ТЕМА 6. Доход, равновесие и поведение
Фирм на рынках совершенной
И несовершенной конкуренции
Тесты
Выберите правильные ответы.
1. Валовой доход – это:
а) выручка от реализации минус бухгалтерские издержки;
б) стоимостное выражение всей производимой продукции;
в) доход, полученный от реализации всей продукции;
г) выручка от реализации минус экономические издержки.
Ответ: в.
2. Средний доход – это доход:
а) получаемый в результате изменения продаж на единицу продукции;
б) получаемый в случае продажи всей продукции;
в) полученный от реализации единицы продукции;
г) полученный как результат деления валового дохода на объем реализованной продукции.
Ответ: в, г.
3. Какой из ниже перечисленных доходов называют предельным:
а) выручку от реализации всей продукции;
б) приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции;
в) доход, рассчитанный на единицу проданной продукции?
Ответ: б.
4. Назовите концепции или их представителей, в которых утверждается, что прибыль – это:
а) доход новаторов;
б) плата за риск и неопределенность результатов предпринимательской деятельности;
в) вычет из продукта труда рабочего;
г) доход от всех факторов производства;
д) превращенная форма прибавочной стоимости, созданной наемным трудом;
е) разница между ввезенными и вывезенными из страны деньгами в результате внешней торговли.
Ответ: Меркантилизм: е); А. Смит и Д. Рикардо: в); К. Маркс: д); современные западные экономисты: б), г); Шумпетер: а).
5. Выберите правильные ответы:
а) можно ли ограничиться определением прибыли как стоимости в движении (да, нет);
б) справедливо ли связывать прибыль лишь с капитализмом или рыночной экономикой (да, нет);
в) возможно ли общество без отчуждения части созданного продукта в распоряжение государства (да, нет)?
Ответ: а) – нет; б) – нет; в) – нет.
6. Экономическая прибыль фирмы меньше бухгалтерской:
а) на сумму амортизации;
б) на сумму альтернативной ценности собственных ресурсов фирмы;
в) на сумму постоянных затрат фирмы;
г) на сумму переменных затрат фирмы.
Ответ: б.
7. Условия максимизации прибыли для фирмы – это равенство:
а) валового дохода и валовых издержек;
б) среднего дохода, средних издержек и цены;
в) предельного дохода и предельных издержек;
г) предельного дохода, предельных издержек и цены.
Ответ: в.
8. Точка безубыточности графически соответствует точке пересечения кривых:
а) средних издержек и цены;
б) валовых издержек и валового дохода;
в) средних издержек и валовых издержек;
г) предельных и средних издержек.
Ответ: а.
9. Решив начать производство, любая фирма, максимизирующая прибыль, должна произвести такое количество продукции, при котором:
а) средние издержки минимальны;
б) средняя выручка равна средним общим издержкам;
в) предельная выручка равна предельным издержкам;
г) общая выручка максимальна.
Ответ: в.
10. В коротком периоде фирма с целью максимизировать прибыль или минимизировать убытки не должна производить товар, если:
а) цена меньше, чем минимальные средние переменные затраты;
б) цена меньше, чем минимальные средние затраты;
в) цена меньше, чем средние постоянные затраты;
г) минимальные средние затраты меньше, чем предельные затраты.
Ответ: а.
11. В краткосрочном периоде фирма, максимизирующая прибыль прекратит производство, если:
а) нормальная прибыль меньше среднеотраслевой;
б) цена меньше минимальных средних издержек;
в) общий доход меньше общих переменных издержек;
г) средние переменные издержки меньше чем цена.
Ответ: в.
12. Верны ли утверждения:
а) бухгалтерская прибыль отличается от экономической издержками производства (да, нет);
б) бухгалтерская прибыль – это разница между валовыми доходами и экономическими издержками (да, нет);
в) экономическая прибыль – это разница между валовыми доходами и экономическими издержками (да, нет);
г) если валовые доходы фирмы равны ее издержкам, то экономическая прибыль оказывается «нулевой», т. е. «нормальной» (да, нет)?
Ответ: а) да; б) нет; в) да; г) да.
13. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
а) товары, выпускаемые большим количеством фирм, неоднородны;
б) имеется только один покупатель данной продукции;
в) отсутствуют входные барьеры в отрасль;
г) информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена.
Ответ:в.
14. Что из нижеперечисленного является признаком только рынка совершенной конкуренции?
а) фирма не обладает рыночной властью;
б) фирма выбирает объем выпуска так, чтобы получить максимальную прибыль;
в) фирмы продают продукты, которые являются несовершенными заменителями;
г) спрос на продукцию фирмы не является совершенно эластичным.
Ответ: а.
15. Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с:
а) кривой предельной и средней выручки;
б) кривой общей выручки;
в) кривой общих затрат;
г) кривой предельных затрат.
Ответ: а.
16. Кривая предложения фирмы в коротком периоде в условиях совершенной конкуренции:
а) совпадает с участком кривой средних переменных затрат, лежащим выше кривой предельных затрат;
б) выводится из рыночной кривой предложения;
в) совпадает с участком кривой предельных затрат, лежащим ниже кривой средних переменных затрат;
г) совпадает с участком кривой предельных затрат, лежащим выше кривой средних переменных затрат.
Ответ: г.
17. В группу условий совершенной конкуренции не входит условие:
а) имеется много продавцов и покупателей данного товара и каждый из них производит лишь малую долю всего объема продаж;
б) товар должен быть однороден с точки зрения покупателя, и все покупатели должны быть анонимны с точки зрения продавца;
в) отсутствие всяких барьеров на вход в отрасль;
г) информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна.
Ответ: г.
18. Предельные затраты равны цене в условиях совершенной конкуренции потому, что:
а) линия предельной выручки пересекает кривую спроса;
б) кривая спроса на продукцию фирмы горизонтальна;
в) линия предельной выручки вертикальна;
г) линия общих затрат имеет отрицательный наклон.
Ответ: б.
19. В условиях совершенной конкуренции точкой «бегства» (закрытия) называется такой объем производства, при котором цена равна минимуму:
а) средних общих затрат;
б) средних переменных затрат;
в) предельных затрат;
г) средних постоянных затрат.
Ответ: б.
20. О фирме, которая не может повлиять на цену готовой продукции, известны следующие данные: цена производимого товара составляет 5 руб., средние переменные затраты равны 4,5 руб., и это служит для них минимальным значением, выпуск при этом составляет 1 млн штук. Какова должна быть стратегия фирмы в краткосрочном периоде?
а) прекратить производство;
б) увеличить выпуск;
в) уменьшить выпуск;
г) не менять объем выпуска.
Ответ: б.
21. О фирме, которая не может повлиять на цену готовой продукции, известны следующие данные: цена равна 8 руб., постоянные затраты 16 тыс. руб., средние постоянные затраты – 6 руб., средние общие затраты – 9 руб., предельные затраты вдвое превышают средние постоянные затраты и растут с ростом выпуска. Оптимальная стратегия фирмы, максимизирующей прибыль:
а) прекратить производство;
б) не менять объём выпуска;
в) увеличить выпуск;
г) уменьшить выпуск.
Ответ: г.
22. В длительном периоде монополист в отличие от совершенного конкурента:
а) не может изменить размер своего предприятия;
б) не может покинуть отрасль;
в) не заинтересован в изменении размеров предприятия;
г) защищен от конкуренции других фирм.
Ответ: г.
23. Монопсония – это такая рыночная структура, при которой:
а) товар однороден, входные барьеры на рынок отсутствуют, имеется два продавца и множество покупателей;
б) имеется много покупателей и продавцов, входные барьеры отсутствуют, продукт различается с точки зрения покупателей;
в) на рынке имеется много продавцов и один покупатель, товар однородный;
г) на рынке имеется один продавец и несколько покупателей.
Ответ: в.
24. Кривая спроса на продукцию монополиста:
а) имеет отрицательный наклон;
б) имеет положительный наклон;
в) является вертикальной линией;
г) является горизонтальной линией.
Ответ: а.
25. Предельный доход для фирмы, обладающей монопольной властью:
а) превышает цену при любом объеме выпуска:
б) ниже цены при любом объеме выпуска;
в) равняется цене при любом объеме выпуска;
г) соотношение между предельным доходом и назначаемой фирмой ценой может быть произвольным.
Ответ: б.
26. Функция общих затрат монополиста ТС = 100 + 3Q, функция спроса на продукцию монополиста Р = 200 – Q. Предельный доход от производства 20-й единицы продукции равен:
а) 3400;
б) 180;
в) 400;
г) все предыдущие ответы неверны.
Ответ: г.
27. Если монополист выбирает объем продаж и цену такие, что абсолютное значение эластичности спроса по цене меньше единицы, мы можем сделать вывод:
а) монополист может увеличить выручку, снизив цену;
б) монополист получает прибыль меньшую, чем максимально возможная прибыль;
в) предельная выручка монополиста положительна;
г) предельная выручка монополиста выше цены.
Ответ: б.
28. На рынке существует естественная монополия, если товар производит фирма:
а) являющаяся собственником всех ресурсов, используемых в производстве рассматриваемого продукта;
б) обслуживающая монолитную группу покупателей;
в) чья производственная функция имеет постоянную отдачу от масштаба;
г) средние издержки в долгосрочном периоде, которой снижаются с увеличением выпуска.
Ответ: г.
29. В каком случае имеет место ценовая дискриминация:
а) продавец на рынке продал респектабельной даме апельсины по 12 руб. за кг, а скромно одетой старушке – по 10 руб. за кг;
б) пшеничный хлеб стоит больше, чем ржаной;
в) индийский чай продается по более высокой цене, чем грузинский.
Ответ: а.
30. Целью ценовой дискриминации является:
а) снижение уровня благосостояния потребителей;
б) максимизация объема продаж;
в) уменьшение количества покупателей;
г) установление максимальной цены для каждого покупателя.
Ответ: б.
31. Какое из приведенных высказываний является неправильным?
а) монополист всегда назначает цену выше величины предельных издержек;
б) для монополиста, производящего положительный объем выпуска, предельный доход выше цены;
в) монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции;
г) фирмы, обладающие властью над рынком, обычно прибегают к практике ценовой дискриминации.
Ответ: б.
32. Совершенная ценовая дискриминация имеет место в том случае, когда:
а) на все единицы однородного товара устанавливается конкретная цена, равная цене предложения;
б) на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена таким образом, что излишек полностью остается у покупателей;
в) на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене спроса, и весь излишек изымается монополистом;
г) устанавливается n цен так, что все единицы товара, по которым цена спроса превышает определенный уровень цен, реализуются по некоторой цене Р.
Ответ: в.
33. Ломаная кривая спроса при олигополии означает:
а) разрыв в графике предельной выручки;
б) разрыв в графике предельных затрат;
в) что цена не должна быть выше предельного дохода;
г) формальный сговор в определении цены.
Ответ: а.
34. В случае квазимонополии (лидерства в установлении цен):
а) ценовой лидер устанавливает цену по принципу «предельная выручка равна предельным затратам», а остальные фирмы определяют цену по принципу «предельные затраты равны цене лидера»;
б) ценовой лидер устанавливает цену по принципу «предельные затраты равны цене», а остальные фирмы определяют цену по принципу «предельная выручка равна предельным затратам»;
в) ценовой лидер устанавливает цену только для себя, остальные фирмы устанавливают цену самостоятельно;
г) ценовой лидер устанавливает цену по принципу «предельные затраты больше цены», а остальные фирмы – по принципу «предельная выручка равна предельным затратам».
Ответ: а.
35. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает что:
а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
б) цены уравниваются с предельными издержками;
в) фирмы не получают экономической прибыли;
г) все имеющиеся производственные мощности задействованы.
Ответ: в.
36. Рынок монополистической конкуренции отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что:
а) на рынке монополистической конкуренции очень низкие барьеры входа;
б) на рынке монополистической конкуренции очень много продавцов;
в) на рынке монополистической конкуренции товары разных фирм являются несовершенными заменителями;
г) на рынке монополистической конкуренции продавцы используют только неценовые методы конкурентной борьбы.
Ответ: в.
37. Рынок олигополии отличается от рынка монополистической конкуренции тем, что:
а) на этом рынке может действовать до 100 продавцов;
б) барьеры входа на этот рынок очень высоки;
в) фирмы на этом рынке обладают монопольной властью;
г) товары, производимые фирмами на рынке олигополии, являются несовершенными заменителями.
Ответ: а, б.
38. Рыночная власть – способность целенаправленно влиять на цену продаваемого товара – может возникать благодаря:
а) приверженности марке, возникающей у группы покупателей;
б) заключению картельного соглашения между фирмами;
в) праву исключительного доступа к ресурсам;
г) верно все перечисленное.
Ответ: г.
39. К экономическим методам борьбы государства с монополиями относится:
а) принудительное разукрупнение;
б) поддержка малого бизнеса, поощрение производства заменителей;
в) запрет на слияния.
Ответ: б.
40. К методам "добросовестной" конкуренции относится:
а) продажа по ценам ниже издержек производства;
б) снижение цены на основе снижения издержек производства;
в) снижение качества продукции.
Ответ: б.
Примеры решения задач с комментариями
Задача 1.
Фирма продает свой товар в условиях совершенной конкуренции. Рыночная цена (Р) 60 ден. ед. Определите исходя из данных, приведенных в табл. 6.1 наиболее выгодный для фирмы объем реализации, используя для этого: метод сопоставления валовых показателей и метод сопоставления предельных показателей. Изобразите данные величины графически. Определите критические объемы выпуска. Какова наименьшая цена реализации, которую может принять фирма в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Таблица 6.1
Выпуск продукции (Q), шт. | |||||||
Валовые издержки (TC), ден. ед. |
Решение и комментарии.
Анализ деятельности фирмы может проводиться двумя методами: методом сопоставления валовых показателей и методом сопоставления средних или предельных показателей. Первый метод предполагает сравнение валового дохода и валовых издержек фирмы и определение значения валовой прибыли.
Валовый доход – показатель суммарного дохода предприятия от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки от реализованных товаров или услуг и сальдо платежного баланса, учитывающего внереализационную деятельность предприятия. В нашем случае, валовый доход используется как показатель дохода, полученного от продажи данного продукта, и определяется как произведение цены товара на объем продаж.
Валовая прибыль – прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров или услуг и затратами, связанными с их производством и реализацией.
Для анализа деятельности фирмы методом валовых показателей используем следующие формулы:
Валового дохода TR = P · Q,
Валовой прибыли TП = TR – TC,
Второй метод анализа деятельности фирмы предполагает сопоставление предельного дохода и предельных издержек фирмы и определения предельной прибыли (или убытка).
Предельный доход – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции.
Предельная прибыль - прибыль, получаемая от производства и реализации дополнительной единицы продукции.
Для проведения необходимых расчетов используем следующие формулы:
Предельного дохода MR = ΔTR/ΔQ = TRi – TRi-1.
Предельной прибыли MП = MR – MC = TПi – TПi-1,
Например, при объеме реализации 1 шт. получим:
TR1 = 60 · 1 = 60 ден. ед.,
TП1 = TR1 – TC1 = 60 - 90 = -30 ден. ед.,
MR1 = (60 – 0) / (1 – 0) = 60 ден. ед.,
MП1 = (-30 – (-40)) / (1 – 0) = 10 ден. ед.
Сведем рассчитанные данные в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Q | TC | TR | TП | MR | MC | MП |
-40 | - | - | - | |||
-30 | ||||||
-35 | ||||||
-50 | -50 |
Таблица показывает, что при выпуске третьей единицы продукции предельные затраты меньше цены, а при выпуске пятой единицы – больше. Значит, оптимум достигается при 4 единицах.
2. Построим графики валовых показателей на рис. 6.1 и на рис. 6.2 – графики предельных показателей.
Рис. 6.1. Динамика валовых издержек и валового дохода
Рис. 6.2. Динамика предельных издержек и предельного дохода
Наиболее выгодна реализация товара в объеме 4 шт., поскольку при таком объеме достигается максимальная прибыль. Как видно из результатов таблицы в условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене реализации. Тогда согласно правилу максимизации прибыли MR = MC = P, равновесный объем максимизирующий прибыль составляет 4 шт. Объемы выпуска 2 и 5 шт. являются критическими, поскольку валовый доход покрывает валовые издержки, следовательно, валовая прибыль равна нулю. Критические объемы выпуска определяются проекцией точек пересечения кривых валового дохода и валовых издержек на ось абцисс.
3. Наименьшая цена реализации (цена отсечения), которую фирма может принять в краткосрочной перспективе, равна минимальной величине AVC. В долгосрочной перспективе минимальная цена должна соответствовать наименьшему показателю ATC (точка безубыточности). На основе расчета средних переменных издержек и средних издержек выбираем необходимые значения (табл. 6.3).
Таблица 6.3
VC | |||||||
Q, шт. | |||||||
AVC, ден. ед. | - | 41,3 | 38,6 | ||||
AC, ден. ед | - | 48,3 | 51,3 | 68,3 | |||
Валовые издержки (TC), ден. ед. |
Следовательно, наименьшая цена реализации для фирмы в краткосрочный период – min AVC = 35 ден. ед. В этом случае фирма терпит убытки в объеме постоянных издержек – 40 ден. ед. В долгосрочный период – min AC = 48,3 ден. ед., фирма получает нулевую экономическую прибыль, т.е. является самоокупаемой фирмой.
Ответ: 4 шт.; 35 ден. ед.; 48,3 ден. ед.
Задача 2.
Совокупный доход предприятия составляет 600 тыс. ден. ед. Предприятие платит зарплату работникам – 300 тыс. ден. ед. Кроме того, затраты на сырье и материалы составляют 100 тыс. ден. ед. Неявные издержки предприятия составляют 150 тыс. ден. ед. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль предприятия.
Решение и комментарии.
Бухгалтерская прибыль – прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и внешними затратами (явными издержками), связанными с их производством и реализацией.
Бухгалтерская прибыль = 600 - (300 + 100) = 200 тыс. ден. ед.
Экономическая прибыль – разница между совокупной выручкой от продаж и всеми издержками, как внешними, так и внутренними.
Экономическая прибыль = 600 - (300 + 100 + 150) = 50 тыс. ден. ед.
Ответ: 200 тыс. ден. ед.; 50 тыс. ден. ед.
Задача 3.
Рентабельность производства продукции по расчетам экономистов, не менее 20 %. Какой должна быть наименьшая цена, удовлетворяющая этому условию, если средние затраты составляют 90 ден. ед.?
Решение и комментарии.
Рентабельность производства – это отношение прибыли к себестоимости производства продукции: АП / АС · 100 % = 20 %, следовательно, АП = (20/100) · 90 = 18 ден. ед. Теперь найдем цену товара равную сумме средней прибыли и себестоимости единицы продукции Р = АП + АС = 18 + 90 = 108 ден. ед.
Ответ: 108 ден. ед.
Задача 4.
Известны данные, приведенные в табл. 6.4 об объеме продаж и изменении переменных затрат фирмы, действующей на рынке несовершенной конкуренции:
Таблица 6.4
Q, шт. | ||||||
TR, ден. ед. | ||||||
VC, ден. ед. | ||||||
МR | ||||||
МC |
1. Определите цену реализации и объем продаж фирмы, максимизирующий прибыль;
2. Изобразите на графике кривую сбыта, кривые предельного дохода и предельных издержек.
Решение и комментарии.
Используем формулы расчета предельного дохода и предельных издержек производства. Сведем рассчитанные данные в табл. 6.5.
Таблица 6.5
Q | VC | TR | P | MR | MC | AVC |
9,82 | 4,73 | |||||
9,5 | 4,58 | |||||
9,08 | 4,54 | |||||
8,57 | 4,64 | |||||
-1.5 |
Равенство предельных затрат предельной выручке достигается при объеме выпуска, равном 130 шт. Монополист выбирает цену реализации которую может принять покупатель, т.е. по кривой спроса на данный продукт. Эта цена составляет 9,08 ден. ед. При данном объеме продаж и при цене, равной 9,08 ден. ед. фирма достигает максимальной прибыли. Построим на рис. 6.3 графики предельных показателей и кривой сбыта товара.
Рис. 6.3. Динамика предельных показателей и кривой сбыта фирмы
Ответ: 130 шт.; 9,08 ден. ед.
Задача 5.
Функция спроса на продукцию монополиста Q = 110 – 0,5P и функция общих затрат TC(Q) = 1 500 + 40Q + Q2. Найти объем производства, обеспечивающий максимальную прибыль. Вычислить наибольшую прибыль.
Решение и комментарии.
Исходя из условия максимизации прибыли MR = MC найдем оптимальный объем производства.
MR = (P · Q)´, где P = 2 · ( 110 – Q).
В результате имеем MR = 220 – 4Q; MC = (TC)´= 40 + 2Q. Решая уравнение 220 – 4Q = 40 + 2Q, получаем Qe = 30, Pe = 160. Выручка составит 30 · 160 = 4 800.
Затраты TC(30) = 1500 + 40 · 30 + 30 · 30 = 3 600.
Наибольшая прибыль составит 4800 – 3600 = 1 200.
Ответ: наибольшая прибыль 1 200 достигается при Q = 30.
Задача 6.
Переменные затраты зависят от объема выпуска следующим образом: VC = Q. Постоянные затраты составляют 100. Предельная выручка монополиста зависит от объема продаж как MR = 49 - Q. Найти монопольную цену и коэффициент Лернера.
Решение и комментарии.
Из условия VC = Q, то MC = 1.
Поскольку MR = 49 - Q, то цена товара определяется функцией
P = 49 - Q/2. Из условия максимума прибыли MR = MC следует, что 49 – Q = 1, следовательно, объем выпуска равен Q = 48, а цена товара P = 49 - 48/2 = 25.
Коэффициент Лернера L = (P – MC)/P = (25 - 1)/25 = 0,96,
или 96 % – это очень высокий показатель монопольной власти.
Ответ: P = 25, L = 96%.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Задача 1.
Фирма действует на рынке совершенной конкуренции. Зависимость общих производственных затрат фирмы от ее выпуска представлена в табл. 6.6.
Таблица 6.6
Q, тыс. шт. | ||||||||
TC, тыс. руб. |
1. Какова минимальная цена, при которой фирма еще будет продавать на рынке?
2. Какое количество продукции будет продавать фирма при цене, равной 44 руб. за штуку?
3. При каких ценах фирма будет получать экономическую прибыль, если в качестве источников средств фирмы выступает акционерный капитал в сумме 500 тыс. руб.? Процент по облигациям составляет 20 % годовых.
Ответ: минимальная цена, при которой фирма еще будет продавать на рынке составляет 38 руб.; при цене, равной 44 руб. за штуку фирма будет продавать 6 тыс. шт. продукции; при ценах свыше 68,57 руб. (выпуск 7 тыс. шт.) фирма будет получать экономическую прибыль.
Задача 2.
Через год после начала деятельности бухгалтерская прибыль предприятия составила 300 тыс. ден. ед., экономическая прибыль – 100 тыс. ден. ед. Определите явные и неявные издержки предприятия, если известно, что совокупный доход предприятия – 800 тыс. ден. ед.
Ответ: явные издержки – 500 тыс. ден. ед., неявные издержки – 200 тыс. ден. ед.
Задача 3.
Предприниматель получил прибыль 1 млн руб. при капиталовложениях равных 1 млн руб. Кроме того, ему предложили сдать производственные помещения за 700 тыс. руб. в год. Но он отказался от предложения. Банковский процент составлял 40 % годовых. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Ответ: 1 млн руб., -0,1 млн руб.
Задача 4.
Дана функция спроса на продукцию монополиста QD = 12 – P и функция общих затрат TC = 6 + 6Q – 0,5Q2. Найти максимальную прибыль и соответствующую цену.
Ответ: наибольшая прибыль 12 достигается при Q = 6.
Задача 5.
Монополист имеет затраты TC = 2 000 = 10Q + 0,5Q2. Спрос на его продукцию задан уравнением QD = 120 – 2P.
Найти монопольную прибыль и коэффициент Лернера.
Ответ: ТП = -1 375, L = 0,357.
Задача 6.
Даны функция затрат монополии TC = 500 – 70Q + 0,5Q2 и функция спроса на двух изолированных рынках: Q1= 200 – 2P1, Q2 = 100 – 4P2. Найти объемы продаж и цены на каждом из двух рынков, при которых прибыль монополии будет максимальной.
Ответ: Q1 = 80, P1= 60, Q2 = 10, P2 = 22,5.
вопросы для самопроверки
1. Каково значение предельного дохода для экономического анализа?
2. Объясните взаимосвязь совокупного, среднего и предельного дохода фирмы.
3. Чем отличается экономическая прибыль от бухгалтерской?
4. Что такое нормальная прибыль?
5. Что понимается под операционной прибылью фирмы?
6. Как определяется цена на рынке совершенной конкуренции?
7. Какова тенденция изменения цены на рынке совершенной конкуренции?
8. При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?
9. Охарактеризуйте условия равновесия фирмы со сверхприбылью, самоокупаемой фирмы, фирмы с операционной прибылью?
10. В каком случае фирма прекратит свою деятельность даже в краткосрочном периоде?
11. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма получает нулевую экономическую прибыль?
12. Могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?
13. Почему рынок совершенной конкуренции считают эффективным?
14. Дайте определение понятий аллокативная эффективность и производственная эффективность.
15. Объясните, почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон?
16. Как фирма может добиться монопольной власти?
17. В силу, каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия, а на монопольном рынке иметь место конкуренция?
18. Что такое Х-неэффективность?
19. Всегда ли монополист получает прибыль?
20. В чем состоят причины создания естественной монополии?
21. В чем могут состоять, с точки зрения национальных интересов, достоинства и недостатки монополиста?
22. В чем могут состоять, с точки зрения монополиста, достоинства и недостатки монопольного положения?
23. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?
24. Каковы критерии и условия стабильности равновесия в условиях олигополии?
25. О чем договариваются участники картеля?
26. Какие факторы затрудняют организацию картеля?
27. Охарактеризуйте основные модели тайного сговора фирм.
28. Какая фирма является ценовым лидером?
29. Что произойдет, если ценовой лидер откажется от лидерства и установит более высокую цену – такую, какая устраивает его конкурентов?
30. Охарактеризуйте модели отсутствия сговора в олигополии.
31. Что такое ценовая война?
32. Почему обществу невыгодно, чтобы на олигопольном рынке было больше фирм, «держащих» цену?
33. В чем смысл ценовой дискриминации?
34. Какие виды ценовой дискриминации вы знаете?
35. Какие методы неценовой конкуренции вы знаете?
36. В каких отраслях возможны монопсония и дуопсония?
37. Какие рыночные структуры присущи современной развитой экономике?
38. Когда и по какому поводу впервые был принят антимонопольный закон?
39. Какие показатели используются для оценки монопольной власти на товарных рынках? Охарактеризуйте их.
40. Какими методами осуществляется антимонопольное регулирование?