ограничение конкуренции и пути ее преодоления.

Никакой др. механизм не может заменить рынок также эффективно. Он позволяет достичь соответствия экономических интересов производителя и потребителя путем уравновешивания спроса и предложения.

Во-вторых, ориентирует экономику на потребителя.

В-третьих, эффективно распределяет ограниченные ресурсы.

В-четвертых – разрушает экономические границы государств, стремясь создать механизм равновесия цен в международных масштабах.

Но существуют такие проблемы, которые рынок не может решить. Проблемы способно решить ГОСУДАРСТВО.

  1. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики нужным кол-вом денег. Первая и ведущая функция гос-ва – организация денежного обращения в стране.
  2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которое не выражается в индивидуальном платежеспособном спросе (нац. оборона, защита природы). Данные потребности удовлетворения за счет гос-ва, обеспечиваются за счет налогов.
  3. Рыночный механизм порождает внешние эффекты, называемые ЭКСТЕРНАМИ.

Могут быть как положительными (пчеловодство), так и отрицательными(загрязнение О.С.) Для компенсации «-»и стимулирования «+» эффектов треб-ся гос-во.

  1. Механизм рынка не обеспечивает устранение неравенства в распределении доходов. Гос-во занимается перераспределением в сфере социальных отношений.
  2. Рыночный механизм не решает региональные проблемы. Гос-во должно проводить политику, направленную на развитие регионов.
  3. Гос-во не обеспечивает устойчивого макроэкономического равновесия, особенно м/уинвестиционным спросом и предложением сбережения. Гос-во должно проводить политику на поддержание этого равновесия.
  4. Рынок не в состоянии развиваться без инфляции. Функция гос-ва – проведение антиинфляционной политики.
  5. Рынок ориентирован на максимизацию прибыли и склонен к монополизации. Что препятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддержания рынка - антимонопольная политика.

39. Труд как фактор производства. Ценообразование на труд.


Труд — своеобразный товар, потому что продается не наем­ный работник, а его рабочее время, а оно имеет естественные пределы и должно быть меньше 24 часов, т.к. необходимо время для отдыха, для восстановления способности работника к труду.

Спрос на фактор производства — труд предъявляют фирмы и он является производным от спроса на их продукцию, поэтому спрос на данный фактор зависит от спроса на продукт, произво­димый в данной отрасли.

Предложение фактора производства — труд поставляют на рынок домохозяйства — это количество часов, которое индивиды желают отработать для получения заработной платы.

Предложение труда зависит от следующих главных факторов:

♦ уровня заработной платы (цена на труд);

♦ доли занятых в производстве от общей численности населения;

♦ демографических факторов (семейное положение, возраст, пол, образование).

Кривая предложения труда имеет положительный наклон и отражает зависимость между уровнем заработной платы и числом рабочих часов в день.

Ограничение конкуренции и пути ее преодоления. - student2.ru Ограничение конкуренции и пути ее преодоления. - student2.ru Это объясняется тем, что с ростом заработной платы все выше и выше становится цена отдыха, поэтому рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение зарплаты приводит не к увеличению, а к сокращению рабочего времени.

На рисунке показаны три этапа роста заработной платы.На первом этапе рост заработной платы приводит к увеличению чис­ла рабочих часов, эффект замещения превышает эффект дохода.

На втором этапе рост заработной платы не отражается на увеличении продолжительности рабо­чего дня, наемный работник работает столько же часов, сколько и прежде, эффект замещения равен эффекту дохода.

И, наконец, на третьем этапе повышение зарплаты ведет к сокращению рабочего дня, эффект замещения меньше эффекта дохода.

Ограничение конкуренции и пути ее преодоления. - student2.ru Предельная доходность труда равняется предельному доходу фирмы, умноженному на предельный продукт труда:

MRPL =MRxMPL,

где MRPL — предельная доходность труда; MR — предельный доход; MPL — предельный продукт труда.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход ра­вен цене выпуска: MR = Р. Если фирма максимизирует прибыль, то она нанимает рабочих до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRPL = w), т. е. до тех пор, пока предельный доход от использования фактора (труда) не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (зарплате).

Сам уровень зарплаты в условиях совершенной конкуренции максимален. Предельные затраты фирмы на труд равны зарплате. В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы, от пред­принимателя зависит только количество нанимаемых рабочих.

Для фирмы выгодно нанимать работников до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, т. е. пока пре­дельный продукт труда (в денежном выражении) не сравняется с предельными издержками, т. е. с зарплатой: MRP = MRC = w

Наши рекомендации