Кривая долгосрочного предложения
Построение, приведенное в предыдущем параграфе и предполагающее нанесение на график кривых предложения для каждого возможного числа фирм, которое могло бы существовать на данном рынке, а затем поиск наибольшего числа фирм, совместимого с неотрицательной прибылью, является совершенно строгим и легко применимым. Существует, однако, полезное приближение к нему, обычно дающее ответ, очень близкий к правильному.
Посмотрим, нет ли какого-то способа построить одну кривую предложения отрасли из числа n кривых, изображенных выше. Во-первых, отметим, что можно исключить из рассмотрения все точки кривой предложения, лежащие под p*, поскольку ни при каких обстоятельствах они не могут быть точками, в которых отрасль может производить в длительном периоде. Однако можно исключить из рассмотрения и некоторые точки кривых предложения, лежащие над p*.
Как правило, мы считаем кривую рыночного спроса нисходящей. Поэтому самая крутая кривая спроса из возможных представляет собой вертикальную прямую. Это подразумевает, что точки, подобные точке A на рис.22.3, никогда не могут служить точками долгосрочного равновесия отрасли, поскольку любая нисходящая кривая спроса, проходящая через A, должна была бы пересечь также кривую предложения, связываемую с большим числом фирм так, как это показано гипотетической кривой D", проходящей через точку A на рис.22.3.
Таким образом, мы можем исключить часть каждой кривой предложения из области возможного местонахождения точки долгосрочного равновесия. С долгосрочным равновесием не может быть совместима никакая из точек кривой предложения для случая одной фирмы в отрасли, находящихся справа от пересечения кривой предложения для двух фирм с прямой, определяемой p*. Аналогично с долгосрочным равновесием не может быть совместима ни одна точка кривой предложения для случая двух фирм, находящаяся справа от пересечения кривой предложения для трех фирм с прямой, определяемой p*, ...и, наконец, с долгосрочным равновесием не может быть совместима ни одна точка кривой предложения для случая n фирм, находящаяся справа от пересечения кривой предложения для n + 1 фирм с прямой, определяемой p*.
Те части кривых предложения, на которых может находиться точка долгосрочного равновесия, обозначены на рис.22.4. жирными линиями. n-й отрезок жирной прямой показывает все комбинации цен и отраслевого выпуска, которые совместимы с наличием в условиях долгосрочного равновесия n фирм. Обратите внимание на то, что по мере рассмотрения все больших объемов отраслевого выпуска эти отрезки становятся все более и более пологими.
Кривая долгосрочного предложения. Мы можем исключить из рассмотрения те части кривых предложения, которые в длительном периоде никогда не могут пересечься с нисходящей кривой рыночного спроса, а именно, те точки каждой кривой предложения, которые находятся справа от пунктирных линий. | Рис. 22.4 |
Почему эти кривые предложения становятся все более пологими? Давайте порассуждаем. Если на рынке действует одна фирма и цена возрастает на p, эта фирма будет производить, скажем, на Dy больше выпуска. Если на рынке действует n фирм и цена растет на Dp , каждая фирма будет производить на y больше выпуска, поэтому в сумме мы получим объем выпуска, больший на nDy. Это означает, что по мере увеличения числа фирм на рынке кривая предложения становится все более пологой, так как предложение выпуска становится все более чувствительным к цене.
Достаточно большому числу фирм на рынке будет соответствовать очень пологая кривая предложения. Настолько пологая, что разумно считать ее наклон равным нулю, иными словами, считать кривую долгосрочного предложения отрасли горизонтальной прямой, проходящей на уровне цены, равной минимуму средних издержек. Это будет слабым приближением к действительности, если в длительном периоде в отрасли действуют лишь несколько фирм, однако предположение о том, что при наличии малого числа фирм в отрасли последние поведут себя конкурентно, вероятно, также было бы слабым приближением к действительности! Если в длительном периоде в отрасли существует разумное число фирм, равновесная цена не может сильно отклониться от минимума средних издержек. Это изображено на рис.22.5.
Рис. 22.5 | Приближенная кривая долгосрочного предложения. Кривая долгосрочного предложения должна приближенно представлять собой горизонтальную прямую, проходящую на уровне цены, равной минимуму средних издержек. |
Важный смысл этого результата заключается в том, что в конкурентной отрасли со свободным входом прибыль не может сильно отклоняться от нуля. Если уровень прибыли в отрасли со свободным входом значителен, это побуждает другие фирмы к вхождению в данную отрасль, что подталкивает прибыль к нулевому уровню.
Помните, правильный подсчет экономических издержек предполагает оценку всех факторов производства по их рыночным ценам. До тех пор, пока все факторы производства принимаются в расчет и оцениваются по правильным ценам, деятельность фирмы, получающей положительную прибыль, может быть скопирована кем угодно. Любой может придти на открытый рынок и приобрести факторы производства, необходимые для того, чтобы производить тот же самый выпуск тем же самым способом, что и фирма, о которой идет речь.
В отрасли со свободными входом и выходом кривая долгосрочных средних издержек по существу является горизонтальной прямой, проходящей на уровне цены, равной минимуму средних издержек. Это как раз тот тип кривой долгосрочного предложения, который характерен для отдельной фирмы с постоянной отдачей от масштаба. Это не случайное совпадение. Мы утверждали, что постоянная отдача от масштаба — разумное предположение, поскольку фирма может всегда повторить то, что она делала раньше. Однако другая фирма тоже может это повторить! Расширение выпуска путем строительства завода-двойника — это все равно, что вхождение на рынок новой фирмы, располагающей точно такими же производственными мощностями. Поэтому кривая долгосрочного предложения конкурентной отрасли со свободным входом будет выглядеть, как кривая долгосрочного предложения фирмы с постоянной отдачей от масштаба: это горизонтальная прямая, проходящая на уровне цены, равной минимуму средних издержек.
ПРИМЕР: Налогообложение в длительном и коротком периодах
Рассмотрим отрасль со свободными входом и выходом. Предположим, что первоначально она пребывает в состоянии долгосрочного равновесия с постоянным числом фирм и нулевой прибылью (рис.22.6). В коротком периоде при постоянном числе фирм кривая предложения отрасли является восходящей, в то время как в длительном периоде при переменном числе фирм она представляет собой горизонтальную прямую, проходящую на уровне цены, равной минимуму средних издержек.
Что произойдет, если ввести налог на продукцию данной отрасли? Воспользуемся геометрическим анализом, о котором шла речь в гл. 16: чтобы найти новую цену, которую платят покупатели, мы сдвигаем кривую предложения вверх на величину налога.
Вообще, после введения налога цена для потребителя будет более высокой, а для производителя — более низкой. Однако до введения налога производители всего-навсего вели дело безубыточно; поэтому при любой более низкой цене они должны терпеть убытки. Эти экономические убытки вынудят некоторые фирмы покинуть отрасль. Следовательно, предложение выпуска сократится, и цена для потребителей возрастет еще больше.
В длительном периоде предложение отрасли задается горизонтальной кривой долгосрочного предложения. Чтобы предлагать продукцию в соответствии с этой кривой, фирмам придется согласиться на цену, равную минимуму средних издержек, т.е. как раз на ту цену, которую они получали до введения налога. Следовательно, цена для потребителей должна будет возрасти на всю сумму налога.
На рис.22.6 равновесие первоначально имеет место в точке PD = PS. Затем вводится налог, что вызывает сдвиг кривой краткосрочного предложения вверх на сумму налога, и равновесная цена, которую платят покупатели, возрастает до . Равновесная цена, получаемая продавцами, падает до = — t. Это, однако, происходит лишь в коротком периоде, когда в отрасли имеется постоянное число фирм. Из-за свободного входа-выхода кривая долгосрочногопредложения отрасли горизонтальна и проходит на уровне PD = PS = минимуму средних издержек. Отсюда следует, что в длительном периоде сдвиг вверх кривой предложения означает перекладывание на потребителей всей суммы налога.
Рис. 22.6 | Налогообложение в коротком и длительном периодах. В коротком периоде при постоянном числе фирм кривая предложения отрасли имеет положительный наклон, так что часть налога падает на потребителей, а часть — на фирмы. В длительном периоде кривая предложения отрасли горизонтальна, так что весь налог падает на потребителей. |
Резюмируем сказанное: в отрасли со свободным входом введение налога поначалу повысит цену для потребителей на величину меньшую, чем сумма налога, поскольку часть налога падет на производителей. Однако в длительном периоде налог заставит фирмы уйти из отрасли, сокращая тем самым предложение, так что потребители в конце концов будут нести бремя налога в полном объеме.
Смысл нулевой прибыли
Вследствие вхождения в отрасль со свободным входом новых фирм прибыль упадет до нуля: как только прибыль становится положительной, возникает стимул к вхождению в отрасль новой фирмы, стремящейся получить часть этой прибыли. Существование нулевой прибыли не означает исчезновения отрасли; оно означает лишь, что отрасль прекращает расти, поскольку стимулы к вхождению в нее исчезают.
В ситуации долгосрочного равновесия с нулевой прибылью все факторы производства оплачиваются по их рыночной цене — по той же самой рыночной цене, по которой эти факторы могли бы оплачиваться где-нибудь в другом месте. Владелец фирмы, например, по-прежнему получает плату за свое рабочее время или за ту сумму денег, которую он вложил в фирму, или за любой другой вклад в ее функционирование. То же самое относится ко всем другим факторам производства. Фирма по-прежнему доходна, просто все зарабатываемые ею деньги идут на оплату приобретения используемых факторов производства. Доход на каждый фактор производства в этой отрасли точно такой же, каким был бы в любой другой отрасли, поэтому добавочное вознаграждение (чистая прибыль), которое могло бы привлечь в данную отрасль новые факторы производства, отсутствует. Однако ничто не побуждает их и покидать данную отрасль. Отрасли, пребывающие в состоянии долгосрочного равновесия и получающие нулевую прибыль, — зрелые; появление сюжетов о них на обложке журнала "Бизнес уик" маловероятно, но они формируют костяк экономики.
Помните, определение экономической прибыли предполагает использование рыночных цен всех факторов производства. Рыночная цена измеряет альтернативные издержки на эти факторы — те доходы, которые причитались бы указанным факторам при их применении в каких-то других областях. Любая сумма денег, заработанная сверх оплаты факторов производства, есть чистая экономическая прибыль. Однако как только кто-либо начинает получать чистую экономическую прибыль, другие люди предпринимают попытки войти в данную отрасль, чтобы получить часть этой прибыли самим. Именно эта попытка захватить экономическую прибыль в конечном счете и низводит до нуля указанную прибыль в конкурентной отрасли со свободным входом.
Иногда высказывается несколько пренебрежительное отношение к прибыли как цели деятельности фирмы. Однако если поразмыслить об этом с чисто экономических позиций, прибыль совершенно точно сигнализирует о том, как размещены ресурсы. Если фирма получает положительную прибыль, это означает, что люди оценивают стоимость выпуска фирмы выше стоимости применяемых ею факторов производства. Разве не желательно иметь больше фирм, производящих такого рода продукцию?