Сельское хозяйство РФ: факторы развития и размещения, специализация и уровень развития по районам страны, основные потребляющие и производящие сельскохозяйственную продукцию регионы.
Сейчас соотношение между жив-вом и растение-вом 50/50. что не явл рационал стр-рой с/х. Переориентация рос с/х на Ж в лучш годы потреб развития полевого кормового пр-ва и в теч всего периода в стр-ре посев площадей росла доля кормов культур. Увелич посев площадей под картофелем, а под Зернов-сокращ вплоть до освоения целины. В отрасле стр-ре Зернов хоз-ва- пшеница. Резко растет площадь под ячменем- глав культура соврем России. Уменьш роль овса и ржи.
Ратениеводство: климат условия огранич круг культур, кот экон выгодно возделывать, выс урожай-запад, чернозем, Сев Кавказ. Зерновые – ведущ роль растениевод-ва. В послед 10-летие сокращение сборов зерна по среднему год валов сборам. Ареал возделывания расширен на восток и север- экстенсив хоз-во, вытеснение картоыелем и тех.культурами. сред урожайность низка-агро-климат условия, низ культура отец земледелия.пшеницу высев в лесостеп и в менее доступ части степей. Густота посевов редеет на восток. В наст время 2/3 посевов яровой пшеницы, но в связи с выс урож-тью в суммар сборе преоблад озимая. ЯЧМЕНЬ: для изгот концентрир кормов для Ж, скороспельсть, малая чувствит-ть к заморозкам, выс выносливость засухи, низ темп-ра начала роста.- обширный ареал. ОВЕС: комбикорм, переносит кислые почвы, нач рост при ьолее выс темпер-ре чем ячмень, плохо переном замуху-юг лесной зоны. РОЖЬ: не требоват к агро-климат условиям, осн ареал-рос Нечерноземье.ГРЕЧИХА: низкоурожайна, предел корот вегетац период, довол выс темп нач роста, не стойка к заморозкам, кислые почвы, но плохо засуха, урож-ть завис от пчел, ареал- юг лесной, север лесостепной. РИС и кукуруза не значит распростр. Технич культуры: сырье для пищев продуктов, больший доход с 1 га чем зерновых, ареалы огранич, в св с тем, что он гораздо треб в агро-климат усл, весьма трудоемки и материалоемки при переработке. Пр-во технич культур наиб слабое звено растениевод-ва. Не произв хлопчатник, мало сах свеклы и сои. Осн площади сах свеклы- Центр, Чернозем, Краснодар кр. Подсолнечник – лесостепи, степи, наиб посевы-Сев Кавказ, Центр Чернозем, Поволжье. Лен-долгунец- юг нечернозем зоны. Соя- юг Дал Востока, Приморск, Хабаровск кр. Важ культура- картофель- кормов, продовольствен- повсемест посевы, в пригород зонах. Овощи и фрукты- Южный ФО- виноград-во бахчевод-во. Кормопр-во- сеяные травы- Нечерноземье, 1/3 всех посев площадей.
Живот-во: после 1987 г стало резко падать поголовье и объем . Пр-во Ж за годы кризиса резко сократилось меньше, чем поголовье скота- в св с заметным ростом его продукт-ти, особ в хоз носеления, фермеров, АО,ООО, на кот в 90-х приходилось больш часть прод-ции отрасли. Низ доля элит пород. География склад из 2 фак-ров: ориентация на корм базу и тяготение к потреб-лю. По мере развития урбанизации и прогресса на транспорте повыс значение лизости потреб-ля. В пригород зонах круп городов: молоч Ж, свино, птице. КРС-наличие пастбищ с разнотравьем, в составе стойловых кормов- сочные, грубые корма, концентрир комбикорм, тяготение в более увлажнен лесной зоне; для мясных пород- более засушлив пастбища, сочные могут отсут, тяготение к степной зоне. СВИНО: полевые корма, тяготеет к районам кукурузы, сах свеклы, подсолнечника, наиб конц-ция –Краснодар кр, Белгород обл, Курская обл. доля на сев-вост сниж. ОВЦЕ: пастбищ корма степной и сухостеп зоны, осн ареалы-вост часть Сев Кавказа, Юж Заволжье, Юг Вост Сибири. ПТИЦЕ: ориентир на потреб-ля(скоропортящ), яйца труднотранспортаб, подвоз корма дешевле вывоза продукции. Синявино- крупнейш в России. Выс конц-ция в Поволжье, Зап Сибири, Сев Кавказ. Ориентац на повсемест пр-во. КОНЕ: лошади-тягов сила, транспорт, армия, Сев Кавказ воен округ, спорт-перспективней, мысо (Вост Сибирь, Дал Восток), кумыса (Сев Кавказ). ОЛЕНЕ: для р-нов Севера, МАГАД обл, Тюменск обл, Якутия. ПРУДОВОЕ РЫБО: не оч развито. ПЧЕЛО: завис от распростр дикораст и культур растений, служеб значение по отн к растениевод-ву, наиб разв в лесостеп и юж части лесной зоны. Осн вид продукции в стоимост выр-нии Ж-мясо.
Транспортный комплекс РФ: его состояние и проблемы развития. Основные технико-экономические показатели разных видов транспорта, их влияние на размещение производства. Усиление роли транспортного фактора в последние годы.
«Кровенос система гос-ва», осущ перемещение людей, веществ, энергии и инф-ции. Т.-мат-тех основа реализации нар-хоз спец-ции, комплекс развития, кооперирования пр-ва, тер разделение труда. Т. Обслуж мат пр-во, людей, капитала. Транспорт общего пользования: ж/д, морской, внутрен водный, воздуш, магистрал-трубопровод, электрон, связь. В России значение Т очень велико во всех сферах деят-ти. Именно с больш континент просторами связ огром зпротяж-ть трансп путей. Климат условия огранич во времени использ богатых и дешевых естеств вод путей. Важ роль в России- Т больших расстояний, выс скоростей, возм-ть беспрерыв работы. – ж/д, трубопроводы. Для оценкт работы транспорта важно расстояние, на кот перемещ грузы. Протяж ж/д – 90 тыс км. Автодороги с тверд покрытием- 750 тыс км, внутр воды-100 тыс км.нефтепроводы- 60 тыс км, авиалинии- 80тыс, мерополитен- 400. для РФ типична регионал неравномер-ть обеспечения Т. Автодорог в Централ районах в 100 раз больше чем на Дал Востоке.
Ж/Д: наиб благоприят сочетание тех-экон показателей- бол пропуск спос-ть по однопут Эл-фицир дороге, скорость движения- медленвоздуш и а/м, но быстрее реч и морск., регуляр-ть-меньше др зависит от климатич условий, м.б. проложены в любых направлениях за искл высокогор р-нов, сравнит низ себест-ть перевозим грузов-выше морск, но ниже а/м, авиац и реч.
МОРСКОЙ: наиб дешевый, нет затрат на содержание и создание путей, бол грузоподъемность, низ себестоим-ть, суровые климат условия малая освоенноть. Внешнеторг перевозки. Удаленность большинства разв регионов от мор путей. Оч важен Каспийск бас-н, но не им выхода в океан. Некот часть недостатков преодолимы- увелич навигац период можно с пом строит-ва ледоколов, развитие тихоокеан бас-на (ДалВосток).
РЕЧНОЙ: глубоковод пути по провоз грузоспос-ти лучше ж/д, в районах, где мало ж/д речной Т не заменим (Дал Восток), сред себест-ть близка к ж/д, но регионал рахличия значит. Недостатки: сезонность, погод условия, невыс скорость, больш рек текус юг-север, а осн грузопотоки идут в широтном направлении восток-запад, загрящнение рек.
А/М: дорогой но маневренный, выс скорость доставки, эк эффект на корот расстояния, в р-нах отсут ж/д использ а/м Т на больш расстояния.
ВОЗДУШНЫЙ: самый дорогой, наиб скоростной, пассаж перевозки, дорогие скоропорт грузы.
ТРУБОПРОВОДЫ: сам экономич для нефти, газа, нефтепродуктов, везде, спрямлены-короче ж/д и вод путей, круглогодич, себест-ть передачи нефтегрузов в 3 раза больше чем по ж/д, а расход топлива в 12 раз меньше.
ЭЛЕКТРОННЫЙ: передача Эл/эн по ЛЭП на бол расстояния, намного дешевле, чем перевозить топливо для ЭС.
ВЫВОД: наиб оптимал распред-е грузов: больш-во грузов на более 100 км- ж/д, массов дешев грузы, мин строй мат-лы, МЕ- речной, скоропорт, дорогие- а/м, срочные, штучные, дорогие, скоропорт на дальние расстояния- воздуш, нефть, газ,трубопровод, водный, ж/д.