Ограничение конкуренции и пути ее преодоления.
25 Ограничение конкуренции и пути ее преодоления.
Никакой др. механизм не может заменить рынок также эффективно. Он позволяет достичь соответствия экономических интересов производителя и потребителя путем уравновешивания спроса и предложения.
Во-вторых, ориентирует экономику на потребителя.
В-третьих, эффективно распределяет ограниченные ресурсы.
В-четвертых – разрушает экономические границы государств, стремясь создать механизм равновесия цен в международных масштабах.
Но существуют такие проблемы, которые рынок не может решить. Проблемы способно решить ГОСУДАРСТВО.
- Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики нужным кол-вом денег. Первая и ведущая функция гос-ва – организация денежного обращения в стране.
- Механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которое не выражается в индивидуальном платежеспособном спросе (нац. оборона, защита природы). Данные потребности удовлетворения за счет гос-ва, обеспечиваются за счет налогов.
- Рыночный механизм порождает внешние эффекты, называемые ЭКСТЕРНАМИ.
Могут быть как положительными (пчеловодство), так и отрицательными(загрязнение О.С.) Для компенсации «-»и стимулирования «+» эффектов треб-ся гос-во.
- Механизм рынка не обеспечивает устранение неравенства в распределении доходов. Гос-во занимается перераспределением в сфере социальных отношений.
- Рыночный механизм не решает региональные проблемы. Гос-во должно проводить политику, направленную на развитие регионов.
- Гос-во не обеспечивает устойчивого макроэкономического равновесия, особенно м/уинвестиционным спросом и предложением сбережения. Гос-во должно проводить политику на поддержание этого равновесия.
- Рынок не в состоянии развиваться без инфляции. Функция гос-ва – проведение антиинфляционной политики.
- Рынок ориентирован на максимизацию прибыли и склонен к монополизации. Что препятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддержания рынка - антимонопольная политика.
39. Труд как фактор производства. Ценообразование на труд.
Труд — своеобразный товар, потому что продается не наемный работник, а его рабочее время, а оно имеет естественные пределы и должно быть меньше 24 часов, т.к. необходимо время для отдыха, для восстановления способности работника к труду.
Спрос на фактор производства — труд предъявляют фирмы и он является производным от спроса на их продукцию, поэтому спрос на данный фактор зависит от спроса на продукт, производимый в данной отрасли.
Предложение фактора производства — труд поставляют на рынок домохозяйства — это количество часов, которое индивиды желают отработать для получения заработной платы.
Предложение труда зависит от следующих главных факторов:
♦ уровня заработной платы (цена на труд);
♦ доли занятых в производстве от общей численности населения;
♦ демографических факторов (семейное положение, возраст, пол, образование).
Кривая предложения труда имеет положительный наклон и отражает зависимость между уровнем заработной платы и числом рабочих часов в день.
Это объясняется тем, что с ростом заработной платы все выше и выше становится цена отдыха, поэтому рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение зарплаты приводит не к увеличению, а к сокращению рабочего времени.
На рисунке показаны три этапа роста заработной платы.На первом этапе рост заработной платы приводит к увеличению числа рабочих часов, эффект замещения превышает эффект дохода.
На втором этапе рост заработной платы не отражается на увеличении продолжительности рабочего дня, наемный работник работает столько же часов, сколько и прежде, эффект замещения равен эффекту дохода.
И, наконец, на третьем этапе повышение зарплаты ведет к сокращению рабочего дня, эффект замещения меньше эффекта дохода.
Предельная доходность труда равняется предельному доходу фирмы, умноженному на предельный продукт труда:
MRPL =MRxMPL,
где MRPL — предельная доходность труда; MR — предельный доход; MPL — предельный продукт труда.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене выпуска: MR = Р. Если фирма максимизирует прибыль, то она нанимает рабочих до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRPL = w), т. е. до тех пор, пока предельный доход от использования фактора (труда) не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (зарплате).
Сам уровень зарплаты в условиях совершенной конкуренции максимален. Предельные затраты фирмы на труд равны зарплате. В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы, от предпринимателя зависит только количество нанимаемых рабочих.
Для фирмы выгодно нанимать работников до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, т. е. пока предельный продукт труда (в денежном выражении) не сравняется с предельными издержками, т. е. с зарплатой: MRP = MRC = w