Психологическое изучение учащегося
Задача этой части воспитательной работы – освоение на практике методов психологической диагностики и формирование умений педагогического интерпретирования результатов диагностики. По возможности использовать более широкий набор методов психологической диагностики, в том числе психологические тесты; методы измерения самооценки уровня притязаний и т.д.
Ориентировочная схема психолого-педагогической характеристики учащегося дана в Приложении 6.
Схемы работы практиканта:
а) выбрать учащегося - объекта психологического изучения;
б) изучить личное дело учащегося, провести наблюдения за его поведением, отношением к учебе и к другим учащимся, старшим, изучить его достижения, интересы, круг общения.
в) обосновать и описать использованные методы психологической диагностики в отчете;
г) разработать на основании полученных диагностических материалов рекомендации по развитию интересов способностей учащегося, по развитию и корректированию его поведения и межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, предостережению от применения отдельных методов педагогического воздействия.
Задача: Тренинг и развитие организаторских коммуникативных способностей, педагогической техники.
За время практики студенту необходимо поставить задачи тренировки и развития педагогических способностей. Необходимо чаще вступать в диалогическое общение с учащимися, преподавателями, мастерами производственного обучения, стараться управлять диалогом, своим эмоциональным состоянием, использовать и развивать мимику, пантомимику, технику речи.
Задача: Освоение отдельных методов педагогического воздействия.
Практиканту необходимо целенаправленно использовать и совершенствовать методику убеждений, поощрений, стимулирования и научиться с помощью этих методов воздействовать на поведение и отношение учащихся. Описать опыт использования методов в отчете.
Научно-исследовательская работа студента
В соответствии с тематикой дипломных работ студент должен осуществить (по мере необходимости) сбор необходимого материала. Данное направление работы студентов в ходе педагогической практики включает в себя:
• изучение проблем, над решениями которых работает педагогический коллектив, определение цели и задач методической работы педагогов и результатов работы, индивидуальных планов методической работы преподавателей;
• участие в работе методического объединения (посещение открытых уроков, заседаний методического объединения, выступление на заседании методического объединения, изучение методических разработок, участие в проведении предметных недель и др.);
• участие в работе педагогического совета;
• определение актуальности проблемы, заложенной в основу дипломной работы;
• проведение констатирующего эксперимента по теме дипломного исследования.
Отчет по первой практике
В отчете излагаются содержание и выводы по результатам практики.
· Краткая характеристика учебного заведения (место нахождения, кадровый состав; материальная база; состояние, характеристика учебной группы).
· Индивидуальный план работы практиканта.
· План-график проведения уроков
· Обобщающий анализ посещенных уроков теоретического и производственного обучения.
· Планы и конспекты традиционных уроков теоретического (одного) и производственного (одного) обучения и дидактические разработки к ним.
· Планы и конспекты двух уроков с использованием современных педагогических технологий и дидактические разработки к ним.
· Воспитательная работа:
- Анализ посещенного внеклассного мероприятия;
- Сценарий одного внеклассного мероприятия;
- Психологическая характеристика учащегося и рекомендации;
- Описание опыта использования одного из методов педагогического воздействия для решения проблем развития и воспитания.
· Анализ о проведении опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы (теоретические выводы, описание констатирующего эксперимента).
· Общие выводы и впечатления, рекомендации по организации педагогической практики.
· Приложения.
Вторая педагогическая практика
Цели и задачи практики
Вторая педагогическая практика направлена на системное осмысление и освоение профессионально-педагогической деятельности, на формирование творческого педагогического мышления, исследовательского подхода к педагогическим процессам, на поиск и становление индивидуального стиля деятельности.
Задачи практики предусматривают:
- дальнейшее развитие у студентов организаторских, коммуникативных, технико-технологических, учебно-методических, воспитательных умений, характерных для будущей профессиональной деятельности;
- развитие у студентов исследовательского и творческого подхода к учебно-воспитательному процессу в учебном заведении;
- поиск и становление индивидуального стиля деятельности у будущих педагогов профессионального обучения;
- формирование готовности к выполнению профессиональной деятельности.
Студентам рекомендуется акцентировать внимание на вопросах, планируемых к изучению и разработке в курсовых, а также в выпускной квалификационной работе.
Содержание практики