Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности

Цель работы – научить студентов принимать эффективные решения, связанные с мотивацией труда персонала.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Руководителю, чтобы эффективно двигаться к намеченной цели, необходимо координировать работу и заставить персонал выполнять еѐ.

Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Она направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждений за выполненную работу,

использование различных систем оплаты труда.

Мотивация –это процесс побуждения себя и других кдеятельности для достижения личных целей и целей организации.

В той или иной мере человек сталкивался с различными формами мотивации с ранних периодов развития цивилизации. Самым первым из применяемых приѐмов мотивации был «метод кнута и пряника».

С развитием промышленной революции, благодаря, в основном, эффективности, с которой организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем больше управляющие начали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.

Ярким представителем применения в управлении психологических мотивов был Элтон Мэйо. Он приобрѐл себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923–1924 гг. Текучесть рабочей силы на прядильном участке этой фабрики достигла 250 %, тогда как на других участках она составляла 5–6 %. После внимательного изучения ситуации Мэйо определил, что условия труда прядильщика давали мало возможности общения друг с другом и что их труд мало уважаем. С разрешения администрации он в качестве эксперимента установил для прядильщиков два 10-минутных перерыва для отдыха. Текучесть кадров

резко снизилась, улучшилось материальное состояние рабочих, поскольку выработка значительно возросла.

Первым крупным исследованием поведения работника на рабочем месте стала серия экспериментов в Хоторне, которые проводились Мэйо и его сотрудниками в конце 20-х годов ХХ столетия на предприятии «Westemelectric» в г. Хоторн, штат Иллинойс. Главным результатом исследований стал тот факт, что впервые в истории менеджмента заявила о себе «школа человеческих отношений»:

социологи и психологи заинтересовались проблемами производственной деятельности. Исследователи пришли к выводу, что работа – это нечто большее, чем простое зарабатывание средств на жизнь, рабочие коллективы представляют собой социальные единицы, которые могут сдерживать продуктивность рабочего, вырабатывать свои нормы дневной производительности и даже оказывать влияние на то, чтобы вознаграждение рабочему выплачивалось пропорционально количеству и качеству труда. С появлением работ Э. Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу «кнута и пряника» является недостаточной.

Функция мотивации основывается на существующей теории мотивации. В той или иной мере общая теория мотивации изучает потребности, мотивы и связанное с ними вознаграждение.

КОНКРЕТНАЯ СИТУАЦИЯ

Мотивирование работников мясокомбината

Когда три года назад Павел Иванович Корнилов стал директором и

совладельцем приватизированного предприятия «Кемеровский мясокомбинат», оно находилось в хорошем финансовом положении. Комбинат продавал свою продукцию во все близлежащие регионы, а объѐм этих продаж рос на 15–20 % в год. Люди покупали продукцию комбината за еѐ качество. Однако Корнилов вскоре заметил, что работники комбината не уделяют достаточного внимания уровню выполнения своей работы. Они делали крупные ошибки: путали, например, упаковку и наклейки для разных образцов продукции; добавляли в исходную продукцию не те добавки; плохо перемешивали состав колбас и сосисок. Были случаи, когда работники неумышленно портили готовую продукцию средствами для чистки рабочих мест.

В общем, люди делали в течение восьми часов только то, что им было сказано, а затем шли домой.

Для того чтобы повысить мотивированность и обязательства ра-ботников комбината, Корнилов и другие руководители предприятия решили ввести в управление систему участия работников в принятии




решений. Для начала они доверили работникам проверку качества продукции. В результате не высшее руководство определяло «вкус» продукции, а сами работники делали это на своих участках. Такое положение дел вскоре побудило последних к производству продукции более высокого качества. Работников стало интересовать, во сколько их продукция обходится предприятию, что думают покупатели о различных сортах мясных и колбасных изделий.

Одна из бригад даже разработала технологию внедрения на своем участке специальной пластиковой вакуумной упаковки для скоропортящейся продукции. Для этого членам бригады пришлось собрать необходимую информацию, сформулировать проблему, установить рабочие контакты с поставщиками и другими работниками на мясокомбинате, а также провести обследование универсамов и мясных киосков, чтобы узнать о том, как сделать упаковку лучше. Бригада взяла на себя ответственность за определение качества, а впоследствии и за улучшения в производственном процессе. В итоге, все это привело к тому, что среди работников стали появляться жалобы на тех, чей уровень выполнения работы был низким, чье безразличие мешало улучшению работы. Позже жалобы стали распространяться и на

руководящий состав и сопровождались требованиями их переподготовки или увольнения. Было решено, что вместо увольнения они пройдут переподготовку прямо на предприятии с участием всех заинтересованных сторон.

Корнилов совместно с другими высшими руководителями предприятия и представителями рабочих разработали новую систему оплаты, названную «разделѐнное участие в результатах работы мясокомбината». В рамках этой системы фиксированный процент «доналоговой» прибыли делился каждые шесть месяцев между всеми работниками предприятия. Индивидуальное участие в разделѐнной прибыли основывалось на результатах оценки уровня выполнения работы каждым из участников этого процесса. Сама система оценки была разработана и проводилась в жизнь группой работников мясокомбината, представлявших его отдельные подразделения. Так, работники предприятия оценивались: по их вкладу в групповую работу; по тому, как они коммуницируют с членами группы; по их отношению

к групповой работе как таковой; по дисциплине посещения работы и по соблюдению техники безопасности.

Кроме того, группы или бригады были ответственны за отбор, подготовку и оценку своих работников, а если это было необходимо, то и за увольнение своих коллег по работе. Они также принимали решения по графику работы, требуемому бюджету, измерению качества и

обновлению оборудования. Многое, что раньше являлось работой руководителя группы на таком предприятии, теперь стало частью работы каждого члена группы.

П.И. Корнилов считал, что успех его бизнеса определялся следующим:

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru люди хотят быть значимыми. И если это не реализуется, причина – в руководстве;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru люди выполняют работу на том уровне, который соответствует их ожиданиям. Если говорить людям, что вы от них ожидаете, то можно влиять на уровень выполнения ими своей работы и таким образом мотивировать их;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru сами ожидания работников определяются целями, которые они перед собой ставят, и системой вознаграждения;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru любые действия руководства и менеджеров предприятия в значительной мере влияют на формирование у работников ожидания;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru любой работник способен научиться выполнению многих новых разнообразных задач в рамках своей работы;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

результаты деятельности предприятия показывают, кто я такой

и что представляет моя работа. Моя работа заключается в создании условий, при которых наивысший уровень выполнения работы каждым служит как его индивидуальным интересам, так и интересам предприятия в целом.

Вопросы к конкретной ситуации

1. Каким образом и в какой степени мотивационная политика П.И. Корнилова удовлетворяет потребности из иерархии Маслоу?

2. Объясните успех политики использования мотивационной теории ожидания.

3. Желали бы вы работать на Кемеровском мясокомбинате? Обоснуйте свой ответ.

4. Концентрировал ли Корнилов внимание на факторах «здоровья» или на мотивационных факторах Герцберга в своей программе мотивации?

5. Охарактеризуйте существующую на мясокомбинате систему вознаграждения.

6. Возможен ли успех подобной мотивационной программы на предприятиях других отраслей, в том числе отраслей нематериального производства?

ПРАКТИКУЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ Основы мотивации

Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотивов для следующих лиц:

вас лично на работе (в учебной аудитории):

1.

______________________________________________________________

2.

______________________________________________________________

3.

______________________________________________________________

4.

______________________________________________________________

5.

______________________________________________________________

квалифицированного рабочего:

1.

______________________________________________________________

2.

______________________________________________________________

3.

______________________________________________________________

4.

______________________________________________________________

5.

______________________________________________________________

Служащего в конторе

профессионала (врача, юриста, преподавателя):

1.

______________________________________________________________

2.

______________________________________________________________

3.

______________________________________________________________

4.

______________________________________________________________

5.

______________________________________________________________

неквалифицированного работника:

1.

______________________________________________________________

2.

______________________________________________________________

3.

______________________________________________________________

4.

______________________________________________________________

5.

______________________________________________________________

Задание.

Сначала в течение 10–15 мин проделать данное упражнение индивидуально.

В течение 20–30 мин обсудить в группе и достигнуть консенсуса. С преподавателем в течение 15–20 мин обсудить и сформулировать

общую позицию по данному упражнению.

Вывод:проанализировать эффективность различного родамотивов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое мотивация труда и каковы еѐ критерии?

2. В чем различие между индивидуальной и групповой мотивацией?

3. Какие группы работников существуют в зависимости от мотивации и способностей?

4. Как определяются степени личностного воздействия руководителя?

5. Каковы основные правила работы с группой?

6. Что представляет собой иерархия потребностей человека?

7. Что объединяет понятия «мотивация» и «иерархия потребностей»?

Практическая работа 7. Решение ситуационных задач выбора метода управленческого воздействия с учѐтом конкретных ситуаций

Цель работы – научить студентов выбирать методы управленческого воздействия с учѐтом конкретных ситуаций.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Управление производством руководитель осуществляет с помощью

методов и рычагов управления.

Метод применительно к управлению означает приѐм или образдействий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с

помощью рычагов и стимулов.

Рычаг (стимул) управляющего воздействия–это средство,применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель). Например, чтобы повысить производительность труда на производственном участке, нужно внедрить современное оборудование, создать благоприятные условия труда, – это метод, т.е. приѐм, способствующий достижению высокой производительности труда. Но добиться этого можно только с помощью морального и материального стимулирования рабочих, осуществляющих трудовой процесс на данном участке, – в нашем случае это рычаги, позволяющие осуществить намеченную цель.

Успешное решение любой производственно-хозяйственной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения руководителем различных методов управления и стимулов труда.

К таким методам относятся экономические,административные исоциально-психологические методы управления.

Экономические методы –это элементы экономического

механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства. В группу экономических методов управления предприятием включаются методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования, в том числе:

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

внутрифирменное планирование; технико-экономическое обоснование выбора вариантов новой

продукции, техники и технологии; разработку проектов цен (тарифов)

на выпускаемую продукцию;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru финансирование производственно-хозяйственной и социальной деятельности;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru образование и использование фондов экономического стимулирования, премирование за создание и внедрение новой техники, изобретений и рацпредложений;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль соблюдения платѐжной дисциплины;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru эффективное использование капитальных вложений в строительство;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

рациональное использование собственных оборотных средств; использование системы распределения прибыли; использование принципов и методов оценки и стимулирования

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

повышения эффективности труда на каждом рабочем месте;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru применение экономических мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, снабженческо-сбытовые, транспортные и другие организации в целях соблюдения договоров и обязательств по поставкам.

С помощью планирования определяется программа деятельности предприятия (цеха, участка). После утверждения планов они поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое хозрасчѐтное подразделение получает перспективные и текущие планы по определѐнному кругу показателей. Например, мастер

участка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и организует работу коллектива, используя рычаги

и стимулы. При этом важным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые непосредственно влияют на размеры прибыли и валового дохода предприятия.

Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался в результате сокращения издержек производства и реализации выпускаемой продукции. Поэтому в цехах, на участках, в бригадах необходимо применять чѐткую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции, работ и услуг. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы персонала в соответствии с количеством и качеством труда.

При рыночной системе хозяйствования в условиях свободного

рынка и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием радикальной перестройки хозяйственного механизма, создания целостной,

эффективной и гибкой системы управления экономикой.

Организационно-распорядительные (административные) методы основываются на правовом обеспечении управления,основными целями которого являются: правовое регулирование отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и действующими законами.

Основными задачами правового обеспечения являются:

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

применение норм законодательства;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

разработка и утверждение локальных (для данного предприятия) нормативных и ненормативных актов и изменение или отмена устаревших актов;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru применение в соответствии с действующим законодательством юридической ответственности за нарушение законов.

В группу административных методов управления включаются методы регламентирования, нормирования, инструктирования, распорядительных воздействий, в том числе:

отбор и продвижение, расстановка и аттестация кадров; обеспечение внедрения международных, государственных,

отраслевых, республиканских стандартов на продукцию, конструкторскую и технологическую документацию и т.д.;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru разработка и внедрение стандартов предприятия организации и управления производством;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru разработка и ввод в действие положений о подразделениях и должностных лицах;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru пропаганда и организация внедрения передового опыта, изобретений и рацпредложений;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru разработка и ввод в действие технико-экономических нормативов;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru приказы, указания и распоряжения администрации, инструктирование;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

контроль исполнения и т.д.

Таким образом, административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, решают те же задачи, что и экономические методы, но осуществляются в форме организационного и распорядительного

воздействия.

Организационное воздействие направлено на организациюпроцесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то,чем должензаниматься руководитель, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб предприятия и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.

На промышленных предприятиях действуют различные положения об отделах и службах (технических, производственных, экономических, снабженческо-сбытовых, капитального строительства, кадров и т.д.). Например, «Положение об отделе главного конструктора», «Положение

об отделе главного технолога», «Положение об отделе автоматизированной системы управления» относятся к техническим службам; положения, относящиеся к производственным службам, – «Положение о цехе», «Положение о производственном мастере», «Положение о производственной бригаде и бригадире», «Положение о совете производственной бригады» и др.

Положения (акты регламентирования) не могут оставаться не изменѐнными на протяжении длительного периода и требуют регулярного пересмотра и корректировки.

Для того чтобы ответить на вопрос, как выполнить ту или иную функцию управления и обязанность, применяется организацио нное нормирование. На промышленных предприятиях действует большое количество нормативов, в том числе:

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru качественно-технические нормативы (ТУ, стандарты качества, стандартизации и сертификации и др.);

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта);

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные нормативы (размер собственных

оборотных средств, погашение ссуд ЦБ России); календарно-динамические нормативы (длительности циклов,

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

размеры партий запуска-выпуска, величины заделов);

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru стоимостно-калькуляционные нормативы (удельные затраты на единицу продукции материалов, зарплаты, цеховых расходов);

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (плата налогов, отчисления в фонды);

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.);

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок; данные нормативы затрагивают все стороны деятельности предприятия).

Особое значение имеет нормирование информации, так как еѐ поток, объѐмы постоянно возрастают. В условиях функционирования на предприятии автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ, в информационно-вычислительном центре (ИВЦ).

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих на предприятии.

В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно-методического инструктирования относятся:

1) должностные инструкции, устанавливающие права ифункциональные обязанности лиц административно-управленческого и

инженерно-технического персонала всех служб (например, «Должностная инструкция старшего техника-конструктора отдела главного конструктора», «Должностная инструкция старшего мастера (начальника участка)». Инструкция содержит четыре раздела: общие положения; обязанности; права; ответственность;

2) методические указания (рекомендации) описывают выполнениекомплексов работ, связанных между собой и имеющих общие целевые назначения. Предприятия используют отраслевые и региональные методические указания о разработке годового плана экономического и социального развития, бизнес-плана, о применении методов сетевого планирования и управления и т.д.;

3) методические инструкции, которые определяют порядок,методы и формы работы для выполнения отдельной технико -

экономической задачи. Например, методические инструкции для выявления производственной мощности цехов, расчѐта прибыли и убытков, экономической эффективности новой техники, составления плановых калькуляций на новую продукцию;

4) рабочие инструкции, определяющие последовательностьдействий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативной работы с определѐнным функциональным назначением (например, рабочая инструкция о приѐмке поступивших на завод материалов, о работе с документами и др.).

Рассмотренные выше акты организационного нормирования и

организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем предприятия, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, – совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы. Нормативные акты предприятия подлежат обязательной проверке (правовой экспертизе) на соответствие требованиям действующего в настоящее время законодательства.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа,

распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства

и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы, как правило, издаются линейным руководителем предприятия и/или производственной единицы (генеральным директором, директором предприятия).

Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы подразделения, службы предприятия, начальником функциональной службы, линейным руководителем подразделения цеха.

Приказ –это письменное или устное требование руководителярешить определѐнную задачу или выполнить определѐнное задание.

Распоряжение –это письменное или устное требование кподчинѐнным решить отдельные вопросы.

Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть чѐтко организованы на предприятии. С этой целью оно устанавливает единый порядок учѐта, регистрации и контроля выполнения приказов, распоряжений и указаний.

Социально-психологические методы основаны на социологии ипсихологии. Социология – это учение об обществе. Психология изучает психические свойства личности. Психические процессы – это ощущения, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Характер протекания этих процессов определяет личность.

В группу социально-психологических методов управления включаются:

планирование социального развития коллектива;

повышение производственной и творческой активности и инициативы членов коллектива;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

установление в коллективе благоприятного психологического климата;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

использование различных форм коллективного и индивидуального

морального поощрения;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

воспитание группового самосознания коллектива;

сохранение, преумножение и развитие традиций, норм поведения и обычаев предприятия, организации;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

учѐт идивидуально-психологических особенностей членов коллектива в управлении;

Практическая работа 6. Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности - student2.ru

изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности членов коллектива и учѐт их в управлении.

Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность производства и качество труда, следует широко использовать такие методы исследования, как анкетирование, интервьюирование, применение специальных тестов, хронометраж, наблюдения, опросы и т.д.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Внимательно изучить материал о практическом применении тех или иных видов методов управления.

Задание:

1. Разработать конкретную программу применения принципов и методов управления – экономических, административных и социально-психологических в процессе управления производственной бригадой (коллективом) на участке цеха.

2. Оформить свою программу в виде списка или «древа целей». Вывод:по результатам выполнения задания проанализировать

сравнительную эффективность трѐх основных групп методов управления и сделать выводы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислить существующие методы управления

2. Что означает понятие «методы управления»?

3. На что ориентирована направленность методов управления?

4. Что означает термин «содержание методов управления»?

5. Что означает термин «организационная форма методов управления»?

6. В чѐм заключаются экономические методы управления и в каких формах они применяются?

7. Какова суть организационно-распорядительных методов управления?

8. Что такое организационное воздействие?

9. В каких формах применяются методы распорядительного воздействия?

10. Что предполагают социально-психологические методы управления?

11. Назвать социально-психологические факторы, влияющие на эффективность производства и качество труда.


Наши рекомендации