Анализировать для выявления причин
• Определить коренные причины дефектов.
• Подтвердить их данными.
Улучшать
• Разработать, испытать и внедрить решения, направленные на коренные проблемы.
• Использовать данные для оценки результатов решений и планов, разработанных для их внедрения.
Управлять
• Поддерживать достигнутый успех путем стандартизации методов выполнения работы или функционирования процесса.
• Прогнозировать будущие совершенствования и разрабатывать планы сохранения уроков, извлеченных из усилий по совершенствованию.
При анализе и принятии решений широко используются известные ранее приемы: диаграммы сродства, Парето, матричная, «рыбий скелет», диаграф связи, функция потерь по Тагути, FMEA. Сохраняется преемственность с тем, что было сделано в области качества ранее (стандарты ИСО серии 9000, бенчмаркинг, самооценка). Работа над проектом «Шесть сигм» будет успешной, если на фирме обеспечиваются следующие условия:
• возглавят всю деятельность первые руководители;
• будет постоянно осуществляться фокус на потребителя;
• руководство и тренинг будут проводить опытные эксперты;
• поощрение открытого выявления и обсуждения дефектов;
• эффективное использование собранных данных;
• создание атмосферы взаимопомощи и взаимопонимания, основанных на командных методах.
Для успешной реализации методологии «Шесть сигм» разработана система кадрового обеспечения. Специалисты, участвующие в процессе реализации методологии, обозначаются с использованием терминологии восточных единоборств. Это обладатели «черного», «зеленого» и «желтого» поясов.
Структуру системы подготовки персонала можно представить в виде пирамиды (рисунок 3.9)
Рисунок 3.9 - Структуру системы подготовки персонала
Лидеры – это немногочисленные работники высшего руководства, но их настрой и вовлеченность становятся основой для достижения успеха. Лидеры-руководители должны создать видение организации – какой она должна быть. Руководители должны предоставить сотрудникам возможность для изучения новых идей, а также наделить их ответственностью и полномочиями, выделять ресурсы для проведения изменений. В организации может быть один лидер, взаимодействующий с руководителем и с «чемпионами».
«Чемпионом» может быть человек из высшего руководства, отвечающий за определенное направление бизнеса, получивший хорошую теоретическую подготовку . Чемпионы управленческое и техническое руководство, проводят бенчмаркинг по своим направлениям, уделяют внимание операциям и финансовым результатам, руководят «мастерами». Именно «чемпионы» выбирают конкретные проекты, возглавляют реализацию 6sigma в организации, являются «мотором» движения.
«Мастера» - это люди, отобранные «чемпионами», чтобы они действовали в своих подразделениях в качестве экспертов для распространения знаний. Они занимаются подготовкой «черных» и «зеленых» поясов, являются для них наставниками. Мастера проходят курс подготовки по статистическим методам контроля и управления, по методам решения проблем и др.
«Черные пояса», подчиняющиеся «мастерам», применяют знания и инструменты управления качеством к конкретным проектам. Они постоянно работают над поиском лучших методов и приемов для реализации проектов. « Черные пояса» должны обучать «Зеленые пояса». Они также изучают методологию 6 sigma, работают под руководством «черных поясов» над конкретными проектами. Менее квалифицированные специалисты — обладатели «зеленых» поясов — интенсивно участвуют в реализации проектов, но без отрыва от выполнения своих основных обязанностей. В концепции «Шесть сигм» отражено, чтобы все сотрудники компании прошли обучение и были аттестованы как обладатели «желтых» поясов.
Термин «черный пояс» перешел из карате, где спортсмену нужно быть сильным, решительным, быстро реагировать на изменение ситуации. Эти же качества нужны и «черным поясам» в 6 sigma. Чтобы стать успешным «черным поясом», требуются не только интеллектуальные способности и высокий настрой, но и желание и упорство. Отлично подготовленный «черный пояс» за год обеспечивает экономию не менее 150 тыс. долларов, а многие – гораздо больше.
«Черные пояса» выполняют следующие задачи:
наставника— развивают сеть специалистов по «Шести сигмам» внутри фирмы или ее подразделения;
учителя— проводят организованное обучение персонала применению новых стратегий и инструментов;
инструктора— обеспечивают личную поддержку персонала фирмы;
распространителя— передают и распространяют новые стратегии и инструменты во время учебы, проводят семинары, симпозиумы и разбирают конкретные примеры;
партнеров— выявляют и анализируют возможности улучшения бизнеса фирмы за счет взаимодействия с другими организациями;
компетентных лиц— побуждают фирму применять стратегии и инструменты методологии «Шесть сигм».
Подготовка «черных поясов» делится на 4 образовательные сессии. Каждая сессия организуется по одному из четырех ключевых этапов: измерение, анализ, совершенствование и контроль. Подготовка проходит четыре месяца – по месяцу на этап. Одна неделя отведена на теоретические занятия и три недели – на практическую работу, во время которой разрабатывается реальный проект. Проекты анализируются, после чего по этой схеме изучается следующий этап 6 sigma.
Особый акцент делается на статистике, количественном бенчмаркинге,
приемах контроля процессов, проектировании экспериментов. Процесс обучения продолжается до тех пор, пока обучаемый не внедрит два или три проекта, т.е. обучение занимает до 12 месяцев. После успешного окончания «черные пояса» получают сертификат.
В последние годы философия «Шесть сигм» дополнена концепцией «Бережливое производство» (Lean), нацеленной на устранение потерь и непроизводственных затрат [69]. Концепция «Lean Six Sigma» вобрала в себя все лучшее из двух отдельно существующих методологий.