Тема 14. Результаты деятельности фирмы
План семинарского занятия:
1. Выручка фирмы: понятие, виды.
2. Понятие прибыли. Прибыль как доход предпринимателя и главный результат функционирования фирмы.
3. Интерпретация сущности и источников прибыли разными экономическими школами.
4. Факторы, определяющие величину прибыли.
5. Виды прибыли. Бухгалтерская прибыль. Нормальная и экономическая прибыль.
6. Условия максимизации прибыли.
Задание:напишите реферат на выбранную тему (прибыль как социально-экономическая категория; трактовка источников прибыли представителями различных экономических школ).
Задачи:
1. Заполните таблицу 24, выберите варианты с наибольшей и наименьшей нормой прибыли на вложенный капитал.
Таблица 24
Норма прибыли на вложенный капитал
Вариант | Капиталовложения, тыс. руб. | Выручка за год, тыс. руб. | Затраты за год, тыс. руб. | Норма прибыли |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | ||||
Б | ||||
С | ||||
Д |
2. Фирма продает 1 товар, средние переменные издержки составляют 70 руб., цена 105 руб., постоянные издержки – 300 тыс. руб.
Какое количество товара необходимо продать для получения прибыли 50 тыс. руб.?
3. Исходя из данных таблицы 25, определите величину прибыли, предельных издержек и предельной прибыли.
Таблица 25
Данные для определения величины прибыли, предельных
издержек и предельной прибыли, руб.
Q, шт. | р | TR | TC | R | MC | MR |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Лабораторное занятие
Определите оптимальный размер затрат (издержки обращения) для фирмы, реализующей холодильники на планируемый период двумя методами: методом сопоставления валовых показателей и методом сопоставления предельных показателей (расчеты оформите в таблицах 26 и 27).
В регионе, кроме данной фирмы, реализацией холодильников занимаются еще несколько торговых организаций. Сложившаяся рыночная цена реализации холодильников 5850 руб. Сумма постоянных издержек обращения по реализации холодильников составляет 4095 руб.
Таблица 26
Определение оптимального размера издержек обращения
и объема продаж методом сопоставления
валовых показателей, руб.
Объем реализации холодильников, шт. | Выручка | Постоянные издержки обращения | Переменные издержки обращения | Валовые издержки обращения | Валовая прибыль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Таблица 27
Определение оптимального размера издержек обращения
и объема продаж методом сопоставления
предельных показателей, руб.
Объем реализации холодильников, шт. | Валовая прибыль | Валовые издержки обращения | Предельный доход от реализации | Предельные издержки обращения | Предельная прибыль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
С использованием программы Microsoft Excel постройте графики, отражающие динамику рассчитанных показателей.
Покажите на графике значение наиболее выгодного объема реализации, дохода и издержек (по первому и второму методу), приняв в качестве критерия оптимальности максимум прибыли.
Предложите мероприятия по достижению оптимального уровня затрат фирмы.
Ситуационные задания:
1. Какой из нижеперечисленных доходов называют предельным:
а. выручку от реализации всей продукции;
б. приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции;
в. доход, рассчитанный на единицу проданной продукции.
2. Назовите концепции и их представителей, в которых утверждается, что прибыль это:
а. доход новаторов;
б. плата за риск и неопределённость результатов предпринимательской деятельности;
в. вычет из продукта труда рабочего;
г. доход от всех факторов производства;
д. превращённая форма прибавочной стоимости, созданной наёмным трудом;
е. разница между ввезёнными и вывезенными из страны деньгами в результате внешней торговли.
3. Валовой доход – это:
а. выручка от реализации – бухгалтерские издержки;
б. стоимостное выражение всей производимой продукции;
в. доход, полученный от реализации всей продукции;
г. выручка от реализации – экономические издержки.
4. Прибыль предприятия может быть рассчитана как:
а. доходы минус налоги и амортизация;
б. доход минус заработная плата;
в. доход минус затраты на сырье и материалы;
г. доход минус совокупные издержки;
5. Если предпринимательская фирма получает нулевую экономическую прибыль, то это значит, что:
а. она не покрывает бухгалтерскую прибыль;
б. фирма не получает и бухгалтерскую прибыль;
в. все утверждения верны.
Тема 15. Конкурентная структура рынка:
Совершенная конкуренция
План семинарского занятия:
1. Типы конкурентной структуры рынка.
2. Модель поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.
3. Основные показатели совершенно конкурентной фирмы.
4. Условия равновесия конкурентной фирмы в коротком периоде.
5. Сопоставление валовых показателей фирмы, предельных издержек и предельной выручки.
6. Предложение фирмы и отрасли в коротком периоде.
7. Краткосрочное равновесие конкурентного рынка.
8. Конкурентный рынок в длительном периоде. Условия долгосрочного равновесия отрасли и фирмы.
9. Кривая отраслевого предложения в длительном периоде: отрасли с постоянными, убывающими и возрастающими издержками производства.
10. Теоретическое и практическое значение модели рынка совершенной конкуренции, ограничения модели.
Задачи:
1. Почему фирму на рынке называют «ценополучателем» или «приспособительной» фирмой. За счет чего такая фирма может получать прибыль?
2. Вы – совершенный конкурент. Если рыночная цена на яблоки установилась на уровне 70 руб. за кг., каков будет Ваш предельный доход при объеме продаж 150 кг., 50 кг., 2 кг. Каков при этом будет средний доход?
3. Проанализируйте рис. 5. Поясните, почему в условиях чистой (совершенной конкуренции), валовая выручка прямо пропорциональна количеству продаваемого товара?
4. На основании данных таблицы 28, определить, будет ли фирма при совершенной конкуренции производить продукцию при цене 150 руб. за ед. Какой объем производства она выберет, что станет ее задачей: максимизация прибыли или минимизация убытков?
Таблица 28
Зависимость затрат и выручки от динамики выпуска
конкурентной фирмой
Показатели | Значение | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Q, тыс. шт. | ||||||||||
VC, тыс. руб. | ||||||||||
FC, тыс. руб. | ||||||||||
TC, тыс. руб. | ||||||||||
TR, тыс. руб. | ||||||||||
MC, тыс. руб. | ||||||||||
R, тыс. руб. |
4. В условиях совершенной конкуренции рыночная цена товара равна 5 руб. за единицу. Определите общий доход, полученный фирмой от продаж 30 ед. и 50 ед. данного товара. Чему равен предельный доход фирмы от продажи 30-й и 50-й ед. товара?
Ситуационные задания:
1. Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с:
а. кривой предельной и средней выручки;
б. кривой общей выручки;
в. кривой общих затрат;
г. кривой предельных затрат.
2. Что из нижеперечисленного не является условием совершенной конкуренции:
а. свобода входа на рынок;
б. свобода выхода с рынка;
в. диверсификация (разнообразие) производства;
г. большое число продавцов и покупателей?
3. Совершенная конкуренция не предполагает:
а. большое число производителей;
б. сильное государственное вмешательство в экономику;
в. свободное предпринимательство;
г. все перечисленное верно.
4. Точка безубыточности графически соответствует точке пересечения кривых:
а. средних издержек и цены;
б. валовых издержек и валового дохода;
в. средних издержек и валовых издержек;
г. предельных издержек и средних издержек.
5. На рынке совершенной конкуренции при известных спросе и предложении в точке равновесия объем продаж:
а. минимальный;
б. может быть увеличен при установлении цены ниже равновесной;
в. может быть увеличен при установлении цены выше равновесной;
г. максимальный.
6. Решив начать производство, любая фирма, максимизирующая прибыль, должна производить такое кол-во товара, при котором:
а. средние издержки минимальны;
б. общий доход максимален;
в. ATR=ATC;
г. MR=MC.
7. В коротком периоде фирма с целью максимизировать прибыль или минимизировать убытки не должна производить товар, если:
а. цена меньше, чем минимальные средние переменные издержки;
б. цена меньше, чем минимальные переменные издержки;
в. цена меньше, чем средние постоянные издержки;
г. минимальные средние издержки меньше, чем предельные издержки.
8. Конкуренция – это:
а. борьба производителей за получение наивысшей прибыли
б. движущая сила рынка;
в. экономическая состязательность за достижение наилучших результатов;
г. борьба покупателей за право покупать товары по более низким ценам;
д. все ответы верны.
Тема 16. Монополия
План семинарского занятия:
1. Характеристика чистой монополии как рыночной структуры несовершенной конкуренции.
2. Причины возникновения монополии.
3. Виды монопольных структур.
4. Максимизация прибыли монопольными фирмами: определение цены и объемов производства.
5. Последствия чистой монополии.
6. Ценовая дискриминация.
Задание:напишите реферат на выбранную тему (реформирование естественных монополий; неценовая конкуренция и ее последствия; синдикат как характерная форма монополистических объединений в дореволюционной России; формы монополии и их эволюция; монопольная прибыль: сущность, источники, границы).
Задачи:
1. Вы – «чистый» монополист. При цене 100 руб., Вы продадите 1 ед. продукции, снизив ее до 95 руб. – продадите 2 ед. Последовательно снижая цену на 5 руб. при каждом расширении сбыта на одну дополнительную единицу, какой Вы будете получать валовой, предельный доход. Составьте таблицу, постройте график валового дохода.
2. Монополист увеличил выпуск продукции с 6 тыс. шт. до 8 тыс. шт. в месяц. Как изменится его прибыль, если установится функция спроса:
Qd = 14000 – Р,
где Р – цена.
3. Полные издержки TC = 10 + 2Q2. Объем производства Q* = 28 - 2P. Найти прибыль монополии.
4. Сформулируйте условие максимизации прибыли монополиста и определите оптимальный объем выпуска на основе данных таблицы 29.
Таблица 29
Определение оптимального объема выпуска монополистом, руб.
Q, шт. | p | TC | TR | R | MC | MR |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5. На рис. 6 графически изображено поведение фирмы на рынке монополии. Проанализируйте понятие монополии, предложенный график (рис. 6) и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
а. до какого предела монополист может поднимать цену на свой товар? услуги?
б. какие отрицательные и положительные моменты существуют для монополиста - продавца при постоянном росте цен на свой товар?
Ситуационные задания:
1. В условиях монополии:
а. предельная выручка равна цене;
б. предельная выручка меньше цены;
в. предельная выручка больше цены;
г. предельные затраты равны цене.
2. Кривая спроса на продукцию монополиста:
а. имеет отрицательный доход;
б. имеет положительный наклон;
в. является вертикальной линей;
г. является горизонтальной линией.
3. Монополия – это когда:
а. существует практически неопределимые входные барьеры в отрасль;
б. существует небольшое кол-во конкурирующих фирм;
в. отсутствует контроль над ценами;
г. имеется только одна крупная фирма.
4.Какие основные черты присущи «монопсонии» приведите пример такой структуры рынка.
5. Можно ли назвать монополистом автора песен (композитора, поэта), если его авторские права на них зарегистрированы?;
6. Какие «входные» барьеры возникнут, если Вы захотите открыть фирму по производству автомобилей:
а. финансовые;
б. получение лицензии;
в. связь с исполнительной и законодательной базой;
г. нечестная конкуренция;
д. эффект масштаба;
е. неограниченный рынок сбыта;
ж. низкая себестоимость автомобиля.
Объясните, почему отобранные Вами причины, будут барьерами?
7. Наблюдая за продавцом черешни на рынке, Вы обнаружили, что разным покупателям он называет разную цену за килограмм (от 400 руб. до 100 руб.). Почему? Что пытается определить продавец (в терминах микро экономики), называя различные цены? Если Вы купите черешню за 100 руб. за 1 кг., означает ли это, что торговец всем остальным будет продавать её по этой цене?