Беседа с ребёнком «Семья глазами ребёнка»
Беседа проводится индивидуально с ребёнком в группе в спокойной и доброжелательной обстановке.
1. С кем ты живёшь?
2. Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой? (Да, нет, не всегда)
3. Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? (Да, нет, не всегда)
4. Они чаще говорят ласково, чем строго? (Да, нет, не всегда)
5. Тебе спокойно дома? Не страшно? (Да, нет, не всегда)
6. Родители часто с тобой играют? (Да, нет, не всегда)
7. Кто из членов семьи чаще играет с тобой?
8. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? (Да, нет, не всегда)
9. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят? (Да, нет, не всегда)
10. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?
11. Что ты больше всего любишь делать в выходные дни?
12. Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? (Да, нет, не всегда)
13. Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? (Часто, иногда, редко)
14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? (Часто, иногда, редко)
15. Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? (Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль; отошлют к другому родителю; не захотят слушать совсем)
Анализ результатов беседы
Если в ответах ребёнка преобладают варианты – «нет», «редко» – то в семье возможно предположить реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.
Педагогам, проводившим беседу, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье.
Рисуночная методика «Моя семья».
Данная методика направлена на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.
Ребёнку предлагают нарисовать свою семью, используя цветные карандаши. При этом не даётся никаких комментариев относительно того, как это необходимо делать: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые сведения о членах семьи:
· Кого ты нарисовал?
· Что делает ваша семья?
· Кто самый счастливый на твоём рисунке? Почему?
· Кто несчастливый в семье? Почему?
Педагог обращает внимание на такие детали:
· как расположены члены семьи;
· насколько они удалены друг от друга;
· каково место нахождения самого ребёнка среди всех членов семьи;
· с кого ребёнок начал рисовать семью, а кем закончил;
· кто выше ростом, а кто ниже;
· кто большой по размерам, а кто — маленький;
· кто в каких красках нарисован.
Тест
Цель: выявить степень участия родителей в воспитательном процессе.
Вопросы | Почти всегда | Иногда | Никогда |
1. Нравится ли Вам Ваш малыш? | |||
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? | |||
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит? | |||
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит? | |||
5. Поправляете ли Вы речь ребенка? | |||
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки? | |||
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его? | |||
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом? | |||
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? | |||
10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры? | |||
11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях? | |||
12. Есть ли у ребенка одна или две собственные книги? | |||
13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка и пр.), которое отведено только ему? | |||
14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги? | |||
15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком? | |||
16. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком? | |||
17. Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору? | |||
18. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор? | |||
19. Есть ли у ребенка возможность играть, лепить, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием? | |||
20. Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку? | |||
21. Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха? |
Анкета для родителей
(для составления социального паспорта семьи)
Уважаемые родители! Педагогам детского сада важно принимать во внимание условия воспитания детей в семье. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и оказывать ей необходимую помощь. Поэтому просим Вас ответить на следующие вопросы:
Общие сведения о ребенке.
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Кто отвечает на вопросы (мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)
Домашний адрес, телефон