Выполнение заданий по производственной практике (см. в приложении).
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
(педагогическая практика)
(4 курс)
Во время данной практики проводится отбор материала и подготовка к защите курсовой работы по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога», как при выполнении индивидуальных заданий, так и путем изучения различных источников и специальной литературы, имеющейся в данном учреждении. Завершая практику, студент должен уметь решать социально-педагогические и психологические задачи, соответствующие его направлению подготовки.
Производственная практика проводится на 4 курсе (7семестр) в течение 7 1/3 недель на базе социальных учреждений различного типа.
Цель практики: знакомство студентов с основным содержанием работы учреждений и служб социальной и образовательной направленности, с особенностями профессиональной деятельности социальных педагогов и психологов, с различными категориями нуждающихся в социально–педагогической и психологической помощи, и их проблемами.
Общей задачей практики является приобретение практических знаний и опыта работы по направлению подготовки, проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
Специальными задачами социально-педагогической практики являются:
1. Знакомство с содержанием и основными направлениями работы социальных учреждений, нормативно–правовой документацией, проблемами становления этих учреждений и развития их на современном этапе.
2. Знакомство с особенностями организации, структуры, особенностями функционирования и опытом деятельности государственных социальных учреждений.
3. Знакомство с содержанием и технологиями деятельности основных структурных подразделений социальных учреждений.
4. Знакомство с должностными обязанностями сотрудников социальных учреждений.
5. Знакомство студентов с основными категориями нуждающихся, требующих социально–педагогической и психологической помощи.
6. Формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической деятельности.
Обязательными компонентами организации социально-педагогической практики для студентов выступают задания, направленные на:
- формирование конструктивных умений (определять задачи профессиональной деятельности в соответствии с запросом учреждения; планировать и анализировать процесс в организационных аспектах; обоснованно отбирать формы и методы работы; определять их и анализировать результаты работы);
- развитие организаторских умений (умения управлять своим временем, включаться в работу учреждения, организовывать совместную деятельность с клиентами и коллегами и другими участниками);
- совершенствование коммуникативных навыков (уметь использовать разнообразные формы общения, строить деловые и личные отношения со всеми заинтересованными лицами);
- опора на этические основы деятельности социального педагога и психолога (уважение личности, толерантность, соблюдение прав ребенка);
- выполнение исследовательских действий (изучение опыта работы конкретного учреждения и его анализа на соответствие современным требованиям; осуществление сбора материала для курсовой работы).
Важным аспектом прохождения практики для студента-практиканта выступает самоанализ и самоконтроль. Результаты самоконтроля и самоанализа студента, проводимых в ходе социально-педагогической практики, должны быть включены в отчет о результатах прохождения практики.
ДОКУМЕНТЫ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (4 курс)
Успех деятельности студента по приобретению опыта социально-педагогической и психологической работы во время производственной практики во многом зависит от правильности ведения и оформления отчетной документации, которая включает следующие документы.
Индивидуальный отчет о практике. Основным видом отчетности обучающихся является индивидуальный отчёт по практике. Структура индивидуальных отчётов (Приложение 1) включает в себя в обязательном порядке: материалы по выполнению заданий в соответствии с программными требованиями к данному виду практики. Студент оформляет отчет по производственной практике, который включает:
1. Индивидуальный план работы составляется студентом совместно с групповым руководителем в самом начале практики на весь ее период. Индивидуальный план формируется в соответствии с общими программными требованиями к практике, содержанием индивидуального задания (если оно планируется), запросом руководителя практики от организации, в которой проходит практика и утверждается руководителем практики от кафедры. В нем необходимо отразить все виды работ и все мероприятия, которые должен провести практикант, с указанием сроков. Продуманный, правильно составленный индивидуальный план работы позволяет студенту более четко и последовательно организовать свою деятельность.
2. Дневник практики. В период производственной практики студент регулярно ведет дневник практики - важный отчетный документ, который свидетельствует об организации труда практиканта, встречающихся трудностях объективного и субъективного характера, его успехах и неудачах. ВНИМАНИЕ! Дневник заполняется ежедневно. К основным направлениям работы относятся виды деятельности, утвержденные к реализации на практике и запланированные в индивидуальном плане работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЁТ
ПО________________________________________________ ПРАКТИКЕ
(Наименование вида практики)
ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
курс____________ группа ___________
_________________________________________________________
направление подготовки __________________________________________________________
направленность (профиль)
Оренбург 20___
Сведения о месте обучения
Институт/ Факультет _______________________________________________, Кафедра, ответственная за организацию данного вида практики __________________________________________________________________
Наименование ОПОП _______________________________________________
Курс ______________________________________________________________
Группа ____________________________________________________________
Руководитель практики по ОПОП _____________________________________
Индивидуальный руководитель практики от кафедры __________________________________________________________________
Требования к содержанию практики
Тип и вид практики: ________________________________________________ ___________________________________________
Срок практики: с « » 20 г. по « » 20 г.
Продолжительность (в неделях) _______________________________
Основные виды деятельности (этапы, разделы, другое), необходимые к реализации на практике:
Например:
производственная деятельность:
дать не менее______ мероприятий, из них зачетных _____ ;
воспитательная работа: ____________________________________________
исследовательская деятельность: ____________________________________
другое:____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Индивидуальный руководитель
практики от кафедры: __________ / ____________________
подпись И.О. Фамилия
Руководитель практики по ОПОП: ___________ / ___________________
подпись И.О. Фамилия
Заведующий кафедрой: ___________ / __________________
подпись И.О. Фамилия
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ | Наименование работ | Календарные сроки | |
Начало | Окончание | ||
Руководитель практики от организации, ___________/__________
должность_________________________ подпись И.О. Фамилия
Руководитель практики от кафедры: __________ / ___________
подпись И.О. Фамилия
ДНЕВНИК
Дата | Основные направления и формы работы | Содержание работы | Подпись, оценка (по условиям) руководителя практики от организации |
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ
Период практики: с « » ____________ до « » ______________ 20 ____г.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка: ____________________________________________
Руководитель практики от организации, ___________/__________
должность_________________________ подпись И.О. Фамилия
М.П.
6. ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ обучающегося_____________________________________________________
Период практики: с « » ____________ до « » ______________ 20 ____г.
Место прохождения практики:________________________________________
Продолжительность (в неделях): ______________________________________
1. Уровень сформированности компетенций
№ | Компетенции (в соответствии с РП) | Уровень сформированности компетенций | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1. | ПК-16 - способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся | |||
2. | ОПК-5 - готовность организовывать различные виды деятельности: игровую учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую | |||
3. | ПК-27 - Способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей |
2. Выполнение требований к содержанию работы:
соответствует, частично соответствует, не соответствует
3. Выполнение требований к оформлению результатов работы:
соответствует, частично соответствует, не соответствует
4.Выполнение требований к срокам сдачи результатов работы: соответствует, частично соответствует, не соответствует
5. Оценка,
рекомендуемая руководителем практики кафедры_____________________
6. Оценка,
рекомендуемая руководителем практики от организации ________________
7. Замечания:
/к содержанию, срокам сдачи отчетной документации, соблюдению трудовой дисциплины, оформлению результатов (другое) прохождения практики/ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая оценка:__________________________________________________________________
Индивидуальный руководитель
практики от кафедры: _________ / _________________
подпись И.О. Фамилия
Руководитель практики по ОПОП: ___________ / ___________________
подпись И.О. Фамилия
Заведующий кафедрой: ___________ / __________________
подпись И.О. Фамилия
Примечание:
Коды компетенции | Наименование компетенции | Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате прохождения практики) |
ОПК-5 | Готовность организовывать различные виды деятельности: игровую учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую | В результате освоения производственной практики бакалавр должен: Владеть: современными методами и способами организации различных видов деятельности (игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой); навыками реализации программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта; умениями формирования и реализации планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей. |
Уметь: моделировать и организовывать конкретные формы деятельности, учитывая различные виды деятельности (игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую); организовывать социально и личностно значимую деятельность обучающихся с целью формирования у них социокультурного опыта; реализовывать оптимальные психолого-педагогические технологии в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. | ||
Знать: сущность и структуру различных видов деятельности; принципы и особенности организации различных видов деятельности (игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой); основные направления и виды деятельности обучающихся, обеспечивающие расширение у них актуального социокультурного опыта; формы и методы организации социально и личностно значимой деятельности обучающихся разного возраста; основы психологии, психодидактики в контексте организационно-методического сопровождения различных видов деятельности обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. | ||
ПК-16 | Способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся | В результате освоения производственной практики бакалавр должен: Владеть: методами выявления интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающегося; умениями анализа ситуаций жизнедеятельности обучающихся. |
Уметь: определять причины отклонений и возможности их предупреждения и преодоления у обучающихся; осуществлять отбор социально-педагогических и психологических методов изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся; применять методы изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся для выявления их потребностей. | ||
Знать: основные научные представления о сущности отклонений в развитии и поведении; специфику работы с обучающимися с психосоциальными отклонениями в развитии и поведении; методы диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей. | ||
ПК - 27 | Способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей | В результате освоения производственной практики бакалавр должен: Владеть: приемами проектирования и реализации эффективного взаимодействия и развития навыков взаимодействия субъектов образовательной среды; комплексом современных методов, технологий организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей. |
Уметь: эффективно взаимодействовать с субъектами образовательной среды; применять на практике современные методы, технологии организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей. | ||
Знать: виды, формы, особенности, организации психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательной среды; методы и технологии организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей. |
Приложение 2
Образцы рабочей документации для студентов, проходящих практику
в образовательном учреждении
1. Алгоритм заполнения паспорта учреждения (3-5 стр.)
1.Полное наименование социального учреждения……………………………..
………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………
2.Дата создания……………………………………………………………………
3.Дата и место регистрации………………………………………………………
4Учредители……………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………
5.Полный адрес (индекс, адрес, тел.)…………………………………………….
6.Цели деятельности (по уставу, положению)…………………………………..
………………………………………………………………………………………
7. Задачи……………………………………………………………………………
8. Принципы деятельности……………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………..
9.Направления деятельности……………………..………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
10.Основные формы работы (очная, заочная, стационарная, комплексная)
………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
11.Источники финансирования…………………………………………………..
12.Контингент детей………………………………………………………………
13Количество детей……………………………………………………………….
14.Возраст…………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………..
15.Число сотрудников……………………………………………………..из них
–социальных педагогов……………………………………………………….
–социальных работников……………………………………………………..
–психологов……………………………………………………………………
–психиатров……………………………………………………………………
–медиков……………………………………………………………………….
–воспитателей…………………………………………………………………
16.Учреждения, с которыми осуществляется сотрудничество………………..
17.Направления сотрудничества…………………………………………………………
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
(педагогическая практика)
(4 курс)
Во время данной практики проводится отбор материала и подготовка к защите курсовой работы по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога», как при выполнении индивидуальных заданий, так и путем изучения различных источников и специальной литературы, имеющейся в данном учреждении. Завершая практику, студент должен уметь решать социально-педагогические и психологические задачи, соответствующие его направлению подготовки.
Производственная практика проводится на 4 курсе (7семестр) в течение 7 1/3 недель на базе социальных учреждений различного типа.
Цель практики: знакомство студентов с основным содержанием работы учреждений и служб социальной и образовательной направленности, с особенностями профессиональной деятельности социальных педагогов и психологов, с различными категориями нуждающихся в социально–педагогической и психологической помощи, и их проблемами.
Общей задачей практики является приобретение практических знаний и опыта работы по направлению подготовки, проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
Специальными задачами социально-педагогической практики являются:
1. Знакомство с содержанием и основными направлениями работы социальных учреждений, нормативно–правовой документацией, проблемами становления этих учреждений и развития их на современном этапе.
2. Знакомство с особенностями организации, структуры, особенностями функционирования и опытом деятельности государственных социальных учреждений.
3. Знакомство с содержанием и технологиями деятельности основных структурных подразделений социальных учреждений.
4. Знакомство с должностными обязанностями сотрудников социальных учреждений.
5. Знакомство студентов с основными категориями нуждающихся, требующих социально–педагогической и психологической помощи.
6. Формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической деятельности.
Обязательными компонентами организации социально-педагогической практики для студентов выступают задания, направленные на:
- формирование конструктивных умений (определять задачи профессиональной деятельности в соответствии с запросом учреждения; планировать и анализировать процесс в организационных аспектах; обоснованно отбирать формы и методы работы; определять их и анализировать результаты работы);
- развитие организаторских умений (умения управлять своим временем, включаться в работу учреждения, организовывать совместную деятельность с клиентами и коллегами и другими участниками);
- совершенствование коммуникативных навыков (уметь использовать разнообразные формы общения, строить деловые и личные отношения со всеми заинтересованными лицами);
- опора на этические основы деятельности социального педагога и психолога (уважение личности, толерантность, соблюдение прав ребенка);
- выполнение исследовательских действий (изучение опыта работы конкретного учреждения и его анализа на соответствие современным требованиям; осуществление сбора материала для курсовой работы).
Важным аспектом прохождения практики для студента-практиканта выступает самоанализ и самоконтроль. Результаты самоконтроля и самоанализа студента, проводимых в ходе социально-педагогической практики, должны быть включены в отчет о результатах прохождения практики.
ДОКУМЕНТЫ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (4 курс)
Успех деятельности студента по приобретению опыта социально-педагогической и психологической работы во время производственной практики во многом зависит от правильности ведения и оформления отчетной документации, которая включает следующие документы.
Индивидуальный отчет о практике. Основным видом отчетности обучающихся является индивидуальный отчёт по практике. Структура индивидуальных отчётов (Приложение 1) включает в себя в обязательном порядке: материалы по выполнению заданий в соответствии с программными требованиями к данному виду практики. Студент оформляет отчет по производственной практике, который включает:
1. Индивидуальный план работы составляется студентом совместно с групповым руководителем в самом начале практики на весь ее период. Индивидуальный план формируется в соответствии с общими программными требованиями к практике, содержанием индивидуального задания (если оно планируется), запросом руководителя практики от организации, в которой проходит практика и утверждается руководителем практики от кафедры. В нем необходимо отразить все виды работ и все мероприятия, которые должен провести практикант, с указанием сроков. Продуманный, правильно составленный индивидуальный план работы позволяет студенту более четко и последовательно организовать свою деятельность.
2. Дневник практики. В период производственной практики студент регулярно ведет дневник практики - важный отчетный документ, который свидетельствует об организации труда практиканта, встречающихся трудностях объективного и субъективного характера, его успехах и неудачах. ВНИМАНИЕ! Дневник заполняется ежедневно. К основным направлениям работы относятся виды деятельности, утвержденные к реализации на практике и запланированные в индивидуальном плане работы.
Выполнение заданий по производственной практике (см. в приложении).
4. Отзыв руководителя от организации.Отзыв (характеристика) о результатах прохождении практики с печатью учреждения должен отражать качество выполнения обучающимися заданий, предусмотренных программой практики либо индивидуальных заданий, полученных от руководителя практики от организации.
5. Итоговые результаты производственной практики.
Итоговый этап практики. После окончания практики студент в течение недели оформляет отчетные материалы по практике. Оценка по практике (дифференцированный зачет) приравнивается к оценкам (дифференцированный зачет) по теоретическому обучению и учитывается при проведении итогов общей успеваемости обучающихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1