Стиль руководителя и эффективность управления
Выпуск 2011 г
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
СТИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
ключевые слова: стиль управления, тип темперамента, эффективность управления, информационный процесс, управление производством
• Эффективность управления предприятием или его подразделением зависит не только :т уровня квалификации руководителя, но и стиля его работы, психологического склада его характера
' Кадровые службы при подборе руководителя на конкретную должность должны учитывать как стиль руководства, предпочитаемый претендентом на вакантное место, так и тип его темперамента
• Работа с управленческим персоналом должна опираться на тщательно разработанную научно-методическую базу, в основе которой лежит концепция постоянного наращивания управленческого персонала
Эффективность управления как отдельным подразделением, так и предприятием в целом определяется не только уровнем квалификации руководителей, обусловленным главным образом их потенциальными возможностями, но и стилем управления. В специальной литературе выделяют три основных стиля управления.
СТИЛЬ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
Автократический стиль - это жесткий стиль управления. Руководители, как правило, обладают большой властью и навязывают подчиненным свою волю, изначально полагая, что люди не всегда стремятся к интенсивному труду, всячески избегают ответственности, пред-
почитая, чтобы ими руководили. Кроме того, подчиненные нуждаются в социальной защищенности, поэтому они достаточно безболезненно воспринимают жесткие меры принуждения к работе. При данном стиле руководства автократ максимально стремится к централизации управления и практически не оставляет свободы действий своим подчиненным. Он принимает единоличные решения без советов с подчиненными и направляет решения по нисходящей вертикали. К преимуществам стиля относятся: малые затраты времени на подготовку и принятие решений, поскольку никакого обсуждения на этапе их подготовки не происходит;
достаточно высокая точность и быстрота исполнения решений вследствие жесткого контроля (прессинга) со стороны руководителя и его контролирующего аппарата;
возможность быстрого воздействия (реагирования) на поведение объекта управления, что играет важную роль в условиях быстро изменяющейся внешней обстановки.
К недостаткам стиля относятся: высокая вероятность ошибочных решений из-за неучета мнений подчиненных и других издержек информационного и временного порядка; речь идет, например, о несовершенстве информационной базы в количественном и качественном аспектах и недостатке времени на обработку информации; нельзя не учитывать влияния на ошибочность решений и субъективизма самого руководителя;
большие затраты на аппарат, контролирующий исполнение решения;
широкое распространение фрустрации, под которой понимается сознательный уход подчиненных от принятия решений даже по тем вопросам, по которым руководитель-автократ предоставляет им право действовать самостоятельно.
Область применения автократического стиля:
в кризисных ситуациях (аварии, стихийные бедствия, внезапные быстрые изменения во внешнем окружении предприятия); в указанных ситуациях промедление с принятием решения может принести несравненно больший ущерб, чем возможность принятия нелучшего решения;
в слабоорганизованных объектах управления, находящихся в таком состоянии в течение достаточно длительного периода; автократизм здесь достаточно эффективен до момента приобретения объектом управления организационной стройности, дальнейшее же использование автократического стиля может привести к напряженности во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, проявляющейся в том числе и в фрустрации.
Демократический стиль - предоставление подчиненным больших прав в области разработки и принятия решений. Причем по целому ряду решений, не определяющих стратегический курс предприятия, подчиненные имеют полное право действовать самостоятельно. Руководитель исходит из принципа наиболее глубокого разделения труда в управлении как по функциональному, так и по квалификационному признакам. Но при этом важно подчеркнуть, что, если руководитель считает позицию подчиненных ошибочной, он должен принять единоличное решение по автократическому образцу. Это диктуется принципом единоличной ответственности руководителя за результаты деятельности объекта управления. К преимуществам стиля относятся: меньшая (по сравнению с авторитарным стилем) вероятность принятия ошибочных решений, так как они разрабатываются коллегиально;
большая удовлетворенность подчиненных своим трудом, а следовательно, и большая эффективность деятельности;
меньшие затраты на контроль исполнения принятых решений, поскольку подчиненные, принимая участие в разработке решений, заинтересованы в их реализации.
Недостаток демократического стиля - большие затраты времени на подготовку и принятие решения.
Области применения демократического стиля:
достаточно развитые в квалификационно-интеллектуальном аспекте коллективы с высоким уровнем организованности;
стабильный процесс производства, подвергаемый лишь локальным изменениям, не изменяющим его основного содержания;
относительно слабое влияние на объект управления изменений, происходящих во внешнем окружении (внешней среде).
Либеральный стиль - предоставление подчиненным очень широких прав в подготовке, принятии и исполнении решений, причем иногда не только оперативно-технического, но и перспективно-стратегического характера. К преимуществам стиля относятся: возможность полного раскрытия подчиненными своих потенциальных способностей во всех областях, непосредственно связанных с деятельностью объекта управления;
очень высокая степень удовлетворенности подчиненных своим трудом;
весьма низкие затраты на контроль деятельности подчиненных.
К недостаткам стиля относятся: очень высокая вероятность возникновения в объекте управления де- зинтеграционных тенденций, если отсутствует или слабо сконструирована общая объединяющая концепция;
реальная возможность снижения производственных показателей и распада коллектива, если исчезают или отсутствуют факторы, способствующие применению данного стиля.
Области применения либерального стиля:
высокоразвитые в квалификационно-интеллектуальном и организационно-культурном отношении коллективы с высокой степенью разделения труда практически одинаковой сложности в квалификационном аспекте; обычно это научно-исследовательские или опытно-конструкторские организации, в которых ученые или разработчики узко специализированы в исполнении какой-либо части общего проекта или общей научной темы; при этом роль руководителя сводится к координации деятельности групп сотрудников в процессе достижения общей цели и контролю за тем, чтобы отдельные группы не отставали от общего темпа работ;
отдельные локальные ситуации в любых коллективах, когда либеральный подход к решению проблемы является наиболее эффективным (например, достаточно мягкое наказание подчиненного, случайно допустившего то или иное упущение в работе).
Отметим, что анализируя стили, следует применять ситуационный подход, подразумевающий оценку сильных и слабых сторон каждого стиля и использования в конкретно сложившейся ситуации того из них, который позволит наиболее эффективно решить конкретную проблему.
ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА
Для более глубокого анализа стратегии поведения руководителя наряду со стилями управления необходимо
учитывать также психологическую характеристику основных классических типов темперамента [1, с. 23].
Сангвиник, обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, высокий темп речи, немедленное включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, скоро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени реагирует на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем.
Холерик, как и сангвиник, отличается высокой активностью, но по сравнению с ним менее пластичен и более инертен. Отсюда - устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, хотя возможны затруднения в переключении внимания.
Флегматик ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивается. При этом он достаточно работоспособен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо реагирует на внешние впечатления. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.
Меланхолик обычно неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется
и мало работоспособен. Ему присущи легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.
Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.
Исследования, проведенные на ряде машиностроительных предприятий Нижегородской области, показали, что практически среди всех холериков и подавляющей части флегматиков преобладает автократический стиль управления, тогда как сангвиники больше привержены демократическому стилю, с элементами авторитаризма, когда это диктуется конкретно сложившимися условиями. Интересно, что холерики и флегматики, предпочитая авторитаризм, по-разному понимают его роль в процессе практического использования. Холерики предпочитают открытое, активное давление на подчиненных, добиваясь реализации принятых решений. У флегматиков другая тактика - убедить подчиненных с помощью очевидных и трудноопровергаемых аргументов, сформулированных на основе взвешенного всестороннего анализа имеющейся информации. Иначе говоря, у руководителя-холерика аргументом автократизма является активный динамизм, тогда как у руководителя-флегматика - фундаментальная обоснованность.
Рассматривая расхождения в тактике, мы не ставили себе задачу отдать предпочтение тому или другому виду автократизма, поскольку считаем это некорректным в первую очередь пото-
му, что тот и другой вид автократизма имеют право на существование. Наша цель состояла в том, чтобы кадровые службы, подбирая руководителей на те или иные должности, совершали меньше ошибок и учитывали специфику объектов управления и тип темперамента реальных претендентов на вакантные места.
Заметим, что ошибки здесь носят порой и драматический характер, ломая карьеру в принципе весьма квалифицированных специалистов. Приведем пример. Специалист по преимуществу сангвинического склада с явными либеральными наклонностями длительное время работал на одной из должностей в профсоюзной организации предприятия и имел высокий авторитет и у руководства, и у сотрудников. Но необходимость ротаций привела к тому, что его назначали начальником одного из крупных цехов, учитывая, что он имел соответствующее специализации цеха образование. Характер производства в цехе был таким, что нередко нужно было принимать быстрые решения с акцентом на автократизм, к чему этот специалист не был готов ни организационно, ни, что самое главное, эмоционально- психологически, поскольку он в силу своих индивидуальных особенностей, не приемлющих автократизм, в принципе не мог эффективно управлять данным структурным подразделением [2, с. 120-121].
Наибольшие проблемы карьерного продвижения были выявлены у руководителей с автократическо-холери- ческими наклонностями. Суть состоит в том, что по мере продвижения по иерархической вертикали организационной структуры управления расширяется функциональный диапазон деятельности руководителя, а следовательно, возрастает и функциональное
разнообразие поступающей к нему информации. В результате решение руководителем-холериком некоторой проблемы будет постоянно откладываться не потому, что нет информации о ней, а потому, что руководитель информационно перегружен. В конечном счете подобная ситуация ведет к полной неуправляемости.
На основании результатов выполненного анализа можно сделать вывод, где лучше использовать руководителя-холерика. Во-первых, такого руководителя следует направлять на те объекты, где решаются по преимуществу оперативные вопросы, многократно повторяющиеся и с малым времененным диапазоном. Во-вторых, этот тип руководителей нецелесообразен на уровнях управления, которым подчинены разнообразные функциональные структуры, поскольку разнообразие действий и интересов руководителю-холерику не свойственно по сути, он привык действовать по стереотипу. В-третьих, руководитель-холерик не должен управлять структурами научно-исследовательской и опытно-конструкторской направленности (НИОКР). Последнее следует особенно подчеркнуть, потому что холерику не свойственно долгое размышление, а работники НИОКР практически не приемлют жесткого автократического стиля управления, им необходимы свобода творчества, право на ошибку, часто нерегламентированный график работы и т.п., что по сути свойственно либеральному стилю управления.
Сангвиник, близкий по темпераменту к холерику, в роли руководителя очень редко бывает автократом, он более рационален при формировании информационной структуры управления и способен к учету рекомендаций, направленных на ее изменение. Этот тип тоже по преимуществу склонен к реше-
нию проблем оперативного характера, но может руководить организацией, занимающейся НИОКР, особенно в тех случаях, когда требуется в основном координация деятельности, осуществляемой различными субфункциональными структурами этой организации.
Безусловного внимания заслуживают руководители флегматического темперамента, в первую очередь в силу своей неторопливости при работе с информационными материалами и фундаментальной подготовке принимаемых решений. Медлительность и немногословность могут создавать внешнее впечатление тугодумства на фоне кажущейся очевидности того решения, которое в данном случае требуется принять. Однако это впечатление обманчиво, так как руководитель не медлит, а внутренне в очередной раз просчитывает ситуации, которые могут возникнуть при реализации фактически уже сформированного им и почти принятого решения. Это - руководитель-аналитик, руководитель по преимуществу стратегически-инновационной направленности, который, вероятнее всего, не сможет показать высоких результатов деятельности при управлении объектами, требующими быстрых решений. Однако высшие командные должности в любых организациях, по нашему мнению, должны занимать именно специалисты по преимуществу флегматического склада.
Что касается меланхоликов в роли руководителей, то, как показывает практика, им редко сопутствует успех и в конечном счете они вынуждены от своей должности отказаться.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Проведенные исследования управления информационными процессами в системе управления предприятием
позволили сделать вывод о существенном влиянии на этот процесс индивидуальных особенностей руководителя, в частности стиля управления и черт его характера (темперамента).
Так, у руководителя с холерическим темпераментом, у которого, как правило, формируется авторитарный стиль управления, возникают трудности с подчиненными, поскольку любая попытка сотрудников сократить идущий к такому руководителю объем информации воспринимается как попытка ограничить его властные полномочия и вызывает соответствующую реакцию. По этой причине данный руководитель практически всегда информационно перегружен, а его решения обычно носят стереотипный характер ввиду их простоты и многократной прецедентности. Руководители холерического склада всегда стремятся к расширению как информационного диапазона, так и составляющих его фрагментных элементов. И в том, и в другом случае они требуют детальной трактовки существующей проблемы или решаемой задачи без объективной необходимости таких действий с точки зрения их сущности. И это является одной из важных причин ин- формационно-временной перегрузки и самих руководителей, и их подчиненных, вынужденных подчиняться установленному руководителем стилю управления.
V руководителей-сангвиников информационный диапазон и информационная фрагментарность несколько уже, чем у руководителей-холериков, они более терпимы к инакомыслию подчиненных, что, заметим, часто вызывает болезненную реакцию со стороны руководителей-холериков. Кроме того, открытость и доброжелательность руководителей-сангвиников позволяют формировать более благо-
приятный психологический климат во взаимоотношениях между руководителями.
Информационный диапазон флегматиков существенно уже, чем у двух указанных типов руководителей, что усугубляется особенностями их поведения во взаимоотношениях с окружающей средой. В первую очередь это касается решения проблем оперативного управления. Исследования показали, что в некоторых случаях в процессе принятия решения руководители-флегматики производят впечатление некомпетентности. Между тем эта некомпетентность, как правило, кажущаяся, она обусловлена особенностями поведения руководителей данного типа. По этой причине специалисты- флегматики, имеющие достаточно высокий общий профессионально-квалификационный и образовательный потенциал, вынуждены отказываться от высоких должностей в управленческой иерархии, если эти должности связаны с решением большого числа проблем оперативного характера.
Информационный аспект оценки руководителей позволяет также классифицировать их по категориям: экстраверт или интроверт. Экстраверты более активны в процессах информационного обмена с внешней средой и поэтому нередко представляются наиболее компетентными по решаемым проблемам, тогда как интроверты внутренне и внешне более замкнуты, что может создать впечатление неуверенности, неготовности к принятию решений. И это еще раз свидетельствует о том, что для решения проблем оперативного характера, управления производством, когда необходимо быстрое вмешательство в случае каких-либо отклонений от установленных норм и правил, целесообразно подбирать специалистов, способных к
ускоренной и адекватной реакции на эти отклонения, т.е. руководителей- экстравертов [3, с. 120-124].
Управление материальными производственными процессами требует обычно немедленного решения возникающих проблем, связанных с высоким уровнем информационной обеспеченности и малым временным лагом между моментом принятия решения и получением от него реального эффекта. Для этой работы лучше всего подойдет руководитель с холерическим и сангвиническим типом темперамента.
Анализ деятельности руководителей непосредственно в сфере управления производством позволил сделать вывод, что чем выше уровень активности руководителя, тем короче период его эффективной деятельности. Что же касается различия между сангвиниками и холериками,то у холериков период достижения максимальных результатов деятельности несколько меньший. Если же руководителем цеха или участка в цехе назначается специалист с флегматическим типом темперамента, то период достижения максимальной эффективности объекта управления всегда больше, чем у холерика или сангвиника.
Скорость достижения максимальных результатов деятельности руководителя безусловно зависит от его иерархического уровня. Так, если руководители цехов основного производства достигают наилучших результатов через два-четыре года, то мастера производственных участков в среднем через два года, руководитель предприятия через 5-7 лет. После периода достижения максимальных результатов неизменно следует спад с последующей относительной стабилизацией показателей функционирования объекта управления. Глубина спада
после достижения максимума функционирования зависит от двух факторов - периода достижения максимальной эффективности деятельности руководителей и от их темперамента. При этом чем короче период достижения максимальной эффективности и выше активность руководителя (что характерно для холериков и сангвиников), тем больше глубина и крутизна спада. У руководителей флегматического типа процесс достижения максимальных результатов более длительный и пологий, но зато и последующий спад более пологий и менее глубокий. Эти выводы необходимо учитывать в кадровой работе при периодической ротации руководителей по горизонтали или по вертикали.
На высшем уровне управленческой иерархии при стаже в должности до 3 лет нет оснований для какого-либо беспокойства по поводу незаинтересованности руководителей в своей деятельности вне зависимости от их личных качеств. Хотя определенные симптомы управленческой «усталости» у холериков и сангвиников начинают уже проявляться (7 и 9% соответственно). При стаже до 5 лет этот симптом у обоих типов проявляется более значимо (12 и 19% соответственно), аналогичный симптом появляется у руководителей флегматического склада (9%). И если у первых это можно считать закономерным, то у флегматиков интерес может пропасть не только вследствие управленческой «усталости», но и как результат ошибочности принятого ранее решения занять высший пост управления на промышленном предприятии.
Период деятельности на высших постах более 5 лет характеризуется высоким уровнем реализации своих потенциальных возможностей у холериков и сангвиников (84 и 79% соот
ветственно) и существенным падением интереса к своей деятельности у руководителей обоих типов; наблюдаются эти процессы и у руководителей флегматического склада, но при менее выраженных симптомах. И здесь, что следует особенно подчеркнуть, сохраняется очень высокий уровень интереса к своему объекту управления (82%) [2, с. 93-97].
В заключение отметим, что работа с управленческим персоналом должна опираться на тщательно разработанную научно-методическую базу, в основе которой лежит концепция постоянного наращивания управленческого потенциала, характеризуемая высоким динамизмом персонального продвижения в течение всего периода трудовой деятельности управленцев. Правильно выстроенная система перемещаемости управленческого персонала позволяет повышать эффективность функционирования объектов управления, а следовательно, и сводить к минимуму возможность появления дефектных звеньев в управленческой цепи промышленных предприятий. При этом формируются специалисты с большим диапазоном мышления, способные решать сложные производственные проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
• Стреляу Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Смысл», 2009.
• Алехина О.А. Управление производством на промышленных предприятиях:информационно-временной и поведенческий аспекты: Монография. - Н. Новгород: Изд-во ИНГУ, 2009.
• Удалое Ф.Е., Удалов О.Ф., Алехина О.Ф. Управление производством на промышленном предприятии. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.
1 выпуск 2011г
ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Научное и практическое наследие Ф. Тейлора и Г. Гантта многогранно, оно получило признание и поддержку во всем мире, их плодотворные идеи были развиты и углублены в последующих научных направлениях и успешно применяются в современной практике. Их многие высказывания звучат удивительно современно в наши дни, поскольку обращают к человеку как главному источнику экономического успеха и национального богатства, дают ориентиры, увы, потерянные в лихорадочном поиске путей выхода из кризиса.
Однако в истории науки управления есть примеры недооценки творческого наследия Ф. Тейлора и Г. Гантта, попыток пересмотра их вклада вплоть до искажения и неприкрытого мифотворчества. В частности, Ф. Тейлор, по мнению П. Друкера, - один из тех немногих людей, которые оказали величайшее влияние на развитие науки и в то же время «чьи идеи сталкивались с таким упрямым непониманием и усердным перевиранием». Его критиковали, упрекая в излишней прямолинейности и технократизме, вплоть до обвинений в «особенностях характера, отличавшегося немилосердием к окружающим, жестокостью и откровенной грубостью».
Как известно, критерием истины является практика. С точки зрения, наивысшая оценка системы научного уп
равления дана П. Друкером: «...именно применение знания к процессам труда обеспечило создание экономики развитых стран, вызвав к жизни бурный рост производительности за последние 100 лет... Этот беспрецедентный рост и явился основой для повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран». Это ли не лучшее подтверждение жизнеспособности, огромного созидательного ресурса, который заложили в созданное ими направление патриархи научного менеджмента?
Как известно, Ф. Тейлор и Г.Гантт являются далеко не единственными представителями школы научного управления. Массовая поддержка и практическое воплощение данной концепции многочисленными последователями (Ф. и Л. Гилбрет, К. Барт, С. Томпсон, Г. Эмерсон, Г. Форд, А. Файоль, А.К. Гастев и др.) во многом предопределили исторический успех, большое позитивное влияние, которое было оказано на динамику экономического развития многих стран.
Идеи научного подхода к управлению живут и поныне, приобретая особую значимость, востребованность
и актуальность в условиях кризиса и посткризисного развития. На наш взгляд, уроки истории должны учить адекватному восприятию современных глобальных проблем управления и нахождению оптимальных путей их решения.
ЛИТЕРАТУРА
• Великий Ю.В. Тейлоризм в СССР// Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5.
• Демьяненко А., Дятлова А. Мифы о системе научного менеджмента Ф.У. Тей- лора//Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 1.
• Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильяме, 2007.
• История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФ- РА-М, 1997.
• Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Академический проект, 2003.
• Румянцева Е.Е. Мировая экономическая наука в лицах. - М.: ИНФРА-М, 2010.
• Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: Контроллинг^ 991.
• Уорнер М. Классики менеджмента. Энциклопедия. - СПб.: Питер, 2002.
• Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992.
Выпуск 2011 г
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
СТИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
ключевые слова: стиль управления, тип темперамента, эффективность управления, информационный процесс, управление производством
• Эффективность управления предприятием или его подразделением зависит не только :т уровня квалификации руководителя, но и стиля его работы, психологического склада его характера
' Кадровые службы при подборе руководителя на конкретную должность должны учитывать как стиль руководства, предпочитаемый претендентом на вакантное место, так и тип его темперамента
• Работа с управленческим персоналом должна опираться на тщательно разработанную научно-методическую базу, в основе которой лежит концепция постоянного наращивания управленческого персонала
Эффективность управления как отдельным подразделением, так и предприятием в целом определяется не только уровнем квалификации руководителей, обусловленным главным образом их потенциальными возможностями, но и стилем управления. В специальной литературе выделяют три основных стиля управления.
СТИЛЬ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
Автократический стиль - это жесткий стиль управления. Руководители, как правило, обладают большой властью и навязывают подчиненным свою волю, изначально полагая, что люди не всегда стремятся к интенсивному труду, всячески избегают ответственности, пред-
почитая, чтобы ими руководили. Кроме того, подчиненные нуждаются в социальной защищенности, поэтому они достаточно безболезненно воспринимают жесткие меры принуждения к работе. При данном стиле руководства автократ максимально стремится к централизации управления и практически не оставляет свободы действий своим подчиненным. Он принимает единоличные решения без советов с подчиненными и направляет решения по нисходящей вертикали. К преимуществам стиля относятся: малые затраты времени на подготовку и принятие решений, поскольку никакого обсуждения на этапе их подготовки не происходит;
достаточно высокая точность и быстрота исполнения решений вследствие жесткого контроля (прессинга) со стороны руководителя и его контролирующего аппарата;
возможность быстрого воздействия (реагирования) на поведение объекта управления, что играет важную роль в условиях быстро изменяющейся внешней обстановки.
К недостаткам стиля относятся: высокая вероятность ошибочных решений из-за неучета мнений подчиненных и других издержек информационного и временного порядка; речь идет, например, о несовершенстве информационной базы в количественном и качественном аспектах и недостатке времени на обработку информации; нельзя не учитывать влияния на ошибочность решений и субъективизма самого руководителя;
большие затраты на аппарат, контролирующий исполнение решения;
широкое распространение фрустрации, под которой понимается сознательный уход подчиненных от принятия решений даже по тем вопросам, по которым руководитель-автократ предоставляет им право действовать самостоятельно.
Область применения автократического стиля:
в кризисных ситуациях (аварии, стихийные бедствия, внезапные быстрые изменения во внешнем окружении предприятия); в указанных ситуациях промедление с принятием решения может принести несравненно больший ущерб, чем возможность принятия нелучшего решения;
в слабоорганизованных объектах управления, находящихся в таком состоянии в течение достаточно длительного периода; автократизм здесь достаточно эффективен до момента приобретения объектом управления организационной стройности, дальнейшее же использование автократического стиля может привести к напряженности во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, проявляющейся в том числе и в фрустрации.
Демократический стиль - предоставление подчиненным больших прав в области разработки и принятия решений. Причем по целому ряду решений, не определяющих стратегический курс предприятия, подчиненные имеют полное право действовать самостоятельно. Руководитель исходит из принципа наиболее глубокого разделения труда в управлении как по функциональному, так и по квалификационному признакам. Но при этом важно подчеркнуть, что, если руководитель считает позицию подчиненных ошибочной, он должен принять единоличное решение по автократическому образцу. Это диктуется принципом единоличной ответственности руководителя за результаты деятельности объекта управления. К преимуществам стиля относятся: меньшая (по сравнению с авторитарным стилем) вероятность принятия ошибочных решений, так как они разрабатываются коллегиально;
большая удовлетворенность подчиненных своим трудом, а следовательно, и большая эффективность деятельности;
меньшие затраты на контроль исполнения принятых решений, поскольку подчиненные, принимая участие в разработке решений, заинтересованы в их реализации.
Недостаток демократического стиля - большие затраты времени на подготовку и принятие решения.
Области применения демократического стиля:
достаточно развитые в квалификационно-интеллектуальном аспекте коллективы с высоким уровнем организованности;
стабильный процесс производства, подвергаемый лишь локальным изменениям, не изменяющим его основного содержания;
относительно слабое влияние на объект управления изменений, происходящих во внешнем окружении (внешней среде).
Либеральный стиль - предоставление подчиненным очень широких прав в подготовке, принятии и исполнении решений, причем иногда не только оперативно-технического, но и перспективно-стратегического характера. К преимуществам стиля относятся: возможность полного раскрытия подчиненными своих потенциальных способностей во всех областях, непосредственно связанных с деятельностью объекта управления;
очень высокая степень удовлетворенности подчиненных своим трудом;
весьма низкие затраты на контроль деятельности подчиненных.
К недостаткам стиля относятся: очень высокая вероятность возникновения в объекте управления де- зинтеграционных тенденций, если отсутствует или слабо сконструирована общая объединяющая концепция;
реальная возможность снижения производственных показателей и распада коллектива, если исчезают или отсутствуют факторы, способствующие применению данного стиля.
Области применения либерального стиля:
высокоразвитые в квалификационно-интеллектуальном и организационно-культурном отношении коллективы с высокой степенью разделения труда практически одинаковой сложности в квалификационном аспекте; обычно это научно-исследовательские или опытно-конструкторские организации, в которых ученые или разработчики узко специализированы в исполнении какой-либо части общего проекта или общей научной темы; при этом роль руководителя сводится к координации деятельности групп сотрудников в процессе достижения общей цели и контролю за тем, чтобы отдельные группы не отставали от общего темпа работ;
отдельные локальные ситуации в любых коллективах, когда либеральный подход к решению проблемы является наиболее эффективным (например, достаточно мягкое наказание подчиненного, случайно допустившего то или иное упущение в работе).
Отметим, что анализируя стили, следует применять ситуационный подход, подразумевающий оценку сильных и слабых сторон каждого стиля и использования в конкретно сложившейся ситуации того из них, который позволит наиболее эффективно решить конкретную проблему.
ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА
Для более глубокого анализа стратегии поведения руководителя наряду со стилями управления необходимо
учитывать также психологическую характеристику основных классических типов темперамента [1, с. 23].
Сангвиник, обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, высокий темп речи, немедленное включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, скоро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на дру<