Стратегия инициативного изменения цены.

Предприятие, самостоятельно формирующее ценовую политику, может со време­нем столкнуться с необходимостью самому менять цены, что не зави­сит от действий других участников рынка. Такое изменение цен воз­можно как в сторону повышения, так и в сторону понижения и сопровождается неоднозначной реакцией потребителей.

Следует отметить, что на практике в чистом виде перечисленные стратегии применяются редко. В основном встречаются различные их сочетания.

18. Основные задачи государственной политики в области ценообразования

Система налогообложения - важнейший элемент экономики, является основным инструментом перераспределения финансовых ресурсов. За счет налогов государство содержит непроизводственную (бюджетную) сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-техни­ческих программ. Система налогов оказывает влияние на формирова­ние цен и их динамику. Цены во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рыночного хозяйствования требуется система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одно­временно поддерживающая бюджетные организации.

Основными налогами, оказывающими существенное влияние на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

Налог на прибыль платят все предприятия. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений.

Наиболее точно связь между ставкой налога и индексом роста цен отражает квадратичная зависимость, то есть прибыль предприятия возрастет до момента начала роста индекса цен, а при дальнейшем увеличений цен снижается. Чем больше индекс цен, тем интенсивнее снижаете прибыль. Поэтому рост индекса цен сверх допустимого предела является невыгодным с точки зрения получения налога на прибыль.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой ту часть стоимости, которая создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и полностью изымается в государственный бюджет по мере реализации. Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров и услуг; обороты по бартерным сделкам; для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных работ; у предприятий розничной торговли облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму НДС.

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Не редко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам.

Всем известно, что происходит, когда общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования в России: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются всеми одновременно.

В месте с тем существенную роль в развитии современной экономики играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Государство в своей экономической деятельности имеет право прово­дить определенную политику в области цен и ценообразования. Ценовая политика обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответст­вии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика проводится путем сочетания прямых и косвенных налогом и имеет следующие задачи:

- стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;

- создавать условия для честной и социально направленной конку­ренции;

- создавать условия для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг;

- обеспечивать безопасность и предсказуемость свободной финансо­вой деятельности;

- обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности;

- преодолевать инфляционные процессы;

- добиваться экономической и социальной защиты населения.

В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение установлением и регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополи­стических предприятий. В переходный для общества период усилива­ется необходимость прямого государственного регулирования цен.

Что происходит при чрезмерном государственном регулировании цен?

При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные меха­низмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные параметры рынка ис­пытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связан­ная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не мо­жет оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложе­ния. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.

Что происходит в случае полного отхода государст­ва от участия в формировании цен?

В случае отхода государства от участия в формировании цен разру­шаются основы экономики, государство теряет один из важнейших мето­дов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое поло­жение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.

19. Прямое государственное регулирование цен

Прямое государственное регулирование цен представляет собой ад­министративное вмешательство государственных органов в установле­ние цен и определенных правил ценообразования.

Какие существуют методы прямого государствен­ного регулирования цен?

Прямое государственное регулирование цен может осуществляться следующими методами:

- замораживание, т. е. установление постоянства цен. Заморажива­ние может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен, либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае заморажива­ние обычно распространяется на товары повседневного спроса;

Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г, стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. Экспертами утверждалось, что это внесет стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии

-установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению со­ответствующих органов власти и управления. До принятия решения о фиксации цены на том или ином уровне следует провести анализ рента­бельности данной продукции и установить величину прибыли. Если ока­жется, что введение фиксированных цен не обеспечивает получения тре­буемой прибыли для предприятий или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, могут возникнуть различ­ного рода конфликты. Задача государственных органов в этом случае со­стоит в том, чтобы выявить эти потенциальные конфликты и предотвра­тить их до введения фиксированных цен.

В отличие от замораживания цен решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов;


- установление возможного предела роста цены за определенный период времени (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличе­ния объемов реализации. В конечном счете это ведет к сокращению объ­емов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефи­цита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регули­рование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы;

В своей деятельности российское правительство в 1996-1998 гг. ввело в практику регулирования предельные минимальные цены. Так, министерство экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности и с учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%.

- установление предельного норматива рентабельности. Устанав­ливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. Данный вид прямого госу­дарственного регулирования применяется при назначении цен на про­дукцию предприятий-монополистов. Его также используют местные ад­министративные органы при прямом регулировании цен на различные виды сервиса;

- установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разре­шено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и тор-говых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок может распространяться на всю продукцию, реали­зуемую в пределах соответствующей территории;

- декларирование цен предусматривает представление в государст­венные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен. Та­кая декларация носит заявительный характер. Если решение о деклари­ровании цен принято, то все производители соответствующей продук­ции, не ссылаясь на коммерческую тайну, должны представлять подоб­ные декларации;

- установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязан­ных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары;

- установление рекомендательных цен. По важнейшим видам про­дукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Факти­ческая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Од­нако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекоменда­тельную, как правило, облагают прогрессивным налогом.

Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Государственное регулирование цен осуществляется также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и посредством субсидирования издержек производства. Так, в США производителям предоставляются субсидии из бюджета в случае па­дения рыночных цен ниже гарантированного минимума. Специаль­ная правительственная организация «Товарно-кредитная корпора­ция» по гарантированным ценам принимает в залог у фермеров сель­хозпродукты. Если в период действия залога (обычно 12 месяцев) цены на рынке поднимутся выше уровня залоговых цен, то фермер может выкупить свой товар и реализовать его на рынке. Если же ры­ночные цены остаются ниже залоговых, товар не выкупается и пере­ходит в собственность корпорации.

Регулирование цен путем субсидирования издержек производства в целях повышения производительности труда в сельском хозяйстве подразумевает предоставление производителям правительственных субсидий на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, при­обретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ и т.д.

Кроме того, государство поддерживает соотношение между цена­ми на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемы­ми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.

Например, США на протяжении последних 10– 15 лет очень стро­го отслеживают розничную цену на сахар внутри страны. И выше 1 долл. (от 92 до 102 центов за 1 кг) ей не дают подняться. С этой целью выделяются государственные субсидии и вводятся другие ограничения.

В Японии имеется особый правительственный орган – Бюро цен Управления экономического планирования, который осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных законов, принимает меры по поддержанию спроса на необходимом уровне, изучает тен­денции спроса и предложения. Государственными органами устанав­ливаются цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, желез­нодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электро­энергию и газ, образование и медицинское обслуживание.

Аналогичным образом регулирование цен осуществляется и в других странах.

В России государственное регулирование цен производится в основном методами установления коэффициентов изменения цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного уровня, ограничения предельного уровня и т.д.

Здесь следует дать одну историческую справку. Еще на ранней стадии развития рыночных отношений в России, т.е. в 60-е годы XVIII столетия генерал-полицмейстером (первым ли­цом) Петербурга устанавливались таксы (розничные цены) на про­дукты питания и осуществлялся контроль за их соблюдением. Роз­ничные цены формировались на основе покупной цены продуктов с прибавлением накладных расходов и определенного размера прибыли. Таблицы (прейскуранты) с ценами, утвержденными генерал-по­лицмейстером, вывешивались в торговых рядах для ознакомления с ними покупателей.

Контроль за правильностью применения цен осуществляла специ­альная торговая полиция. Нарушители облагались большими штра­фами, а их товары подлежали конфискации.

Косвенное государственное регулирование цен

Косвенное регулирование цен - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют расширению товарного расширения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регу­лированию налогов.

Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факто­ров, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-им­портных пошлин и квот.

Какие существуют методы косвенного государст­венного регулирования цен?

К методам косвенного государственного регулирования цен относят:

- проведение государственных закупок;

- установление налогов и налоговых ставок;

- регулирование денежного обращения и кредита;

- регулирование государственных расходов;

- политика государственных инвестиций;

- установление норм амортизации;

- регулирование валютного курса.

Данными мерами государство стремится установить равновесие меж­ду спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Кос­венные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами це­ны, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэконо­мический характер. Технически государственное регулирование цен осу­ществляется введением в действие соответствующего налогового законо­дательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами со­ответствующих договоров (госзаказ, госзакупка).

Стратегия инициативного изменения цены. - student2.ru

Рис. 1. Государственное регулирование цен

Какие цены в РФ подлежат прямому государственно­му регулированию на федеральном уровне?

Действующим законодательством РФ осуществляется государствен­ное регулирование цен на продукцию производственно-технического на­значения и цен на товары народного потребления и услуги населению.

В соответствии с постановлением Правительства РФ на федеральном уровне регулируются следующие цены и тарифы:

- природный газ и другие виды газа (за исключением газа, реализуе­мого населению и жилищно-строительным кооперативам);

- электроэнергия и тепловая энергия, тарифы на которые устанавли­ваются Федеральной энергетической комиссией;

- продукция ядерно-топливного назначения;

- операции по перекачке, перевалке, наливу и сливу нефти;

- продукция оборонного значения;

- драгоценные металлы и драгоценные камни;

- протезно-ортопедические изделия;

- перевозка грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодо­рожном транспорте;

- перевозка пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транс­порте (за исключением пригородных перевозок);

- обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

- услуги почтовой и электрической связи, трансляция российских го­сударственных телерадиокомпаний по списку, утвержденному Правите­льством РФ.

Какие цены в РФ подлежат прямому государственному регулированию на региональном уровне?

На региональном уровне регулируются следующие цены и услуги:

- газ для населения и жилищно-строительных кооперативов;

- электроэнергия и теплоэнергия, реализуемая населению;

- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

- перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транс­порта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

- оплата населением жилья и коммунальных услуг;

- услуги систем водоснабжения и канализации;

- торговые надбавки к ценам на лекарства и изделия медицинского назначения;

- услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденно­му Правительством РФ;

- ритуальные услуги.

Что такое естественные монополии?

Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» определяет данное понятие следующим образом. Естественная монополия - это «со­стояние товарного рынка, эффективное в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства ... а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреб­лении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке

на товары, производимые субъектами естественных монополий, в мень­шей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на дру­гие товары».

Согласно Федеральному закону РФ к естественным монополиям от­носят следующие виды экономической деятельности:

- транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубо­проводам;

- Железнодорожные перевозки;

- транспортировка газа по магистральным трубопроводам;

- услуги по передачи электро- и теплоэнергии;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги почтовой связи.

Наши рекомендации