Амортизация основных фондов. Современные методы начисления амортизации.
Амортизация – процесс постепенного перенесения стоимости основных средств на себестоимость выпускаемой продукции. По мере реализации готовой продукции амортизационные отчисления накапливаются, образуя амортизационный фонд, который может использоваться на: 1) полное восстановление основных средств; 2) частичное восстановление основных средств, то есть их капитальный ремонт и модернизацию.
Величина суммы годовых амортизационных отчислений (Аотч), регулярно пополняющих амортизационный фонд предприятия определяется:
k
Аотч = ∑ Косн i х На i
i=1
где
Косн i – стоимость i ой группы основных средств (руб);
На i – норма амортизации i ой группы основных средств;
k – количество групп основных средств.
Нормой амортизации называют годовой процент возмещения стоимости основных средств. Норма амортизации обычно определяется в процентах, но в расчете годовых амортизационных отчислений она фигурирует как безразмерная величина.
Методы начисления амортизации.
В мировой экономической практике используется достаточно большое количество методов ее определения. Все методы разделены на 3 группы по трем основным классификационным признакам:
1 группа методов – амортизационный период погашения стоимости основных средств;
2 группа методов – расчетная база, определяющая годовой амортизационный фонд;
3 группа методов – объемы выпускаемой продукции.
К первой группе методов относятся:
1) Метод равномерной (прямолинейной или пропорциональной) амортизации. В процессе использования первоначальная стоимость основного капитала равными долями переносится на себестоимость выпускаемой продукции в течение всего срока службы и равными долями формирует амортизационный фонд предприятия. Упрощает учет и накопление амортизационных отчислений и не влияет негативно на изменение себестоимости выпускаемой продукции. Основные условия: 1) срок службы равен амортизационному периоду; 2) норма амортизации является величиной практически постоянной от начала эксплуатации основных средств до окончания срока их службы.
2) Методы ускоренной амортизации. При использовании этого метода первоначальная стоимость основного капитала не равными, а увеличенными долями переносится на себестоимость выпускаемой продукции в течение определенного амортизационного периода. При ускорении амортизации происходит как бы искусственное сокращение срока службы основных средств с соответствующим увеличением норм амортизации. Основные условия: 1) амортизационный период берется в расчетах меньше срока службы на определенном отрезке времени; 2) норма амортизации может изменяться на протяжении всего периода эксплуатации основных средств, или иметь большие значения, чем при равномерной амортизации.
3) Метод замедленной амортизации. В процессе использования этого метода первоначальная стоимость основного капитала не равными, уменьшенными долями переносится на себестоимость выпускаемой продукции в течение определенного времени. Основные условия: 1) амортизационный период искусственно увеличивается относительно срока службы на ограниченном интервале времени – периоде замедления; 2) норма амортизации может быть как постоянной, так и переменной величиной в период замедления.
4) Методы смешанной амортизации. В процессе использования этого метода в различные периоды срока службы основного капитала возможно использование различных методов амортизации. Иногда эффективное использование смешанной амортизации трактуют как амортизационную политику предприятия, от которой зависят многие результаты его хозяйственной деятельности. На самом деле амортизационная политика в значительной степени более широкое понятие, чем комбинация различных методов начисления амортизации.
Во вторую группу методов входят те, которые используют в качестве расчетной базы, определяющей годовой амортизационный фонд: 1) первоначальную стоимость основного капитала; 2) остаточную стоимость основного капитала; 3) восстановительную стоимость основного капитала.
Все ранее рассмотренные методы основывались на первоначальной стоимости основного капитала.
1) Метод убывающей стоимости. При установленной постоянной норме амортизации, расчет годовых амортизационных отчислений производить по остаточной стоимости.
2) Метод амортизации по восстановительной стоимости предполагает в качестве расчетной базы использовать текущую стоимость основных средств. Определение восстановительной стоимости основных средств осуществляется на основе соответствующих индексов, официально опубликованных в нормативных документах, или официально подтвержденной текущей стоимости этих средств предприятиями-производителями.
В третью группу методов входит метод амортизации по объему производства (метод единиц продукции). При использовании этого метода предполагается, что каждая единица продукции влечет за собой одинаковый размер амортизации основного капитала, на котором ее произвели.
2. Разработка стратегического плана. Характеристика его этапов.
СМ – обоснование и выбор переменных целей развития предприятия и повышение его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. СМ предполагает реализацию следующих функций: 1. определение целей фирмы с учетом рыночной стратегии, 2.определение средств достижения этих целей 3. сегментация, т.е. разделение общей цели на подцели. 4.. разработка соответствующих перспективных планов и программ
Все виды мен-та взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств её достижения. Директор малого предприятия и инд. Предприниматель самостоятельно выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепления их за различными сотрудниками.
Для разработки стратегии отрасли необходимо провести конкурентный анализ отрасли. Сначала необходимо определить профиль отрасли, в которую входит данное предприятие.
Следующий этап анализа должен дать понимание того, что движет развитием отрасли и в каком направлении она будет изменяться. Третьим этапом является оценка сил конкуренции, для чего используется модель конкуренции М. Портера, по которой конкуренция в отрасли есть взаимодействие 5-ти конкурентных сил (потенциально новые конкуренты, поставщики, покупатели, конкуренты внутри отрасли, подукты-заменители). Далее оцениваются конкурентные позиции соперничающих предприятий в отрасли. Анализ ближайших конкурентов (каковы их возможные действия) сводится к анализу сегодняшней политики и потенциальных шагов ближайших конкурентов. Шестой этап конкурентного анализа отрасли – определение ключевых факторов успеха (КФУ). КФУ – общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Оценки перспектив развития отрасли – заключительный этап в анализе отрасли. Его задача – обобщить результаты, полученные на предыдущих этапах, и выработать интегрированную картину перспектив развития отрасли, как краткосрочных, так и долговременных.
Второй раздел разработки стратегии – анализ состояния предприятия, который состоит из 5-ти этапов. Первый этап – оценка сегодняшней стратегии (цели, задачи, общая стратегия; сферы конкуренции предприятия; функциональные стратегии: производство, маркетинг, НИОКР, финансы, персонал и другие; последние действия по реализации стратегии: ценовая и рекламная политика, подготовка новой продукции, выход на новые рынки и т. д.). Для ясного представления состояния предприятия, используют SWOT-анализ, сравнительный анализ издержек, анализ конкурентоспособности. SWOT-анализ (сила, слабость, возможности и угрозы) даёт возможность получить обзорную оценку стратегического состояния предприятия. Следующий этап – сравнительный анализ издержек предприятия. Задачей этого этапа является сравнение не отдельных статей издержек, а 2-х полных структур издержек – своей и конкурента. Это даёт возможность определить необходимые шаги для оптимизации своих издержек и заложить их в стратегию предприятия. Этап анализа сравнительной оценки конкурентоспособности предприятий даёт возможность оценить сравнительную силу предприятия и его ближайших конкурентов. Задача на заключительном этапе анализа состояния предприятия – определение будущих стратегических проблем. Необходимо рассмотреть перспективы предприятия через развёрнутые ответы на следующие вопросы: является ли существующая стратегия удовлетворительной с точки зрения движущих сил отрасли? воспринимает ли сегодняшняя стратегия будущие КФУ? насколько хорошо сегодняшняя стратегия обеспечит защиту от сил конкуренции в будущем?
Формулирование стратегии и выбор альтернатив: а) стратегия маркетинга, б) финансовая стратегия, в) стратегия НИОКР г) стратегия производства, д) социальная стратегия, е) стратегия организационных изменений, ж) экологическая стратегия. Формализация стратегии компании- это превращение бизнес-идеи, имеющейся у руководителей компании, в сбалансированную и реализуемую стратегию развития.
Билет №9
1. Показатели прибыли и рентабельности предприятия, их экономическая сущность и значение. Анализ факторов, влияющих на рентабельность.
См. распечатка, листок + Путятина, стр.375 1. Показатели прибыли и рентабельности предприятия, их экономическая сущность и значение. Анализ факторов, влияющих на рентабельность.
Прибыль. Эта важнейшая категория рыночных отношений обладает тремя функциями: 1) экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности организации (предприятия); 2) стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования; 3) одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.
Прибыль — основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней, приращения капитала хозяйствующего субъекта, социального развития и роста благосостояния собственников.
В рыночной экономике одной из целей предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера (организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию) и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта (уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка).
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политике. При распределении прибыли исходят из следующих принципов: 1) первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом; 2) прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление.
Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов — либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям. В первом случае организация (предприятие) должна составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану, а во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане.
Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, уплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, перечисления вышестоящим организациям, взносы в союзы, ассоциации, концерны, в состав которых входит хозяйствующий субъект, и др.
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящихся на балансе хозяйствующего субъекта, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, выплаты надбавок к пенсиям, компенсаций работникам за удорожания питания в столовых и буфетах и т.п.
Резервный фонд. Финансовую устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.
Рентабельность. В отличие от прибыли организации (предприятия), показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабельность характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность — относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
1. Рентабельность всей реализованной продукции определяется как: 1) процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию и 2) процентное отношение чистой прибыли к затратам на ее производство и реализацию.
2. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости и определяется как процентное отношение цены реализации единицы продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы продукции. Эти показатели отражают эффективность затрат организации.
3. Рентабельность продаж можно определить как: 1) процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; 2) процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; 3) процентное отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели дают представление об эффективности ценовой политики организации.
4. Рентабельность производственных активов определяется как: 1) процентное отношение валовой прибыли к сумме производственных активов; 2) процентное отношение чистой прибыли к сумме производственных активов. Эти показатели характеризуют степень отдачи от вложенных в производство активов.
5. Рентабельность вложений определяется как: 1) процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества по балансу; 2) процентное отношение чистой прибыли к стоимости имущества по балансу; 3) процентное отношение выручки от реализации продукции к стоимости имущества по балансу. Показатели характеризуют эффективность продаж на рубль вложений в имущество организации; 4) процентное отношение чистой прибыли к стоимости собственных средств по балансу организации, отражающее рентабельность собственного капитала; 5) процентное отношение доходов от долговременных финансовых вложений к общему
объему долгосрочных финансовых вложений. Этот показатель отражает эффективность долгосрочных вложений.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, при принятии управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов. Они являются одним из индикаторов конкурентоспособности предприятия.
ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. Доходность и прибыльность работы предприятия.
Различают следующие основные показатели доходности и прибыльности предприятия:
• Валовая выручка - это объемные показатель, характеризующий общую сумму средств, полученных предприятием за рассматриваемый период времени от всех видов деятельности (реализация основной продукции, дополнительных услуг, основных средств и вне реализационных операций.
• Валовой доход - сумма средств, полученных предприятием за все виды деятельности за вычетом затрат на оплату труда, т.е. валовая выручка - затраты на оплату труда.
• Валовая (балансовая прибыль - это часть валовой выручки, которая получается за вычетом всех расходов предприятия по всем видам деятельности за рассматриваемый период времени .
После уплаты налогов в бюджеты всех уровней из балансовой прибыли образуется чистая прибыль предприятия, которая может использоваться предприятием по своему усмотрению: на Материальное вознаграждение рабочих и служащих, на развитие производства, на решение социальных программ предприятия, на образование резервных фондов и их расширение в соответствии с учредительными документами, накопления и т.д.
В зарубежной экономике часто используется понятие маржинальный доход (Дм), который представляет собой сумму
валовой прибыли (ПРб) и постоянных затрат предприятия (Зпост), т.е.:
Дм=ПРб+Зпост.
При детальном анализе уровня прибыльности предприятия наиболее часто используются следующие показатели:
1. Прибыль за единицу i-того товара (ПРi), которая характеризует выгодность производства этого товара и рассчитывается:
ПРi = Цi – Сi,
Где: Цi - цена (отпускная) i-того товара (без косвенных налогов) (руб.); Cj - себестоимость i-того товара (руб.).
2. Прибыль от реализации годового объема i-того товара, которая характеризует выгодность производства всего объема i-того товара и определяется:
ПР∑i =( Цi – Сi) Ni,
Где: Ni -годовой объем производства i-того товара в натуральном выражении (шт.).
Чем больше объем производства i-того товара (Ni), тем меньше себестоимость его производства (Сi) (эффект масштаба производства) и тем больше прибыль, как на единицу продукции (ПРi) при стабильных ценах, так и суммарная (ПР∑i).
3. Прибыль от реализации всей товарной продукции предприятия (ПРТ), рассчитывается по формуле:
k
ПРТ = Qp – Cp = ∑( Цi – Сi) Ni,
i=1
где: Ср - себестоимость всей реализованной продукции (руб.); Qp -- годовой объем реализованной продукции по действующем ценам (валовая выручка от основного производства) (руб.); k - номенклатура выпускаемой продукции.
4. Балансовая (валовая) прибыль предприятия (ПРб), характеризующая выгодность всей производственно-коммерческой деятельности предприятия за рассматриваемый период времен рассчитывается по форомуле:
ПРб = ПРТ + ПРус + ПРосн + ПРвнер.,
Где: ПРус - прибыль от реализации дополнительных услуг оказываемых предприятием (руб.); ПРосн - прибыль от реализации основных средств (руб.); ПРвнер - прибыль от внереализационных операций (руб.).
Каждая из составляющих балансовой прибыли рассчитывается следующим образом:
ПРус = Дус - Рус;
ПРосн = Досн – Росн;
ПРвнер = Двнер – Рвнер;
Где: Дус, Досн, Двнер - доход (выручка) от реализации соответственно дополнительных услуг, основных средств, внереализационных операций (руб.); Рус, росн, Рвнер - расходы, связанные с оказанием предприятием соответственно дополнительных услуг, основных средств, внереализационных операций (руб.).
5. Прибыль к налогообложению (ПРнал) - прибыль, которая является базой для определения суммы налога на прибыль предприятия. Она определяется:
ПРна л=ПРб – ПРнер - Нлъготн,
Где: ПРнер - нераспределяемая прибыль предприятия, которая идет на пополнение (увеличение) уставного капитала или его резервных фондов в соответствии с учредительными документами (руб.) Нлъготы - сумманалоговых льгот предприятия в соответствии с действующим налоговым законодательством (руб.).
6. Чистая прибыль предприятия (ПРЧ) - прибыль, которую имеет в своем распоряжении предприятие после уплаты всех налогов. Она рассчитывается: k
ПРч = ПРб - Сmпр ПРнал - ∑ Нi
Где: Cmпр - ставка налога на прибыль; ПРнал - прибыль к налогообложению (руб.); Нi - сумма i-того налога, исчисляемого из прибыли (руб.); k - количество налогов, исчисляемых из прибыли в соответствии с действующим законодательством.