Оценка обстановки и принятие решения по организации АСДНР

С возникновением ЧС начальник ГО (председатель комиссии по ЧС) в зависимости от сложившейся обстановки вводит режим чрезвычайной ситуации и контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных планом действий.

Начальник ГО (председатель комиссии по ЧС) при угрозе или возникновении ЧС свою работу начинает, как правило, в пункте постоянной дислокации, где на основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение и отдает распоряжения по развертыванию работы органов управления (комиссий по ЧС), приведению в готовность необходимых сил и проведению экстренных мер по защите населения и ликвидации ЧС.

В последующем с прибытием в район ЧС начальник ГО (председатель комиссии по ЧС) уточняет обстановку, принимает окончательное решение и руководит проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Его рабочим органом является комиссия по ЧС (оперативная группа).

Комиссия по ЧС совместно с другими органами управления разрабатывает и докладывает начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) предложения по решению, которые включают следующее:

- краткие выводы из оценки обстановки;

- объем предстоящих спасательных и других неотложных работ, очередность их проведения;

- состав имеющихся сил, предложения по их распределению и использованию;

- задачи создаваемым группировкам сил (соединениям, частям войск ГО РФ, войскам военных округов, привлекаемым по плану взаимодействия, формированиям ГО и другим привлекаемым силам) по направлениям их действий и объектам работ;

- порядок обеспечения проводимых мероприятий, действий сил РСЧС и других привлекаемых сил;

- порядок организации взаимодействия и управления.

Начальник ГО (председатель комиссии по ЧС) перед принятием решения обязан:

- уяснить задачу и оценить сложившуюся обстановку, отдать необходимые распоряжения по принятию экстренных мер;

- привести в готовность (если не приводились ранее) комиссию по ЧС, оперативную группу, службы ГО, другие органы управления и необходимые силы, установить порядок их действий и режим работы;

- информировать членов комиссии по ЧС, начальников органов управления и служб ГО, других должностных лиц о сложившейся обстановке и предстоящих действиях;

- поставить задачу на организацию управления в районе ЧС с развертыванием оперативной группы, сил РСЧС и других привлекаемых сил, определять порядок их выдвижения (перелета, перевозки), сроков прибытия и развертывания;

- доложить о факте ЧС и принимаемых экстренных мерах вышестоящему начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) и информировать взаимодействующие и соседние органы управления;

- поставить задачи комиссии по ЧС, органам управления ГОЧС, службам ГО и другим на подготовку необходимых справок, расчетов и предложений для принятия решения;

- отдать указания на организацию разведки, наблюдения и лабораторного контроля;

- поставить задачи подчиненным о предстоящих действиях и по другим вопросам.

Выработка решения начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) производится в определенной типовой последовательности, изложенной в соответствующих наставлениях по службе штабов.

В результате уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов начальник ГО (председатель комиссии по ЧС) определяет:

- замысел действий;

- задачи подчиненным силам РСЧС и другим привлекаемым силам, эвакуационной комиссии, службам ГО;

- основные вопросы взаимодействия;

- организацию управления;

- задачи по видам обеспечения.

Уяснение задачи (предстоящих действий) производится в соответствии с учетом обстановки, прогнозирования ее последствий, планом действий и указаниями старшего начальника.

Уясняя задачу, начальник ГО (председатель комиссии по ЧС) должен понять цель предстоящих действий подчиненных ему сил и замысел старшего начальника, задач, которые могут выполнять ведомственные органы управления, их силы, а также силы федерального и других органов, соседних субъектов РФ и условия взаимодействия с ними. Определяет сроки готовности и время, которое необходимо для планирования и подготовки к действиям.

На основе уяснения задачи он производит расчет времени, определяет, какие и кому отдать предварительные распоряжения по защите населения и ликвидации ЧС. Устанавливает время готовности сил к предстоящим действиям.

После уяснения задачи начальник ГО (председатель комиссии по ЧС) с привлечением необходимых ему должностных лиц и их заслушивания приступает к оценке обстановки.

При оценке обстановки начальник ГО уясняет:

– обстановку в очаге поражения, возможное ее развитие (прогнозирование) и ожидаемые последствия;

– состав, дислокацию и состояние сил РСЧС, взаимодействующих сил, их укомплектованность, обеспеченность и возможности по ликвидации ЧС, какой необходимо создать резерв сил и средств, его предназначение;

– наиболее важные объекты экономики (районы бедствия), где необходимо сосредоточить основные усилия по ликвидации ЧС;

– степень разрушения городов, населенных пунктов, предприятий объектов экономики;

– возможную радиационную, химическую, биологическую (бактериологическую), эпизоотическую, инженерную, пожарную и другие виды обстановки;

– предварительные данные о потерях персонала предприятий, населения и о причиненном материальном ущербе;

– ориентировочный объем предстоящих работ и какие первоочередные мероприятия необходимо провести по защите населения (укрытие в убежищах, эвакуация, отселение и др.);

– влияние на выполнение задач местности, дорожной сети и маршрутов выхода, метеорологических условий, времени года, суток; температуры воздуха, направления ветра, характера осадков, возможного прогноза погоды.

При оценке обстановки анализируются только те элементы, которые необходимы для принятия решения.

Замысел действия вырабатывается одновременно с оценкой обстановки, в которой начальник ГО (председатель комиссии по ЧС) определяет:

– выводы из оценки характера ЧС, возможных последствий, состояния и обеспеченности сил РСЧС;

– цель предстоящих действий;

– районы (объекты) сосредоточения основных усилий при ликвидации ЧС;

– способы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

– группировку сил, которую необходимо создать в районе ЧС, и порядок ее построения.

При ограниченном времени после определения замысла и объявления решения начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) отдаются подчиненным распоряжения с указанием в них состава сил, характера предстоящих действий и решаемых задач, сроков готовности.

В решении начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) указываются: краткие выводы из обстановки: объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения; состав сил, привлекаемых для ликвидации ЧС; задачи подчиненным, взаимодействующим и другим силам, задействованным в ликвидации ЧС, а также указываются задачи, решаемые силами старшего начальника; порядок всестороннего обеспечения; организация взаимодействия и управления.

Решение начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) обычно оформляется на карте (плане, схеме). К решению прилагается краткое описание действий (замысел), необходимые расчеты, таблицы, графики, справочные и другие материалы.

Задачи до подчиненных органов управления и сил РСЧС доводятся приказами и распоряжениями.

Способы доведения задач до исполнителей (по средствам закрытой или открытой связи, по АСУ или устно с обязательным письменным подтверждением) определяются начальником органа управления ГОЧС.

Для проведения АСДНР создается группировка сил и средств. При этом используются:

1. На объекте промышленности – формирования объекта, могут использоваться формирования города (района), формирования сельского района (некатегорированного города) и другие силы в соответствии с решением НГО.

2. В городе без районного деления – группировки сил объектовых и территориальных формирований города, области, войсковые части ГО, подразделения и части военного гарнизона.

3. В городе с районным делением – группировки сил городских районов и резервы города.

4. В области – группировки сил категорированных и некатегорированных городов, населенных пунктов с категорированными объектами промышленности, группировка сил районов и резервы.

По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать:

– возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;

– своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывания АСДНР;

– сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;

– развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных работ в предельно сжатые сроки;

– возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах поражения и осуществление маневра ими;

– устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия.

При определении группировки сил и средств для проведения АСДНР рекомендовано иметь:

- формирований общего назначения – 65–70 %;

- специальных и специализированных формирований – 30–35 %.

В составе специальных и специализированных формирований рекомендовано иметь:

- медицинские формирования – 50 %;

- противопожарные формирования – 25 %;

- формирования радиационной и химической защиты – 10 %;

- службы охраны общественного порядка – 10 %;

- прочие аварийно-спасательные формирования – 5 %.

В свою очередь вся группировка сил и средств по каждому направлению ввода в очаг поражения, район СБ делится на эшелоны: первый, второй и резерв.

Первый эшелон (до 50 %) предназначается для немедленного развертывания аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и ведение их в высоком темпе.

Второй эшелон (до 30 %) предназначен для наращивания усилий в расширении фронта работ по мере спада уровней радиации, частичной (полной) замены первого эшелона.

Резерв (до 20 %) предназначен для решения внезапно возникших задач и наращивания усилий на важнейших участках работ в целях сокращения сроков их проведения.

В состав первого эшелона включаются формирования ГО объектов промышленности, продолжающие работу в категорированных городах, части (подразделения) ГО и ВС в соответствии с планом взаимодействия, а при необходимости некатегорированных городов и сельских районов.

Во второй эшелон сил ГО включаются формирования объектов промышленности, продолжающие производственную деятельность в городе, не вошедшие в первый эшелон, формирования объектов, прекративших работу и перенесших ее в загородную зону, формирования ГО некатегорированных городов и сельских районов, а также воинские части (подразделения), не вошедшие в первый эшелон.

Для обеспечения непрерывного ведения АСДНР силы ГО эшелонов разбиваются на смены.

Опыт учения показывает, что первый эшелон группировки сил может состоять из 2–3 смен, второй – из 1–2 смен. Первая смена по численности личного состава составляет примерно 30 %, вторая – 50 %, третья – 20 % численности эшелона.

Продолжительность работы составом первого эшелона может быть 10–12 часов:

– первой смены – не менее 2 часов;

– второй смены – от 3 до 4 часов;

– третьей смены – от 5 до 6 часов.

В резерв сил ГО города могут быть включены территориальные формирования ГО, службы ГО города и взаимодействующих сельских районов. Резервы восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО из очага поражения после выполнения задач.

Согласно Федеральному закону от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями и дополнениями) аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

– на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

– на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;

– на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

– в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

– в субъектах Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, – руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Наши рекомендации