Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериологической защиты

Противорадиационная, противохимическая и противобактериологическая защита – это комплекс мероприятий по предотвращению или ослаблению воздействия на людей, ОВ, СДЯВ и БС. Она (защита) включает:

· выявление и оценку РХБ обстановки;

· использование режимов радиационной защиты;

· организацию и проведение дозиметрического, химического и биологического контроля;

· использование населением средств индивидуальной и коллективной защиты (СИЗ и СКЗ);

· ликвидацию последствий радиоактивного, химического и биологического (РХБ) загрязнения.

Дозиметрический, химический, биологический контроль проводятся силами разведывательных подразделений (группы, звенья), сотрудниками Роспотребнадзора и лабораторий объекта с целью определения степени заражения (загрязнения) местности, технических средств, площадей, продуктов питания радиоактивными веществами (РВ), ОВ, АХОВ, БС и определения доз облучения людей.

Приборы, предназначенные для обнаружения и измерения радиоактивных излучений, называются дозиметрическими. Работа этих приборов основана на различных методах: фотографическом, химическом, сцинтилляционном и ионизационном.

Дозиметры предназначены для измерения мощности дозы излучения (уровней радиации) и дозы излучения (облучения). С помощью радиометров измеряют радиоактивное загрязнение (заражение) различных объектов (человека, одежды и средств защиты, продовольствия и воды, техники и оборудования и т.д.). Некоторые приборы могут одновременно и дозиметрами, и радиометрами. Спектрометры предназначены для определения качественного и количественного состава и спектра ионизирующих излучений.

Наиболее распространенным методом дозиметрии является ионизационный, основанный на ионизации газовой среды (воздуха) и получении в электрическом поле направленного движения ионов (ионизационного тока). Величина ионизационного тока пропорциональна интенсивности излучения.

Основными методами обнаружения отравляющих веществ, АХОВ и биологических средств являются химический, биохимический, ионизационный и оптический.

На основе указанных выше методов созданы приборы дозиметрического и химического контроля, которые классифицируются по принципу работы (ручные, полуавтоматические, автоматические), по способу использования (переносные, бортовые, стационарные, индивидуальные), по месту использования (контактные, дистанционные).

В ручных приборах, в частности, прокачивание воздуха через индикаторные трубки осуществляется вручную, а наличие ОВ (ОХВ) по ним определяется визуально. В полуавтоматических приборах воздух прокачивается автоматически (электронасос), а наличие ОВ определяется визуально (по изменению окраски реактивов). В автоматических приборах все процессы, в том числе выдача сигналов (звуковых и световых), осуществляется автоматически.

Переносные средства используют при ведении разведки с использованием автомашин (бронетранспортеров). Индивидуальные средства применяют для индивидуального химического контроля.

Контактные приборы для определения опасного вещества должны находиться в зоне заражения, а дистанционные обнаруживают ОВ или ОХВ, находясь на определенном расстоянии от зоны (очага) заражения.

26. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), задачи, структура, силы и средства.
Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС объединяет в себе все органы управления, силы и средства страны, причастные к делу борьбы с ЧС и ранее занимавшиеся этим делом разрозненно.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы комиссии по ЧС, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС (ГОЧС). а также органы повседневного управления (пункты управления и дежурные службы), силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС.
Ее деятельность организуется в соответствии с Конституцией и федеральными законами РФ, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ее субъектов и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делении этих территорий.
Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.
Задачи, организационная структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованными с региональными центрами МЧС России.

Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
— разработка и исполнение законов и других важных документов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение надежности функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; — обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации по защите населения и территорий от ЧС;

— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Силы ликвидации ЧС включают:

• — войска гражданской обороны;

• — поисково-спасательную службу МЧС России;

• — Государственную противопожарную службу МЧС России;

• — соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

• — противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

• — учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.

Одна из главнейших задач РСЧС проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача - сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Структура РСЧС

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев, областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятого административно территориального деления. Их руководящие органы на местах планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных ЧС.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:
- Силы и средства наблюдения и контроля;
- Силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора, наблюдения и лабораторного контроля ГО; службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, гражданские организации ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.
Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Силы ликвидации ЧС включают:

• — войска гражданской обороны;

• — поисково-спасательную службу МЧС России;

• — Государственную противопожарную службу МЧС России;

• — соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

• — противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

• — учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.

Наши рекомендации