Комплексный подход к вопросам производительности
Для повышения производительности достаточно найти способ снижения потребления любого из важных ресурсов, вводимых в систему, сохранив неизменным или увеличив при этом выпуск продукции. «Установи более быстродействующий сборочный автомат, найди способ повысить специализацию труда или упростить труд, и производительность пойдет вверх», - подход американских менеджеров к проблеме производительности. Позже время показало, что одну из немаловажных ролей в производительности играет хорошее управление; настоящий руководитель видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, само выживание или успех которой зависят от непрерывного взаимодействия с динамичной внешней средой.
Системный взгляд на производительность |
Производительность или эффективность весьма важно рассматривать не только как переработку поступающих в систему ресурсов в конечный продукт, но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий. Производительность есть отношение стоимости входных ресурсов к стоимости выходной продукции.
С точки зрения системного подхода на производительность влияют многочисленные факторы, действующие как во внешней среде, так и в процессе преобразований в системе. Поскольку эти факторы влияют друг на друга, можно сказать, что ясных, абсолютных путей к повышению производительности не существует. Безусловно, что один из этих путей связан с зависимостью между качеством и производительностью.
Качество и производительность |
Менеджеры зачастую так поглощены вопросами количества выпускаемой продукции, что полностью игнорируют вопросы качества, а это один из важнейших факторов общей производительности. Высокое качество прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата дефектных изделий, а также за счет сокращения объема гарантийного ремонта. В результате компания получает больше денег, которые она может израсходовать на мероприятия по повышению конкуренции.
Качество имеет как внутренний, так и внешний компонент.
1. Внутренние компоненты качества - срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, уровень использования, дизайн. Для услуг - надежность, быстрота обслуживания, высокие стандарты, доступность, низкая цена.
2. Внешние компоненты качества - в какой степени этот продукт соответствует потребностям потребителей, а это зависит от двух факторов: кто является потребителем, как будет использоваться продукт.
Ценность, качество и производительность |
Ценность - это функция соответствующих эксплуатационных характеристик и цены. Ценность определяет качество.
Ценность, применительно к качеству, является понятием относительным. Потребитель сравнивает продукцию организации с продукцией ее конкурентов, другими товарами и услугами, удовлетворяющими такие же потребности, или с продукцией этой же организации в прошлом. Потребители необъективны, на их восприятие влияют такие неосязаемые факторы как: имидж, репутация в обществе и т.д.
С концепцией восприятия ценности связан и вопрос уровня дефектов. Даже небольшой процент дефектов может превратиться в снежный ком отрицательного имиджа.
Чтобы сохранить качество, а тем самым истинную производительность, менеджеры должны идти в ногу с переменами во внешней среде.
Цикл “вход - выход” |
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ВЫХОДЕ. На выходе процесса производства или переработки всегда имеются как положительные, так и отрицательные результаты.
Положительные: качество товаров или услуг, прибыль, занятость населения.
Отрицательные: дефекты, потери, безработица, которые могут иметь положительное значение для организации, но отрицательное для общества. Почти все управленческие решения, даже те, которые в целом носят положительный характер, имеют определенные негативные последствия. Повышение производительности в конкретной организации может вести к сокращению рабочих мест в ней или в смежных отраслях.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ. Продукция одной организации идет во внешнюю среду и может стать потребляемым ресурсом для других организаций. Поскольку организации взаимозависимы, низкая производительность при выпуске какого-либо основного экономического продукта вызывает снижение производительности сразу во многих отраслях. Чем более прямыми являются такие связи во внешней среде, тем более непосредственно это влияет на производительность.
Производительность и внешняя среда |
Среда в той или иной степени влияет на вход, выход и процесс переработки в системе. Причинами положительного или отрицательного влияния могут быть следующие факторы:
* ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ ЭНЕРГИИ (в индустриальном и постиндустриальном обществе энергия - основной ресурс. От скачков цены на нефть страдает производство).
* ЖЕСТКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (законы об окружающей среде, охраны труда).
* ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЦИКЛЫ (инфляция, дефляция и т.д.).
* НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА (с большими налогами уменьшается производительность, рост цен ведет к уменьшению объема денег, предназначенных для капиталовложений).
* РОСТ СФЕРЫ УСЛУГ (с ростом сферы услуг все меньше и меньше трудовых ресурсов идет в промышленность, отсюда деградирует промышленный комплекс).
* СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (алкоголизм и наркомания)
* НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА (из-за инфляции идет снижение накопления капитала, что в свою очередь оказывает влияние на объем стабильного, долгосрочного капитала).
* ХАРАКТЕР СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ (большое значение для производительности той или иной организации играет факт, кто является владельцем акций - банк или другие компании или же частные лица).
* МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (страны, у которых отсутствует часть вышеперечисленных проблем, имеют больше шансов на международной арене).
Производительность и внутренняя среда |
Внешняя среда определяет только основные правила на поле игры с производительностью. Внутренняя среда, созданная бесчисленными решениями (и нерешительностью) руководства, определяет, кто выиграет.
Одна из важнейших деталей внутренней среды организации система управления, которую нужно постоянно адоптировать к условиям современности.