Выбор стратегии ресурсосбережения

Стратегия ресурсосбережения -это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны), либо на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека.

Рассмотрим это понятие по элементам и уровням иерархии.

Принципы ресурсосбережения в рамках страны:

· совершенствование структуры потребляемых ресурсов путем уменьшения доли экспорта сырьевых ресурсов, увеличения удельного веса экологически чистых и эффективных видов ресурсов;

· повышение коэффициентов извлечения из недр полезных ископаемых;

· увеличение доли ресурсосберегающих технологий;

· анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цикла объектов;

· развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирования улучшения использования ресурсов;

· применение при разработке проблем ресурсосбережения научных подходов менеджмента (см. п. 1.2).

Для уровня фирм перечисленные принципы должны адаптироваться к конкретным объектам, технологиям, возможностям, стандартам.

Факторы ресурсосбережения для уровня фирм были рассмотрены в п. 4.3. Для уровня страны и регионов эти факторы должны уточняться (в задачи учебного пособия это не входит).

Методы ресурсосбережения - конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом.

Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономических и других методов менеджмента.

Прежде чем привести виды стратегий ресурсосбережения на уровне фирмы, рассмотрим некоторые зависимости между качеством и ресурсоемкостью товара.

Стратегиями ресурсосбережения на фирме могут быть следующие:

· 1. Упрощение кинематической схемы (структуры принципа действия) товара.

· 2. Межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара.

· 3. Совершенствование технологичности конструкции товара.

· 4. Организационно-техническое развитие производства.

· 5. Расширение зарубежного производства качественного товара без изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эффективнее) конкретный вид ресурса.

6. Реализация факторов ресурсосбережения (см. рис. 4.1.).

Краткие выводы по теме

1. Следует прогнозировать абсолютные, структурные, относительные и удельные показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров, учитывающие все стадии их жизненного цикла.

2.Стратегия ресурсосбережения на любом уровне управления должна быть ориентирована на экономию ресурсов на всех стадиях жизненного цикла объектов, а не только на стадии их производства.

3.Стратегия ресурсосбережения фирмы определяется конструкцией товара, организационно-техническим уровнем производства, международными и отечественными факторами конкурентного преимущества фирмы.

2. Лизинг как современная форма обновления основных средств предприятия.

Лизинг как инвестиционная деятельность предполагает приобретение имущества и передачу его по договору лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенным условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем (абз. 2 ст. 2 Закона).

Согласно ст. 7 Закона о лизинге, он делится по формам, видам и типам.

Деление лизинга на формы (п. 1 ст. 7 Закона) основано на критерии национальной принадлежности (резидентности) сторон договора лизинга. Лизинг существует во внутренней и международной формах. Внутренний лизинг предполагает, что и лизингодатель и лизингополучатель выступают в качестве резидентов РФ. Международный лизинг имеет место тогда, когда или лизингодатель, или лизингополучатель являются нерезидентами РФ.

Типы лизинга выделяются в зависимости от срока (п. 2 ст. 7 Закона). Долгосрочный лизинг имеет место при сроке договора в три года и более, среднесрочный – от полутора до трех лет, и, наконец, краткосрочный – до полутора лет. Выбор длительности сроков, используемых для классификации типов лизинга в значительной мере произволен. Имеет смысл выделение только долгосрочного лизинга, поскольку он, как правило, предполагает полную окупаемость предмета лизинга (так называемый лизинг «с полной окупаемостью»). Следовательно, при долгосрочном лизинге возможен переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя без дополнительной оплаты или за чисто символическую плату. Более краткие по сроку типы лизинга обычно не дают полной окупаемости, а потому предполагают выкуп предмета лизинга лизингополучателей за справедливую цену.

По основным видам лизинг делится на финансовый, возвратный и оперативный лизинг (п. 3 ст. 7 Закона).

1. Финансовым является такой вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия финансового лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если договором не предусмотрено иное (абз. 2 п. 3 ст. 7 Закона).

2. Оперативным называется такой вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. По истечении срока действия договора и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации предмета лизинга, причем не одному и тому же, а разным лизингополучателям.

3. Возвратным признана разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель (абз. 4 п. 3 ст. 7 Закона). Иными словами, лизингополучатель сам продает предмет лизинга лизингодателю с тем, чтобы получить его обратно по договору лизинга. Экономический смысл такой операции для лизингодателя состоит в том, что он извлекает свой предпринимательский доход за счет инвестирования денежных средств в предмет лизинга. Что касается лизингополучателя, то он получает дополнительные денежные средства за счет продажи имущества, которое остается в его пользовании. Эти средства могут быть им вложены в другие проекты.

3. Обоснование темы дипломного проекта.

Билет №28

1. Экономический потенциал предприятия. Факторы, его определяющие.

Экономический потенциал предприятия характеризуется объемами накопленных ресурсов и максимально возможным объемом материальных благ и услуг, которых можно достичь в перспективе при оптимальном использовании имеющихся ресурсов.

Экономический потенциал необходимо рассматривать во взаимосвязи со свойственными каждой общественно-экономической формации производственными отношениями, возникающими между отдельными работниками, а также управленческим аппаратом предприятия в целом по поводу полного использования их способностей к созданию материальных благ и услуг. Однако, экономический потенциал в равной степени зависит от уровня развития производственных сил.

Кроме того, следует различать достигнутый и перспективный экономические потенциалы:

- достигнутый потенциал – совокупность основных фондов и величины валовой продукции, созданной при фактически достигнутом организационном уровне развития производительных сил и степени использования потенциальных возможностей производственного аппарата;

- перспективный экономический потенциал – раскрывает максимальную возможность хозяйственной системы, предопределяющую максимально возможный объем производства материальных благ и услуг, который можно достичь при идеальных условиях производства и оптимальном использовании ресурсов.

Для оценки экономического потенциала используют следующие показатели:

- численность трудовых ресурсов;

- основные производственные и непроизводственные фонды;

- объемы сырьевых, энергетических и других ресурсов;

- объем производительных сил;

- объем выпуска продукции.

Однако, достоверная оценка экономического потенциала возможна лишь с помощью финансовых документов предприятия: бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Оценка имущественного положения проводится на основании следующих показателей:

- сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия (итог баланса в нетто);

- стоимость основных средств;

- коэффициент износа основных средств, %.

Оценка финансового положения зависит от значений показателей:

- сумма собственных средств предприятия (собственный капитал + долгосрочные обязательства – основные средства и прочие внеоборотные активы);

- коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств (привлеченный капитал / собственный капитал);

- коэффициент покрытия (текущие активы / текущие обязательства).

Оценка баланса на предмет наличия «больных» статей основывается на значениях:

- суммы убытков;

- суммы кредитов и займов, не погашенных в срок.

Также необходимо провести оценку эффективности использования экономического потенциала на основе следующих показателей:

- рентабельность активов, % (балансовая прибыль / итог среднего баланса-нетто * *100%);

- рентабельность собственного капитала, % (балансовая прибыль / средний собственный капитал * 100%).

2. Основные организационно-правовые формы предприятий, их особенности.

Предприятие, как субъект предпринимательской деятель­ности является юридическим лицом, следовательно, ему при­сущи следующие признаки: самостоятельная имущественная ответственность, организационное единство, самостоятель­ность в выборе стратегии и тактики.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ все предпри­ятия в зависимости от основной цели деятельности подразде­ляются на коммерческие и некоммерческие.

У некоммерческих предприятий получение и распределе­ние прибыли между участниками не является основной це­лью. Это, как правило, общественные или религиозные орга­низации, потребительские кооперативы.

Коммерческие предприятия, наоборот, имеют основной це­лью получение прибыли и повышение доходности своей дея­тельности.

Организационно-правовые формы коммерческих предпри­ятий отличаются между собой по нескольким признакам. Общая классификация коммерческих предприятий:

Хозяйственными товариществами и обществами являются коммерческие организации (предприятия) с разделенными на доли (вклады) учредителей уставным капиталом. Товарищест­ва, как правило, представляют собой объединения лиц, а об­щества — объединения капиталов. Главным отличием объеди­нения лиц от объединения капиталов является степень ответ­ственности учредителей перед кредиторами.

Хозяйственные товарищества и общества могут иметь сле­дующие основные формы: полное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Полное товарищество имеет две основные особенности: 1)предпринимательская деятельность его участников счита­ется деятельностью самого товарищества; 2)по обязательствам товарищества любой его участник отве­чает всем своим имуществом, даже не переданным товари­ществу в качестве вклада. Эта форма основана на доверительных отношениях, так как не исключена ситуация, при которой сделку от имени то­варищества может заключить один участник, а имущественную ответственность по ней, в случае недостатка имущества товарищества, будет нести другой.

Товарищество на вере (коммандитное) основано на двух группах участников. Первая группа ведет предприниматель­скую деятельность от имени всего товарищества и несет неог­раниченную ответственность своим личным имуществом по его обязательствам. Вторая группа не несет такой ответствен­ности, так как ее вклады становятся собственностью товари­щества.

Общество с ограниченной ответственностью - это одна из разновидностей объединения капиталов. Она не требует лич­ного участия своих членов в делах общества. Имущество общества, включая его уставной капитал, принадлежит ему, как юридическому лицу, но не является объектом долевой собственности участников. Участники такого общества не от­вечают по его обязательствам, а несут риск убытков в размере внесенных вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью практически имеет те же характерные особенности, что и общества с огра­ниченной ответственностью за исключением имущественной ответственности участников общества.

Акционерные общества имеют характерную особенность, заключающуюся в том, что их уставной капитал делится на определенное число одинаковых долей, а каждая из них вы­ражена ценной бумагой - акцией. Все акции одного выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость. Акцио­неры - владельцы акций не отвечают по обязательствам общества, а имеют только риск убытков в связи со снижением курса акций определенного акционерного общества. Общее собрание акционеров избирает совет ди­ректоров и его председателя. Совет директоров назначает еди­ноличный, а при необходимости и коллегиальный исполни­тельный орган.

Производственные кооперативы создаются на основе добро­вольного объединения граждан для совместной производст­венной, хозяйственной или иной деятельности, основанной на личном трудовом или ином участии, не противоречащем за­конодательству. Все участники в кооперативе имеют равные права в управлении делами независимо от размера имущест­венного взноса. В деятельности производственного кооперати­ва могут участвовать юридические и физические лица, вно­сящие имущественный вклад, но не принимающие личного участия в его работе. Образование неделимых фондов определяется решением членов кооператива единогласно или квалифицированным большинством, в случае, если это предусмотрено уставом.

Унитарные предприятия - это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственникам передается имущество в хозяйственное ведение. Оно является неделимым и не может быть распре­делено по вкладам (паям) и между работниками предприятия. Такое предприятие должно иметь наименование с указанием собственника его имущества, напри­мер, «Муниципальное предприятие», «Областное государствен­ное предприятие» и т.д. Собственник полностью оплачивает уставный фонд унитар­ного предприятия до государственной регистрации.

Существует две формы унитарных предприятий: основан­ные на праве хозяйственного ведения и оперативного управ­ления (казенные). Казенное предприятие создается по решению правительства РФ, которое утверждает его устав и принимает решение о его ликвидации. Материальную ответственность по обязательст­вам такого предприятия несет Российская Федерация. Государственные и муниципальное предприятия обычно существуют в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с решающим участи­ем государства, как учредителя.

3. Обоснование темы дипломного проекта.

Билет №29

1. Управление проектами. Цели, задачи, сущность, содержание.

Проект – это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятой для достижения целей, соответствующий конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам. Уникальность продукта означает, что результат каждого проекта является своеобразным, даже если попадает под какую либо широкую категорию. Ограниченность проекта во времени означает, что проект имеет четко определенные начало и завершение.

Управление проектом – искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Сущность и методология УП состоит в сосредоточении прав и ответственности за достижение цели проекта у одного человека или небольшой группы. Этот человек – менеджер проекта – обеспечивает реализацию проекта, выполняя ключевые функции по УП.

УП включает:

1. Управление интеграцией проекта – описывает мероприятия, необходимые для того, чтобы различные составляющие проекта координировались определенным образом: 1) разработка сводного плана проекта; 2) выполнение сводного плана проекта; 3) общие управление изменениями.

2. Управление содержанием проекта – описывает действия, необходимые для четкого определения, что именно должно быть сделано в ходе выполнения проекта, а что выходит за его рамки: 1) инициализация; 2) планирование содержания проекта; 3) определение содержания проекта; 4) подтверждение содержания проекта; 5) контроль изменения содержания проекта.

Управление сроками проекта – описывает действия необходимые для завершения проекта в срок: 1) определение состава и последовательности работ; 2) оценка продолжительности работ; 3) разработка графика проекта; 4) контроль хода выполнения.

4. Управление затратами проекта – описывает действия, гарантирующие, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета: 1) планирование ресурсов; 2) оценка затрат; 3) составление бюджета проекта; 4) контроль исполнения бюджета.

5. Управление качеством выполнения проекта - описывает действия, необходимые для гарантии того, что результат проекта будет удовлетворять требованиям, ради которых он был предпринят: 1) планирование и обеспечение качества; 2) контроль качества.

6. Управление людскими и прочими ресурсами описывает действия, обеспечивающие оптимальное использование людских и прочих ресурсов, вовлеченных в проект: 1) набор персонала; 2) формирование команды проекта; 3) планирование и организация проекта.

7. Управление взаимодействием в проекте – описывает действия, обеспечивающие своевременную и полную генерацию, сбор, распространение и хранение информацию о проекте, а также ее использование в процессе УП: 1) планирование процедур взаимодействия; 2) регламент распространения информации; 3) отчетность о выполнении работ; 4) формальное завершение этапов.

Управление рисками – описывает действия по идентификации и анализу проектных рисков, а также методы реагирования на них: 1) количественная оценка рисков; 2) разработка методов реагирования; 3) контроль реагирования.

9. Управление закупками – описывает действия по управлению процессом получения необходимых товаров и услуг: 1) планирование поставок; 2) планирование работы с поставщиками; 3) сбор коммерческих предложений; 4) выбор поставщиков; 5) управление контрактами и их закрытие.

Жизненный цикл проекта состоит из четырех фаз:

Начальная (концепция)

Разработка

Реализация

Завершение

Проект не был бы проектом, если бы он не имел хотя бы одной из поставленных целей, однако, само по себе ее определение не может обеспечить успеха проекта. Гораздо чаще проект имеет несколько поставленных целей, которые должны приниматься во внимание всеми его участниками. Названные цели могут иметь различные приоритеты.

Наши рекомендации