Тема 2.15. РОЛЕВАЯ игра «Идентификация товара» (ПЗ)
ПРОСПЕКТ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
В отличие от традиционных методов обучения применение деловых игр способствует активизации «добывания знаний» студентами, «приводят» участников игры к самостоятельным выводам и предоставляет возможностьувидетьвоздействие его решений на будущие события.
Цель и задачи ролевой игры для формирования профессиональной компетенции
Цель ролевой игры- закрепить теоретические знания по идентификации товаров, прошедших процедуры подтверждения соответствия, по маркировке, научить критическому анализу и привить практические навыки принятия эффективных самостоятельных решений с учетом требований нормативныхправовых актов в области идентификации товаров, подтверждения соответствия и таможенного дела.
Задачи:
- активное закрепление комплекса знаний о порядке и правилах идентификации товаров по маркировке, в т.ч. при обязательных и добровольных формах подтверждения соответствия;
- выявление рисков фальсификации и недостоверной маркировки;
- демонстрация умений работы с нормативными правовыми актами и техническими документами, регламентирующими требования к маркировке товаров;
- способствовать развитию творческой инициативы и повышению эффективности подготовки студентов к будущей самостоятельной работе и выполнению профессиональных обязанностей.
Производственный фон игры и состав участников
В процессе ролевой игры моделируются процессы оценки достоверности маркировкина упаковке конкретного товара. Деловая игра может проводиться в виде конкурса двух-трех и более команд (в зависимости от числа участников), в каждой из которых один или несколько членов группы выбираются на роль: «Участник ВЭД», «Должностное лицо таможенного органа», «Эксперт органа по сертификации» и другие.
Конфликт в игре обусловлен возможными различиями интересов и компетентностизаявителей, представляющих товары (упаковки, этикетки и т.п.) для прохождения процедур подтверждения соответствия и органов по сертификации, а также таможенными органами, уполномоченными контролировать соблюдение правил ввоза продукции и товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия.
Всестороннее коллективное обсуждение ситуационного учебного материала участниками ролевой игры позволит добиться правильного комплексного представления ими профессионально значимых процессов.
Подготовка к ролевой игре
Исходная информация, необходимая для проведения ролевой игры может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше заблаговременно(за 1-2 недели) до начала ролевой игры,чтобы не тратить оперативное время на ознакомление с информацией, главный модератор ролевой игры (преподаватель) выдает модераторам конкурсных команд студентов групповые и/или индивидуальные задания на деловую игру для проведения теоретического (и/или практического тура), например:
- ознакомиться с основными документами, регламентирующими требования к классификации, наименованиям и маркировке товаров;
- ознакомиться с изображениямизнаков соответствия различных государств, в т.ч. ЕСи государств-участников Таможенного союза;
- повторить изученный ранее (и/или изучить) материал обособенностях информации о подтверждения соответствия отдельных групп однородной продукции, пересекающих таможенную границу государств;
- проанализировать проблемы идентификации однородных групп товаров по информации на упаковке и сформулировать пути их решения в международной торговле.
К началу ролевой игры подготавливаются необходимые материалы и средства и назначаются ответственные (табл. 73). Предпочтительно наличие в электронном виде портфолио ролевой игры, включающего учебно-методические указания,ситуационные задания, тесты, необходимые нормативные правовые акты, формы документов, фильмы, презентации и другие материалы. Рекомендуется иметь экземпляры (копии) основных составляющих портфолио и/или на бумажных носителях.
Таблица 73
Материалы и средства для ролевой игры
(по количеству команд-участников)
№ | Наименование |
1. | Мультимедийный комплекс |
2. | Компьютеры (предпочтительно с принтером и выходом в Интернет) |
3. | Таможенный кодекс |
4. | ТН ВЭД ТС |
5. | ОКП |
6. | Комплекты нормативных правовых актов: технические регламенты и/или ГОСТ, ГОСТ Р, ИСО, Правила сертификации и др. |
7. | Комплекты перечней, номенклатур, списков товаров, подлежащих обязательной сертификации и декларированию соответствия |
8. | Комплекты копий документов (и/или образцов), подтверждающих соответствие товаров техническому регламенту, стандартам, безопасности продукции в ветеринарном, санитарно-эпидемиологическом, фитосанитарном отношении и другие документы. |
9. | Комплекты копий документов органов по сертификации (и/или бланков): заявка, решение по заявке, договора и т.п., а также испытательных лабораторий: протокол испытаний. |
10. | Комплекты копий документов таможенных органов, регулирующих ввоз товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. |
11. | Учебные пособия: «Подтверждение соответствия товаров: безопасность и качество» и другие издания. |
12. | Учебно-методические указания по самостоятельной работе и проведению лабораторных и практических занятий (извлечения: деловая игра «Идентификация товара» |
13. | Условные макеты объектов подтверждения соответствия, канцелярские принадлежности. |
14. | Бланки оценочных документов для практического тура каждой команды. |
15. | Таблички, обозначающие роли участников ролевой игры. |
СЦЕНАРИЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ