Анализ экономико–географического положения страны
План анализа ЭГП | Важнейшие элементы ЭГП страны и оценка их воздействия на развитие хозяйства страны |
1. Политико-географическое положение (отношение соседних стран к военным блокам, характер их межгосударственных отношений с изучаемой страной | |
2. Транспортно-географическое положение (положение по отношения к международным транспортным магистралям – железнодорожным, морским, трубопроводным, воздушным) и его влияние на участие в международном разделении труда. | |
3. Положение по отношению к важнейшим сырьевым базам за пределами страны и рынкам сбыта своей продукции. | |
4. Оценка возможностей и экономического сотрудничества и развития пограничных районов. |
Составлено по: Н.А.Войлошникова. Практикум по экономической и социальной географии зарубежных стран. М., Просвещение, 1987, с.52.
Занятие 2
Характеристика населения стран Центральной и Восточной Европы.
Цели занятия: изучить динамику численности стран региона, проследить изменения в уровне и темпах урбанизации, выяснить основные черты размещения населения, полово-возрастного и этнического состава.
Задания для домашней подготовки: изучить соответствующий раздел в лекциях, а также раздел «Население» в учебном пособии В.В.Вольского «Социально-экономическая география зарубежного мира», М., Крон-Пресс, 2007 г. Вспомнить из курса «География населения» основные понятия, характеризующие динамику численности населения (естественный прирост, рождаемость, смертность, эмиграция, иммиграция, «демографический взрыв», типы воспроизводства населения). Подготовить сообщения на тему «Национальные проблемы и пути их решения в странах Центральной и Восточной Европы».
Задания для работы в аудитории.
Оборудование: атласы для учителя и школьные атласы, статистический сборник «Россия и страны мира» 2014г. Росстат.
После собеседования со студентами по основным понятиям, необходимым для характеристики населения, им предлагается выполнить следующие работы:
1. Пользуясь данными таблиц 2 и 3, построить графики численности, рождаемости, смертности и естественного прироста населения в странах Центральной и Восточной Европы с 1990 года, сделать выводы.
2. Нанести на контурную карту крупные города и городские агломерации: Варшава, Прага, Братислава, Будапешт, Бухарест, София, Белград, Любляна, Загреб, Скопье, Сараево, Подгорицы (столица Черногории), Быдгощ, Лодзь, Познань, Краков, Брно, Острава, Пльзень, Кошице, Мишкольц, Дербецен, Дьёр, Тимишоара, Клуж-Напока, Яссы, Брашов, Галац, Варна, Констанца, Пловдив, Тирана, Таллинн, Рига, Вильнюс.
3. Пользуясь данными таблицы 4, построить круговые диаграммы распределения населения по отраслям хозяйства.
Таблица 2
Динамика численности населения в странах
Центральной и Восточной Европы
Страна | Население, млн. чел. | ||||||||||
Албания | 3,3 | 3,6 | 3,7 | 3,7 | 3,8 | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,60 | 3,00 | 2.9 |
Болгария | 9,0 | 8,4 | 8,4 | 8,3 | 8,3 | 8,2 | 8,2 | 7,7 | 7,30 | 7,04 | 7.3 |
Венгрия | 10,4 | 10,2 | 10,2 | 10,2 | 10,1 | 10,1 | 10,0 | 10,1 | 9,95 | 9,96 | 9.9 |
Латвия | 2,7 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,3 | 2,26 | 2,19 | 2.0 |
Литва | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,4 | 3,60 | 3,55 | 3.0 |
Македония | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,05 | 2,08 | 2.1 |
Польша | 38,1 | 38,6 | 38,6 | 38,7 | 38,7 | 38,7 | 38,6 | 38,2 | 38,50 | 38,4 | 38.5 |
Румыния | 23,2 | 22,7 | 22,6 | 22,5 | 22,5 | 22,5 | 22,4 | 21,6 | 22,30 | 21,84 | 20.0 |
Словакия | 5,3 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,40 | 5,48 | 5.4 |
Словения | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,00 | 2,00 | 2.1 |
Чехия | 10,4 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,2 | 10,20 | 10,17 | 10.5 |
Эстония | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,30 | 1,27 | 1.3 |
Косово | 2,10 | 1,83 | 1,88 | ||||||||
Сербия | 10,15 | 7,28 | 7,04 | ||||||||
Хорватия | 4,49 | 4,48 | 4.3 | ||||||||
Черногория | 0,73 | 0,66 | 0,66 |
Составлено по: Россия и страны мира. М.: Росстат. 2014.
Россия и страны ЕС. М.: Росстат, 2015.
The World Factbook 2016 г.
Таблица 3
Динамика естественного движения населения в странах
Центральной и Восточной Европы
Страна | Естественное движение на 1000 чел. (в ‰) | ||||||||||||
Число родившихся | Число умерших | Естественный прирост/убыль | |||||||||||
Албания | 26,5 | 17,1 | 15,2 | 12,3* | 5,6 | 4,9 | 5,3 | 6,3* | 20,9 | 12,2 | 9,9 | 6,3* | |
Болгария | 11,7 | 9,0 | 9,6 | 9,2 | 12,1 | 14,1 | 14,3 | 14,4 | -0,4 | -5,1 | -4,7 | -5,2 | |
Венгрия | 12,1 | 9,7 | 9,7 | 9,2 | 14,1 | 13,5 | 13,1 | 12,8 | -2,0 | -3,8 | -3,4 | -3,6 | |
Латвия | 14,2 | 8,5 | 9,4 | 10,2 | 13,1 | 13,7 | 13,6 | 14,2 | 1,1 | -5,2 | -4,2 | -4,0 | |
Литва | 15,3 | 9,3 | 8,9 | 10,1 | 10,7 | 10,5 | 11,0 | 14,0 | 4,6 | -1,2 | -2,1 | -3,9 | |
Македония | 16,6 | 14,5 | 12,0 | 11,8 | 6,9 | 8,5 | 8,8 | 8,95 | 9,7 | 6,0 | 3,2 | 2,85 | |
Польша | 14,3 | 9,8 | 9,9 | 9,5 | 10,2 | 9,5 | 9,9 | 10,1 | 4,1 | 0,3 | -0,5 | ||
Румыния | 13,6 | 10,4 | 10,7 | 10,2 | 10,6 | 11,4 | 11,8 | 12,3 | 3,0 | -1,0 | -1,1 | -3,5 | |
Словакия | 15,1 | 10,2 | 10,7 | 10,1 | 10,3 | 9,8 | 9,5 | 9,6 | 4,8 | 0,4 | 1,2 | 0,5 | |
Словения | 11,2 | 9,1 | 9,0 | 10,2 | 9,3 | 9,3 | 10,4 | 9,4 | 1,6 | -0,2 | -1,4 | 0,8 | |
Чехия | 12,6 | 8,8 | 8,96 | 10,2 | 12,5 | 10,6 | 10,6 | 10,4 | 0,1 | -1,8 | -1,6 | -0,2 | |
Эстония | 14,2 | 9,3 | 10,2 | 10,2 | 12,4 | 13,2 | 13,3 | 11,6 | 1,8 | -3,9 | -3,1 | -1,3 |
Составлено по: Россия и страны мира. М.: Росстат. 2014.
Россия и страны ЕС. М.: Росстат, 2015.
The World Factbook, 2016г.
* - наиюль 2012 г
.
Таблица4
Распределение численности занятых в экономике
По отраслям (в процентах)
Страна | Год | Всего в экономике | в том числе в отраслях | |||||
промышленность | сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота | строительство | транспорт и связь | торговля, общественное питание | другие отрасли | |||
Албания | 23,6 | 47,0 | 6,8 | 2,0 | 1,8 | 18,8 | ||
27,8 | 8,9 | 6,4 | 7,2 | 2,0 | 47,7 | |||
- | - | - | - | - | - | |||
Болгария | 26,6 | 25,0 | 4,0 | 7,6 | 13,2 | 23,6 | ||
27,8 | 8,9 | 6,4 | 7,2 | 20,0 | 29,7 | |||
26,5 | 7,5 | 9,0 | 6,8 | 21,0 | 29,2 | |||
24.3 | 6.4 | 7.0 | 31.5 | 3.1 | ||||
Венгрия | 26,8 | 6,5 | 7,0 | 8,1 | 17,5 | 34,1 | ||
24,3 | 5,0 | 8,1 | 7,3 | 19,0 | 36,3 | |||
24,2 | 4,5 | 8,0 | 7.4 | 19,1 | 36,8 | |||
23.5 | 5.2 | 6.3 | - | 27.8 | 4.0 | |||
Латвия | 20,3 | 13,5 | 6,0 | 8,5 | 18,4 | 33,3 | ||
18,8 | 13,2 | 8,5 | 9,4 | 17,4 | 32,7 | |||
17,4 | 7,9 | 11,2 | 9,4 | 19,3 | 34,8 | |||
16.3 | 8.4 | 7.1 | - | 28.8 | 4.6 | |||
Литва | 20,5 | 19,6 | 5,8 | 6,5 | 16,4 | 31,2 | ||
20,1 | 14,0 | 9,0 | 6,4 | 18,1 | 32,4 | |||
19,6 | 7,9 | 10,9 | 6,9 | 20,6 | 34,1 | |||
17.9 | 8.8 | 7.0 | - | 29.6 | 3.9 | |||
Македония | 40,4 | 8,6 | 8,3 | 5,3 | 9,6 | 27,8 | ||
25,8 | 16,8 | 7,0 | 5,9 | 16,6 | 27,9 | |||
24,8 | 19,7 | -6,5 | 6,2 | 17,4 | 25,4- | |||
Польша | 23,8 | 18,8 | 7,0 | 6,1 | 15,7 | 28,6 | ||
23,3 | 17,4 | 6,0 | 6,1 | 16,1 | 31,1 | |||
23,8 | 14,7 | 6,9 | 6,4 | 16,8 | 31,3 | |||
24.4 | 12.6 | 8.0 | - | 24.6 | 2.9 | |||
Румыния | 22,4 | 42,7 | 3,7 | 4,8 | 9,8 | 16,6 | ||
24,8 | 32,1 | 5,5 | 4,9 | 12,2 | 20,5 | |||
23,5 | 28,7 | 8,0 | 5,4 | 14,2 | 20,2 | |||
21.1 | 29.0 | 7.5 | - | 21.4 | 2.6 | |||
Словакия | 29,3 | 6,7 | 8,0 | 8,0 | 15,5 | 32,5 | ||
29,3 | 4,7 | 9,5 | 6,6 | 16,2 | 33,7 | |||
28,9 | 4,0 | 10,5 | 7,3 | 16,7 | 32,4 | |||
27.2 | 3.2 | 10.3 | - | 26.0 | 2.9 | |||
Словения | 32,7 | 10,8 | 5,0 | 6,1 | 16,0 | 29,4 | ||
31,0 | 8,8 | 6,2 | 5,6 | 16,1 | 32,3 | |||
28,1 | 10,2 | 6,1 | 6,0 | 15,7 | 34,3 | |||
24.9 | 8.3 | 5.9 | - | 24.9 | 3.3 | |||
Чехия | 30,2 | 5,0 | 9,3 | 7,9 | 16,2 | 31,4 | ||
29,8 | 4,0 | 9,6 | 7,6 | 16,7 | 32,3 | |||
31,3 | 3,3 | 9,2 | 7,5 | 16,2 | 32,5 | |||
29.4 | 3.1 | 8.7 | 24.8 | 4.0 | ||||
Эстония | 26,5 | 7,4 | 7,0 | 9,9 | 15,0 | 34,2 | ||
23,4 | 3,9 | 12,2 | 8,5 | 17,9 | 34,2 | |||
21.7 | 4.7 | 9.4 | 27.1 | 4.2 |
Составлено по: Россия и страны мира. М.: Росстат. 2014.
Россия и страны ЕС. М.: Росстат, 2015.
Вопросы для собеседования
1. Какова демографическая политика, проводимая в странах Центральной и Восточной Европы?
2. В чем заключаются национальные проблемы в странах региона? (заслушиваем заранее подготовленное сообщение)
3. Каковы социальные последствия реформ 90-х годов?
Занятие 3