Повышение показателей этичности поведения

Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫописывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений.

К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение в интересах фирмы.

При разработке этических нормативов применительно к бизнесу в многонациональных организациях компании-инициатору следует учитывать преобладающее отношение к взятке и подарку в других культурах.

КОМИТЕТЫ ПО ЭТИКЕ.Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации.

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВИЗИИ предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Хотя некоторые компании пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены.

Единственные заметные следы этой активности, сохранившееся до сего дня, - это почти универсальные, но в высшей мере избирательные «социальные разоблачения», содержащиеся в годовых отчетах ведущих корпораций и в ежегодных обзорах журнала «Форчун» с перечнем наиболее и наименее уважаемых компаний, для оценки действий которых используется среди прочего индекс «ответственности перед сообществом и средой обитания» в качестве элемента совокупной схемы ранжирования.

ОБУЧЕНИЕ ЭТИЧНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, - обучение этичному бизнесу, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы.

Часть вторая. СВЯЗУЮЩИЕ

ПРОЦЕССЫ

После того, как были выяснены основные элементы, предопределяющие успех организации, необходимо проанализировать функции, которые руководство должно выполнять, чтобы иметь возможность эффективно формулировать цели и достигать их. Этот анализ начинается с вопросов коммуникации и принятия решений, которые относятся к связующим процессам в управлении, т.к. связывают функции планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникации - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает необходимую для принятия эффективных решений информацию и доводит принятые решения до работников организации. Если коммуникации налажены плохо, то решения могут оказать ошибочными, люди могут неверно понимать, что от них хочет руководство, и от этого также могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

6 КОММУНИКАЦИИ  

Введение

Настоящая глава посвящена коммуникациям. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не смогут работать вместе, формулировать цели и достигать их. Коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, и каждый из этих шагов нужен, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу, в противном случае смысл сообщения будет утрачен. В данной главе рассматриваются природа и сложности коммуникации, возможные препятствия на пути к пониманию сообщений, а также, каким образом можно более эффективно обмениваться информацией.

Наши рекомендации