Основы общей экономической теории

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Рекомендовано Ученым советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебно-методического пособия для студентов факультета вечернего и заочного обучения, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

Оренбург

ИПК ГОУ ОГУ

ББК 65.01я7

УДК 330.1(07)

З-93

Рецензент кандидат экономических наук, доцент О.И. Федорова

З-93
Зуева, Е.Г.

Экономическая теория: учебно-методическое пособие / Е.Г. Зуева, Т.В. Шаферстова, Н.П. Щепачева; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2010. - 286 с.

ISBN

В учебно-методическом пособии представлены общие методические рекомендации по изучению курса «Экономическая теория», лекционный курс, состоящий из трех разделов, вопросы к аттестации, методические указания и задания к выполнению контрольных работ, а также словарь терминов.

Учебно-методическое пособие предназначено для изучения дисциплины «Экономическая теория» студентами факультета вечернего и заочного обучения по специальности: 080502 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям).

З 0601000000

ББК 65.01 7 3-93

УДК 330.1(07)

ISBN

© Зуева Е.Г., 2010

© Шаферстова Т.В., 2010

© Щепачева Н.П., 2010

© ГОУ ОГУ, 2010

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
1 Общие методические рекомендации по изучению курса «Экономическая теория» ………......................................................................................................  
2 Лекционный курс …………………………………………………..…………
2.1 Основы общей экономической теории……………………………..……...
2.1.1 Лекция 1. Предмет экономической теории как науки…………..………
2.1.2 Лекция 2. Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия…………………………………………….....  
2.1.3 Лекция 3. Экономические системы и проблема собственности……….
2.1.4 Лекция 4 Формы общественного производства………………………....
2.1.5 Лекция5. Деньги и их эволюция………………………………………….
2.2 Теоретические основы микроэкономики ……………………………….....
2.2.1 Лекция 6. Функционирование конкурентного рынка…………………...
2.2.2 Лекция 7. Основы теории потребительского поведения………………..
2.2.3 Лекция 8. Основы теории производства…………………………………
2.2.4 Лекция 9. Рынки факторов производства. Рынок труда. Человеческий капитал и инвестиции………………………………………………………..…  
2.2.5 Лекция 10. Особенности функционирования рынка земли…………….
2.2.6 Лекция 11.Рынок капитала…………………..…………………………..
2.2.7 Лекция 12. Кругооборот инвестиционных ресурсов предприятия. Основные и оборотные фонды……………………………………………...…  
2.2.8 Лекция 13. Распределение доходов и социальные проблемы экономики. Социальная политика государства………………………….…....  
2.3 Теоретические основы макроэкономики …………………………..……...
2.3.1 Лекция 14. Общая характеристика макроэкономики. Национальное счетоводство…………………………………………………………….……….  
2.3.2 Лекция 15. Макроэкономическое равновесие, его модели……………..
   
2.3.3 Лекция 16. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности…………………………………………………………………..  
2.3.4 Лекция 17. Циклическое развитие экономики. Экономический рост………………………………………………………………………….……  
2.3.5 Лекция 18. Финансовая система и финансовая политика……..………..
2.3.6 Лекция 19. Кредитно-денежная (монетарная) политика: содержание, инструменты……………………………………………………………….……  
2.3.7 Лекция 20. Международные аспекты экономической теории……..…..
3 Вопросы к аттестации …………………………………………………….….
4 Методические указания и задания к выполнению контрольных работ .…
5 Словарь терминов ………………………………………..…………………..
Список использованных источников ……………………………………..…...
Приложения ……………………………………………………………..………

Введение

Экономическая теория входит в цикл общепрофессиональных дисциплин в структуре Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов 080502 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям), обучающихся на заочной форме обучения.

Основная цель – организация самостоятельной работы, как основной формы учебной деятельности студента-заочника. Исходя из этой цели, использование данного пособия призвано решить следующие задачи:

- освоение программного материала дисциплины «Экономическая теория» на основе краткого лекционного курса;

- совершенствование полученных знаний путем работы над вопросами для самоконтроля и привлечения с этой целью других рекомендуемых источников;

- выработка навыка использования усвоенного материала посредством выполнения заданий контрольных работ;

- подготовка к экзамену как итоговой форме контроля по дисциплине «Экономика».

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Экономическая теория» и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по 080502 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям).

Программа данной дисциплины предполагает следующее распределение часов, отводимых на изучение экономики (таблица 1)

Таблица 1 – Примерный тематический план учебной дисциплины «Экономическая теория»

В часах

Наименование разделов и тем Всего Лекции Практ. занятия Самост. раб.  
 
 
Раздел 1 Основы общей экономической теории  
Тема 1.1 Предмет экономической науки. Введение в экономическую теорию -    
Тема 1.2 Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия      
Тема 1.3 Экономические системы и проблема собственности - -  
Тема 1.4 Формы общественного производства -  
Тема 1.5 Деньги и их эволюция - -  
Раздел 2 Теоретические основы микроэкономики  
Тема 2.1 Функционирование конкурентного рынка  
Тема 2.2 Основы теории потребительского поведения - -  
Тема 2.3 Основы теории производства  
Тема 2.4 Рынки факторов производства. Рынок труда. Человеческий капитал и инвестиции   -    
Тема 2.5 Особенности функционирования рынка земли -  
Тема 2.6 Рынок капитала - -  
Тема 2.7 Кругооборот инвестиционных ресурсов предприятия. Основные и оборотные фонды     -      
Тема 2.8 Распределение доходов и социальные проблемы экономики. Социальная политика государств.     -   -    
Раздел 3 Теоретические основы макроэкономики  
Тема 3.1 Общая характеристика макроэкономики. Национальное счетоводство       -    
           
Продолжение таблицы 1          
 
Тема 3.2 Макроэкономическое равновесие, его модели -  
Тема 3.3 Инфляция как форма макроэкономической нестабильности -  
Тема 3.4 Циклическое развитие экономики. Экономический рост - -  
Тема 3.5 Финансовая система и финансовая политика -  
Тема 3.6 Кредитно-денежная (монетарная) политика: содержание, инструменты.   -    
Тема 3.7 Международные аспекты экономической теории - -  
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ  

Применение настоящего учебно-методического пособия поможет в реализации данного плана и получении эффективных результатов.

1 Общие методические рекомендации по изучению курса «Экономическая теория»

Структура данного пособия включает:

- краткий лекционный курс по основным разделам дисциплины «Экономическая теория»: общая экономическая теория, теоретические основы микроэкономики, теоретические основы макроэкономики;

- перечень вопросов к аттестации;

- словарь терминов;

- список рекомендуемой литературы.

Изложение лекционного материала содержит:

- тему лекции;

- вопросы, рассматриваемые в теме;

- текст лекции по теме;

- вопросы для самоконтроля.

При работе с лекционным материалом студенты должны внимательно прочитать название темы и перечень освещаемых вопросов. В процессе чтения лекции необходимо попытаться определить их границы. Если в тексте встречаются экономические категории, смысл которых не ясен, следует обратиться к словарю терминов. Желательно текст лекции прочитать не менее двух раз. После этого можно приступить к работе над вопросами для самоконтроля. Ответы на них должны быть даны подробные, что достигается путем привлечения других источников из списка рекомендуемой литературы.

Перечень вопросов к аттестации является примерным и может варьироваться преподавателем в соответствии с возможными изменениями в учебный план и программу дисциплины. Проработка этих вопросов может включать:

- составление краткого алгоритма ответа на основе лекционного материала и других рекомендуемых источников;

- определение содержания основных экономических категорий по проблеме вопроса;

- нахождение примеров из реальной экономической действительности, иллюстрирующих рассматриваемую проблему.

После выполнения вышеописанных рекомендаций студентам будет нетрудно сдать экзамен по дисциплине «Экономическая теория».

Лекционный курс

Рисунок 4 - Виды потребления

Когда продукты потребляют, их «разрушают». Значит, их необходимо вновь и вновь производить, то есть воспроизводить.

Воспроизводство – это повторение процесса производства. Различают простое и расширенное воспроизводство. Под простым понимается повторение производства в прежних масштабах. Под расширенным – возобновление во все увеличивающихся размерах.

Все четыре стадии движения общественного продукта тесно связаны между собой и образуют общественное производство.

Конечной целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества.

Потребность – это объективная нужда в чем-либо, необходимом для обеспечения жизнедеятельности человека, развития его личности.

Неопределенное чувство нехватки чего-то конкретизируется, когда человек принимает решение в пользу определенного товара. С экономической точки зрения значение имеет только та часть овеществления потребностей, которая направлена на определенные товары и может быть удовлетворена в рамках соответствующих технических и экономических отношений. Например, при прогулке по городу возникает чувство жажды (это - неопределенное желание). Оно конкретизируется в нужде в чае, кофе, лимонаде и т.д. Поэтому потребностями называют сумму конкретизированных желаний. Они имеют покупательную силу.

К человеческим потребностям относится также стремление к любви и безопасности, к уважению и самореализации. Эти потребности не рассматриваются в экономической теории, так как их нельзя удовлетворить с помощью товаров и услуг.

В экономической науке существуют различные критерии классификации потребностей, но поскольку речь идет об экономическом субъекте (человеке в хозяйственной деятельности), то его личные потребности подразделяются на:

1) потребности воспроизводства рабочей силы – они отражают условия производительной деятельности человека. Например, потребности в пище, одежде, жилище, транспорте, сохранении здоровья, повышении профессионального образования, информации и др. От полноты удовлетворения этих потребностей зависит эффективность труда работника, его настроение, так как стремление полнее удовлетворить свои потребности побуждает человека постоянно и качественно трудиться, повышать свою квалификацию;

2) потребности всестороннего развития личности – отражают все условия жизнедеятельности человека в обществе, так как его положение в обществе не ограничивается производственной деятельностью. Это потребности в физическом и духовном совершенствовании, в творческой деятельности, в культурном и эстетическом воспитании и др. Удовлетворение этих потребностей предполагает потребление особых благ и услуг, таких как музыкальные инструменты; изучение художественной литературы, правил хорошего тона; занятия спортом, музыкой, живописью.

Классификация потребностей включает в себя и другие критерии деления потребностей:

· абсолютные и относительные;

· высшие и низшие;

· неотложные и могущие быть отложенными;

· прямые и косвенные;

· настоящие и будущие;

· первичные (низшие) и вторичные (высшие);

· индивидуальные, групповые, коллективные, общественные (по носителю потребности);

· материальные, духовные, этические и эстетические (по объекту);

· труда, общения, отдыха (по сферам деятельности).

Но такое деление сугубо индивидуально для каждого человека: для некоторых чтение – первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или пище (частично). Поэтому классификации потребностей носят относительный характер.

Потребности не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Потребности изменяются как количественно, так и качественно. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, моды и рекламы. В результате скрытые (латентные) потребности становятся осознанными и поэтому открытыми. Это превращение является движущей силой экономического процесса и причиной структурных изменений всей экономики. Примером этого могут служить:

· Основы общей экономической теории - student2.ru изобретения: паровой машины, телефона, телевидения, компьютеров, микропроцессоров;

· изменения моды;

· появление новых видов отдыха (серфинг, велосипедный туризм, экстремальные приключения и т.п.)

Таким образом, потребности являются побудительным мотивом экономической деятельности. Они могут изменяться под внешним воздействием.

Развитие и формирование потребностей человека – это процесс объективный, поскольку определяется действием всеобщего экономического закона возвышения потребностей: каждая удовлетворенная потребность рождает новые, более высокого порядка. Следовательно, потребности общества безграничны, полностью неутолимы.

Государство в определенной степени воздействует на процесс формирования потребностей через свою социально-экономическую политику (обязательное бесплатное образование, специальное высшее образование, страховая медицина, пропаганда здорового образа жизни, рациональное питание, контроль качества товаров и услуг и т.д.).

Средствами удовлетворения потребностей являются блага. Различают:

· неэкономические блага (имеются в неограниченном количестве);

· экономические блага (имеются в ограниченном количестве).

В экономической теории изучаются экономические блага, требующие производства. Классификация экономических благ приведена в схеме (Рисунок 5).

Материальной основой любого производства являются ресурсы, которыми общество располагает в данный момент. Под ресурсами производства принято понимать совокупность ценностей, которые могут быть направлены на производство материальных и нематериальных благ.

Основы общей экономической теории - student2.ru

Рисунок 5 - Виды экономических благ

В экономической теории ресурсы делят на четыре группы:

1) природные, то есть естественные силы и вещества природы, которые в свою очередь могут быть: возобновляемые и невозобновляемые, исчерпаемые и неисчерпаемые;

2) материальные, то есть средства производства, созданные человеком и сами являющиеся результатом производства;

3) трудовые, или так называемая «совокупная рабочая сила» – население в трудоспособном возрасте;

4) финансовые, то есть средства, которые могут быть реально выделены на организацию производства.

От понятия «ресурсы производства» следует отличать понятие «факторы производства». Если ресурсы представляют собой потенциалпроизводства, то есть могут быть вовлечены в него, то факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.

В современной экономической теории принято выделять следующие факторы производства:

1) «Земля», как фактор производства имеет троякое значение:

В широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы.

· В ряде отраслей: аграрной, добывающей, рыбной – земля есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и предметом труда, и средством труда

· В пределах всей экономики земля может выступать как объект собственности.

2) «Капиталом» называются материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства.

3) «Труд» – это та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (экономически активное население). Фактор “труд” включает и предпринимательство.

Два дополнительных фактора производства:

· Предпринимательство. В Западной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность рассматривают, как самостоятельный фактор производства.

· Информация. “Кто владеет информацией, тот владеет миром”.

Производство всегда реализует решения его участников о том, «что» и «как» производить. Однако эти решения ограничены производственными возможностями, которыми располагает производитель (индивид, группа, общество). В свою очередь, подобные ограничения носят двойственный характер – «технологический» (величина и состав факторов производства) и «экономический» (степень доходности от реализации результата производства).

Каждый из нас ограничен в своих физических, интеллектуальных и временных возможностях. Ограничено и все общество, ибо его природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы имеют количественные и качественные пределы.

Ограниченность производственных ресурсов по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются невоспроизводимые природные ресурсы, потребление не дает новые импульсы для развития производства новых товаров и услуг. Качественные характеристики последних меняются, что вызывает рост потребностей в потребительских товарах и инвестициях.

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.

Под абсолютной ограниченностьюпонимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но для удовлетворения каких-то, выбранных, определенных потребностей ресурсов достаточно. Это и есть относительная ограниченность ресурсов.

Итак, при попытке одновременного удовлетворениявсех потребностей мы наталкиваемся на абсолютнуюограниченность ресурсов, - но если сузить круг потребностей, то ограниченность ресурсов становится относительной, поскольку для ограниченного круга потребностей ресурсов относительно достаточно. Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная – для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению.

Но выбор – всего лишь волевой акт. Необходима еще материальная сила, которая смогла бы реализовать, осуществить этот выбор. Такой материальной силой является особая сфера деятельности людей – производство.

Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство – в экономику.

Выбор становится необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов.

Сутьпроблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства.

Выбор осуществляется между экономическими (наилучшими сочетаниями результата и затрат) вариантами использования ресурсов. Ведь каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей. Разной может быть и технология его использования. Найти наилучший (оптимальный) вариант применения ресурса из всех возможных – в этом смысл выбора как экономической проблемы.

Оптимальный выбор предполагает такой вариант производства, который обеспечит максимум результата при минимуме затрат.

В экономике действуют три субъекта:

· потребители (в рыночной экономике – покупатели),

· производители (продавцы),

· общество (государство).

Для каждого оптимальный экономический результат свой:

· для покупателей – рост количества и качества удовлетворенных потребностей,

· для продавцов – прирост прибыли,

· для государства – степень удовлетворения общественных потребностей (охрана окружающей среды, поддержка нетрудоспособных, пособия безработным и малоимущим, экономический рост и т.д.).

Исходя из соотношения затрат и результатов, экономический субъект осуществляет главный выбор – между текущим и будущим потреблением (расходами и сбережениями).

Экономический аспект проблемы выбора заключается в выяснении: какой вариант использования ограниченных ресурсов обеспечит максимум доходности?

Экономической науке удалось разработать модель, представляющую выбор именно как экономическую проблему. Эта модель получила известность как «кривая производственных возможностей». Модель носит фундаментальный характер и лежит в основе всех других экономических моделей и выводов.

Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, то есть приносить некую жертву, чтобы получить желаемый результат.

То от чего мы отказываемся, называетсявменёнными (скрытыми) издержкамидостижения выбранного обществом результата.

Если экономические ресурсы используются для строительства жилых домов, то их денежную стоимость составляют расходы на землю, материалы и рабочую силу. Вменёнными издержками будут больницы, школы, библиотеки или офисы, которые могли бы быть построены за счет тех же ресурсов. Общество может абсолютно все ресурсы направить на строительство жилых домов, а может снизить объем этого строительства с тем, чтобы строить также больницы и школы. Таким образом, объемы строительства жилых домов, больниц и других зданий не только альтернативны, но и взаимодополняемы. Значения альтернативных возможностей приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Производственные возможности общества

Варианты производства Строительство жилых домов Строительство больниц, школ и т.д.
А
В
С
D
E
F

Цифры таблицы можно проиллюстрировать графически, где по горизонтали отмечено количество больниц, школ и т.д., а по вертикали – количество жилых домов. Зафиксировав цифры на графике и соединив их, получаем кривую производственных возможностей, или трансформации (А B C D E F).

Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике, в данном случае – между строительством жилых домов и больниц и т.д. путём перераспределения ресурсов.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализующая потенциал, не

Основы общей экономической теории - student2.ru Жилые дома

Основы общей экономической теории - student2.ru Основы общей экономической теории - student2.ru 15 А

В

Основы общей экономической теории - student2.ru C

D

Е

F

0 5 Больницы, школы

Рисунок 6 - График границы производственных возможностей общества

График границы производственных возможностей общества может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. На этой зависимости формулируется основной технологический закон возрастающих вмененных издержек: чем больше общество желает произвести одного вида товара, тем больше оно должно отказаться от производства другого. Функционирование экономической системы на границе своих производственных возможностей (точки A, B, C, D, E, F) свидетельствует о ее эффективности. Следовательно, выбор оптимального решения ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек данной кривой.

Таким образом, проблема выбора отражается постановкой трех основных вопросов экономики:

- что производить? - Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе в определенный период времени?

- как производить? - При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

- для кого производить? – Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Приведенная модель абстрактна. В каждый момент времени страна обладает ограниченными возможностями и не может вырваться за пределы своей кривой трансформации. Но переход с низкого уровня производственных возможностей на более высокий возможен. Он может осуществляться в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности.

Общество всегда должно выбирать между накоплением (капиталовложениями) и потреблением. Если на какое – то время отказаться от расширения текущего потребления различных благ и услуг (имеется в виду личное, а не производственное потребление) и увеличить размеры накопления (строительство новых заводов и фабрик), то можно через несколько лет перейти на более высокий уровень производственных возможностей.

Вопросы для самоконтроля

1 Дайте определение труда, назовите его простые моменты, приведите примеры.

2 Назовите стадии движения общественного продукта. Что такое общественное воспроизводство?

3 Что такое экономическая потребность? Какие обстоятельства влияют на формирование потребностей? По каким признакам их можно классифицировать?

4 Какими свойствами обладает экономическое благо?

5 Какие классификации факторов производства знаете?

6 Что понимается под ограниченностью ресурсов? В чем сущность проблемы выбора?

7 Дайте определение альтернативной стоимости. Сформулируйте закон возрастающих вмененных издержек. Когда он не действует?

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 1.

2 Маркс, К. Капитал. В 3 ч. Ч. 1. Капитал / К. Маркс. - М.: Изд-во политической литературы, 1983, отд. 3, гл. 5, п. 1.

3 Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА – М, 2002. – Гл. 2.

4 Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004. – Гл. 2.

2.1.3 Лекция 3. Экономические системы и проблема собственности

1 Понятие и содержание экономической системы.

2 Классификация экономических систем.

3 Собственность как основа экономической системы: содержание и роль в хозяйственной деятельности. Правовые и экономические аспекты собственности.

4 Субъекты и объекты собственности. Формы собственности. Проблема развития многообразных форм собственности на современном этапе.

В современной экономической теории для того, чтобы определить главные черты экономики используется понятие «экономическая система».

Экономическая система – это форма организации экономики, особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ, хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) производственных ресурсов.

Экономическая система (греч. sistema – целое, составленное из частей) – единая совокупность множества хозяйственных отношений. Она обладает рядом характерных свойств: имеет внутреннее единство и целостность всех ее составных частей. Это означает, что каждое свойство и элемент системы зависят от их места и функций внутри целого.

Хозяйственные системы имеют разные взаимосвязи с окружающей их средой, поэтому различают закрытые и открытые системы. Обычно экономические системы имеют сложную структуру, в которой отдельные ее звенья соподчиняются целому (в качестве подсистем).

Причиной существования экономической системы является так называемый универсальный закон относительной ограниченности ресурсов. Универсальность, то есть всеобщность, этого закона состоит в том, что он действует во всех формациях и будет действовать всегда, как бы ни был велик прогресс производства.

Ни одна экономическая система без таких экономических институтов, как собственность, денежная система, рабочие организации, правительственные органы, корпорации, налоги, деньги, доход, профсоюз, планирование, производство прибыли существовать не может, поскольку каждый из них является ее элементом. Все они определенным образом связаны между собой.

Любая экономическая система состоит из ряда обязательных звеньев или общих элементов (таблица 4).

1) Производительные силы (категория марксистской теории) – это система личностных субъективных и материально-вещественных объективных факторов общественного производства; это совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящих средства производства в действие. Производительные силы образуют ведущую сторону общественного производства. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют (согласно марксизму) определенные производственные отношения, выступающие в качестве социально-экономической формы их движения. Сложившуюся в данный отрезок времени систему производительных сил и технологических отношений называют «технологическим способом производства».

2) В процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, социальные, этические отношения, которые отражают системные взаимосвязи общества. Экономические отношения включают отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Г.В. Плеханов в экономических отношениях выделял имущественные (или социально-экономические, то есть собственность) и организационно-экономические отношения.

3) Технологические отношения складываются в процессе взаимодействия между человеком и средством труда, человеком и предметом труда, между людьми при осуществлении производственного процесса.

4) Экономический продукт, или то, что производится, создается и используется в экономике, является результатом использования ограниченных ресурсов и взаимодействия производительных сил и производственных (экономических) отношений.

Производственные, или экономические, отношения образуют каркас экономической организации общества, а совместно с производительными силами определяют специфические формы и виды экономических систем.

Таблица 4 – Элементы экономической системы

Производительные силы
Естественные (природные ресурсы, возможности человека и т.д.) Общественные (средства производства, разделение труда и т.д.) Всеобщие (наука, образование, культура и т.д.)
Производственные отношения
Социально-экономические (отношения собственности) Организационно-экономические (обмен опытом, маркетинг, менеджмент и др.)   Технико-экономические
Ресурсы (трудовые, природные, средства производства, научно-технические, образовательные и т.д.) Общественное разделение труда (специализация производства по изготовлению продукции) Процесс труда и его составные части (труд, средства труда, предметы труда)
Производственные возможности (выбор ограниченных ресурсов) Результаты (материально-вещественный продукт, услуги) Эффективность (соотношение результатов и затрат)

В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех структурных элементов. Другие экономисты считают, что сосуществование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, а это ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Современная теория конвергенции строится на тезисе о том, что разные экономические системы в процессе собственного развития и совершенствования, в конечном счете, сольются и создадут новую хозяйственную систему.

В основу классификации систем положены определенные количественные критерии. Среди них выделяются:

· роль (большая или меньшая) государства в экономике;

· степень развития планирования;

· роль рыночных отношений.

Кроме этих критериев, тип экономической системы определяется следующими факторами:

· географическим положением;

· природно-климатическими условиями;

· национальными особенностями.

Классификация экономических систем представлена в таблице (Приложение В).

Новые под

Наши рекомендации