Контрольный лист премии Деминга

(Редакция от 17 июня 1980)

1. Политика и задачи.

(1) Политика в отношении руководства, качества и QC.

(2) Методы определения политики и задач.

(3) Соответствие и последовательность содержания задач.

(4) Использование статистических методов.

(5) Распространение задач.

(6) Оценка задач и их выполнение.

(7) Взаимосвязь с долгосрочными и краткосрочными планами.

2. Организация и функционирование.

(1) Чёткое определение ответственности.

(2) Соответствие ответственности полномочиям.

(3) Взаимодействие между отделами.

(4) Деятельность комитетов.

(5) Использование персонала.

(6) Использование кружков качества (малых групп).

(7) QC аудит.

3. Обучение и его распространение.

(1) План обучения и его фактическое выполнение.

(2) Забота о качестве и управлении, понимание QC.

(3) Обучение, касающееся статистических концепций и методов, степень распространения.

(4) Способность понимать последствия.

(5) Обучение поставщиков и внешних организаций.

(6) Деятельность кружков качества (малых групп).

(7) Система подачи предложений.

4. Сбор и распространение информации и её использование.

(1) Сбор внешней информации.

(2) Распространение информации между отделами.

(3) Скорость в распространении информации (использование компьютера).

(4) ( Статистический ) анализ информации и её использование.

5. Анализ.

(1) Выбор важных проблем и тем.

(2) Применение соответствующих аналитических методов.

(3) Использование статистических методов.

(4) Привлечение собственных технологий.

(5) Анализ качества, анализ процесса.

(6) Использование результатов анализа.

(7) Значимость предложений для улучшений.

6. Стандартизация.

(1) Система стандартов.

(2) Методы установления, пересмотра и изъятия стандартов.

(3) Своевременность записей по установлению, пересмотру и изъятию стандартов.

(4) Содержание стандартов.

(5) Использование статистических методов.

(6) Накопление технологий.

(7) Применение стандартов.

7. Управление.

(1) Системы управления качеством и таких взаимосвязанных с ним категорий, как цена и количество.

(2) Места управления и вопросы управления.

(3) Применение статистических методов, таких, как контрольные карты, а также общее принятие статистического образа мышления.

(4) Вклад деятельности кружков качества.

(5) Реальное состояние управленческой деятельности.

(6) Реальное состояние системы управления.

8. Гарантии качества.

(1) Процедуры разработки новой продукции.

(2) Развитие качества (отказы функций качества) и его анализ, надёжность, анализ проекта.

(3) Безопасность и снижение риска ответственности за продукцию.

(4) Управление процессами и улучшения.

(5) Возможности процесса.

(6) Измерения и инспекции.

(7) Управление оборудованием, поставками, продажей, обслуживанием и т.д.

(8) Система обеспечения гарантий качества и её аудит.

(9) Применение статистических методов.

(10) Оценка и аудит качества.

(11) Реальное состояние с гарантиями качества.

9. Последствия (эффект).

(1) Измерение последствий (эффекта).

(2) Видимые последствия, такие, как качество, эксплуатационная надёжность, сроки поставки, цена, доход, безопасность, окружающая среда и т.д.

(3) Невидимые последствия.

(4) Соответствие между предсказанным эффектом и фактическими данными.

10. Планы на будущее.

(1) Понимание существующего положения, конкретность.

(2) Политика, принятая для устранения недостатков.

(3) Планы будущего продвижения.

(4) Связь с долгосрочными планами компании.

Аудит поставщика заказчиком

Аудит, проводимый электротехническими и автомобильными компаниями своих поставщиков, а также аудиты, проводимые у своих поставщиков Министерством обороны, Ниппоновской телеграфно-телефонной корпорацией (NTT), а также Японскими национальными железными дорогами относятся именно к этой категории.

В сфере электротехники и автомобилестроения проблемы возникают редко, так как здесь имеется обширный опыт в реализации собственных программ QC и необходимые знания. Когда аудиторы приходят после аудита из этих фирм, им остается только написать хороший отчет и рекомендации. Поставщики, аудитируемые такими компаниями, будут иметь больше шансов на положительную оценку, если они планируют организовать свою собственную систему QC. Именно по причине таких взаимоотношений японские поставщики стали надежными.

Министерство обороны и Японские национальные железные дороги не являются производителями и у них нет опыта в QC. Поэтому проблемы здесь могут возникать довольно часто. На Западе ситуация схожа. В США Министерство Обороны издало впечатляющее руководство “Общие требования по QC”, MIL.Q.9858А, но при этом их QC аудит действует не очень хорошо. Именно их неэффективный QC аудит и становится чаще всего причиной неэффективного бумаготворчества. При их аудитах задают вопросы: «Существуют ли спецификации и стандарты, которые должны выполняться?»; «Соответствует ли доклад установленной форме?»; «Адекватна ли представленная информация?». На такие вопросы ответы будут даваться лишь для проформы. Аудит, ведущийся таким способом, заканчивается оценкой только результатов. Это будет инспекция, а не аудит. QC аудит должен изучать процесс, в результате которого был достигнут конкретный результат, а представленный выше формальный аудит пропускает этот процесс. Аудитор может обладать целой кипой контрольных листов и формуляров, но без знания, основанного на опыте, он не сможет эффективно работать.

QC аудит, проводимый покупателем, может оказаться очень ценным опытом как для поставщика, так и для покупателя. Если руководство поставщика заинтересован лишь в том, чтобы пройти QC аудит, и позволяет людям, ответственным за работу затрагиваемых отделов, лишь “клепать” один документ за другим, оно может породить лишь проблемы. Подобная практика приводит лишь к «поверхностному QC», или «QC лишь для написания документов». Эта проблема не ограничена только рамками Японии, она существует во всём мире. Вместо того, чтобы проводить аудит, состоящий из бумажной работы, почему бы не воспользоваться возможностью для компании прекратить такую проверку и внедрить TQC? Успех будет гораздо больше ожидаемого.

Наши рекомендации