Комплексный подход к вопросам производительности

Для повышения производительности достаточно найти способ снижения потребления любого из важных ресурсов, вводимых в систему, сохранив неизменным или увеличив при этом выпуск продукции. «Установи более быстродействующий сборочный автомат, найди способ повысить специализацию труда или упростить труд, и производительность пойдет вверх», - подход американских менеджеров к проблеме производительности. Позже время показало, что одну из немаловажных ролей в производительности играет хорошее управление; настоящий руководитель видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, само выживание или успех которой зависят от непрерывного взаимодействия с динамичной внешней средой.

Системный взгляд на производительность

Производительность или эффективность весьма важно рассматривать не только как переработку поступающих в систему ресурсов в конечный продукт, но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий. Производительность есть отношение стоимости входных ресурсов к стоимости выходной продукции.

С точки зрения системного подхода на производительность влияют многочисленные факторы, действующие как во внешней среде, так и в процессе преобразований в системе. Поскольку эти факторы влияют друг на друга, можно сказать, что ясных, абсолютных путей к повышению производительности не существует. Безусловно, что один из этих путей связан с зависимостью между качеством и производительностью.

Качество и производительность

Менеджеры зачастую так поглощены вопросами количества выпускаемой продукции, что полностью игнорируют вопросы качества, а это один из важнейших факторов общей производительности. Высокое качество прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата дефектных изделий, а также за счет сокращения объема гарантийного ремонта. В результате компания получает больше денег, которые она может израсходовать на мероприятия по повышению конкуренции.

Качество имеет как внутренний, так и внешний компонент.

1. Внутренние компоненты качества - срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, уровень использования, дизайн. Для услуг - надежность, быстрота обслуживания, высокие стандарты, доступность, низкая цена.

2. Внешние компоненты качества - в какой степени этот продукт соответствует потребностям потребителей, а это зависит от двух факторов: кто является потребителем, как будет использоваться продукт.



Ценность, качество и производительность

Ценность - это функция соответствующих эксплуатационных характеристик и цены. Ценность определяет качество.

Ценность, применительно к качеству, является понятием относительным. Потребитель сравнивает продукцию организации с продукцией ее конкурентов, другими товарами и услугами, удовлетворяющими такие же потребности, или с продукцией этой же организации в прошлом. Потребители необъективны, на их восприятие влияют такие неосязаемые факторы как: имидж, репутация в обществе и т.д.

С концепцией восприятия ценности связан и вопрос уровня дефектов. Даже небольшой процент дефектов может превратиться в снежный ком отрицательного имиджа.

Чтобы сохранить качество, а тем самым истинную производительность, менеджеры должны идти в ногу с переменами во внешней среде.

Цикл “вход - выход”

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ВЫХОДЕ. На выходе процесса производства или переработки всегда имеются как положительные, так и отрицательные результаты.

Положительные: качество товаров или услуг, прибыль, занятость населения.

Отрицательные: дефекты, потери, безработица, которые могут иметь положительное значение для организации, но отрицательное для общества. Почти все управленческие решения, даже те, которые в целом носят положительный характер, имеют определенные негативные последствия. Повышение производительности в конкретной организации может вести к сокращению рабочих мест в ней или в смежных отраслях.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ. Продукция одной организации идет во внешнюю среду и может стать потребляемым ресурсом для других организаций. Поскольку организации взаимозависимы, низкая производительность при выпуске какого-либо основного экономического продукта вызывает снижение производительности сразу во многих отраслях. Чем более прямыми являются такие связи во внешней среде, тем более непосредственно это влияет на производительность.



Производительность и внешняя среда

Среда в той или иной степени влияет на вход, выход и процесс переработки в системе. Причинами положительного или отрицательного влияния могут быть следующие факторы:

* ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ ЭНЕРГИИ (в индустриальном и постиндустриальном обществе энергия - основной ресурс. От скачков цены на нефть страдает производство).

* ЖЕСТКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (законы об окружающей среде, охраны труда).

* ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЦИКЛЫ (инфляция, дефляция и т.д.).

* НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА (с большими налогами уменьшается производительность, рост цен ведет к уменьшению объема денег, предназначенных для капиталовложений).

* РОСТ СФЕРЫ УСЛУГ (с ростом сферы услуг все меньше и меньше трудовых ресурсов идет в промышленность, отсюда деградирует промышленный комплекс).

* СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (алкоголизм и наркомания)

* НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА (из-за инфляции идет снижение накопления капитала, что в свою очередь оказывает влияние на объем стабильного, долгосрочного капитала).

* ХАРАКТЕР СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ (большое значение для производительности той или иной организации играет факт, кто является владельцем акций - банк или другие компании или же частные лица).

* МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (страны, у которых отсутствует часть вышеперечисленных проблем, имеют больше шансов на международной арене).

Производительность и внутренняя среда

Внешняя среда определяет только основные правила на поле игры с производительностью. Внутренняя среда, созданная бесчисленными решениями (и нерешительностью) руководства, определяет, кто выиграет.

Одна из важнейших деталей внутренней среды организации система управления, которую нужно постоянно адоптировать к условиям современности.

Наши рекомендации