Практическое использование влияния

Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Но даже тот редкий руководитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать во внимание и другие факторы. Недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе, направленной на достижение целей организации.

Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его усилия обязательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если какой-нибудь из этих компонентов отсутствует, власть влияющего уменьшается или исчезает вовсе.

ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ, СИТУАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Введение

В настоящей главе рассматриваются методы влияния на людей, зарекомедовавшие себя эффективными в современных организациях, а также анализируются результаты исследований стилей руководства управленческим персоналом.

В процессе изучения данной главы необходимо усвоить следующие термины и понятия: стиль лидерства, автократичный руководитель, теория “Х”, демократичный руководитель, теория “Y”, либеральный руководитель; руководитель, ориентированный на работу; руководитель, ориентированный на человека; четыре ситсемы Лайкерта, ситуативная модель Фидлера, метод “путь-цель”, теория жизненного цикла, модель Врума-Йеттона принятия решений руководителем.

ОБЗОР ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА

Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения цели. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые-бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

Подход с позиции личных качеств

Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия впервые началось изучение управления. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Опираясь на эту теорию, можно утверждать, что если бы эти качества были бы выявлены, любой человек мог бы научиться воспитывать их в себе и тем самым стать эффективным руководителем.

В сороковых годах ученые начали изучать факты о соотношении имеющихся у человека личных качеств и его способности к лидерству. Но исследователи не пришили к единому мнению о наборе личных качеств, которые непременно отличают эффективного лидера. Наиболее необходимыми качествами были названы: уровень интеллекта и знания, честность, инициативность, высокая степень уверенности в себе, коммуникабельность — но все равно ученые склонялись к мнению, что этот список не закончен, и отмечали, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживают различные личные качества.

Вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства имеет ситуационный характер. Но отказываться от рассмотренной теории не стоит, так как имеются примеры того, что в разных ситуациях требуются различные способности и качества.

Поведенческий подход к лидерству

Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Данный подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Несмотря на то, что поведенческий подход продвинул изучения лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Но, забежав вперед, отметим, что “оптимальный” стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации.

Ситуационный подход


Ни подход с позиции личных качеств, ни поведенческая теория не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективность, с другой. И качества, и поведение являются существенным компонентом, но в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу.

Наши рекомендации