Первая педагогическая практика
Основной целью первой педагогической практики является формирование у студентов психологической и функциональной готовности к будущей профессионально-педагогической деятельности через поэтапное практическое освоение ее содержания и функций, освоение основных базовых элементов учебно-воспитательной деятельности.
В задачипрактики входят:
- адаптация студентов к условиям будущей профессионально-педагогической деятельности;
- развитие интереса к профессии и формирование педагогического самосознания;
- закрепление, углубление и развитие знаний и умений, полученных по специальным, психолого-педагогическим и другим дисциплинам, формирование умения системного их применения;
- практическое освоение дидактико-методических, организаторских, воспитательных, производственно-технологических функций профессионально-педагогической деятельности;
- формирование педагогического мышления и умений педагогической рефлексии; овладение методом анализа и самоанализа педагогической деятельности;
- формирование умений психологического диагностирования учащихся.
- развитие творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;
- поиск и становление индивидуального стиля педагогической деятельности.
Первая педагогическая практика предполагает овладение студентами основными элементами учебно-воспитательного процесса.
Учебно-методическая работа студента посвящена освоению и апробации различных технологий проведения уроков теоретического и производственного обучения как основных, базовых элементов учебного процесса.
Воспитательная работа студента направлена на овладение отдельными методами воспитательного воздействия и на формирование умений по организации внеклассных, досуговых мероприятий.
Психологический раздел практики предусматривает изучение учащихся учебного заведения системы начального профессионального образования (НПО) с помощью методов психологической диагностики.
Содержание первой педагогической практики
Изучение системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения
Изучение системы работы образовательного учреждения может, проводится по следующим направлениям:
• беседы с директором образовательного учреждения, его заместителями, методистами, учителями.
• изучение документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения: устава, учебного плана, плана работы образовательного учреждения, планов методических объединений (кафедр), действующих инструкций и положений;
• изучение учебно-материальной базы, оборудования учебных мастерских и лабораторий;
• изучение педагогического коллектива и коллектива учащихся.
Посещение и анализ уроков теоретического и
Производственного обучения
Анализ уроков проводится для решения следующих задач:
• повторение и осмысление теоретических знаний, полученных на занятиях по психологии, педагогике и методике профессионального обучения;
• определение правильности постановки целей урока;
• определение типа, структуры урока, содержание методов обучения в зависимости от целей урока и контингента учащихся;
• определение системы работы учителей по управлению познавательной деятельности учащихся, использованию методов развивающего обучения;
• определение системы контроля и оценки знаний и умений учащихся.
К посещению и анализу уроков практикант должен готовиться, для чего необходимо предварительно определить цель посещения и анализа урока, определить место урока в системе уроков, его тип, изучить контингент учащихся, изучить цели урока, поставленные педагогом или мастером, ознакомиться с планом урока. В ходе анализа урока фиксируется деятельность учителя, учащихся, используемые методы и приемы обучения на различных этапах урока, анализируется целесообразность использования этих методов в зависимости от поставленных целей, определяется положительные и отрицательные стороны урока.
За время педагогической практики рекомендуется посетить не менее 10-15-ти уроков теоретического и производственного обучения.
Общая схема анализа урока
• Дата посещений. Ф.И.О. преподавателей и (мастеров). Тема урока, № группы. Профессия или специальность, по которой обучаются учащиеся.
• Методика урока.
Показать типичное и нестандартное, новое, единичное, характерное в технологии уроков, проводимых разными преподавателями, мастерами производственного обучения по вопросам:
- постановка и уровень достижения целей урока;
- методика отбора структурирования, логического построения содержания учебного материала;
- отбор и содержание объектов труда (только для производственного обучения);
- методика актуализации знаний учащихся;
- методика изложения, закрепления нового материала;
- методика контроля и оценки знаний и умений учащихся;
- используемые дидактические средства и наглядные пособия;
- методика реализации индивидуального подхода, самостоятельной поисково-творческой деятельности учащихся;
- отношение учащихся к уроку, их активность и интерес;
- идеи, целенаправленно реализуемые преподавателем (мастером);
- выводы.
Подготовка и проведение уроков
При подготовке к уроку необходимо помнить, что результат урока в целом зависит от подготовки педагога, поэтому подготовительная работа студента-практиканта должна быть тщательной и включать в себя следующие этапы:
• изучить литературу по предмету, справочную и методическую литературу, методические разработки;
• определить место урока в системе уроков по теме программы;
• провести анализ контингента учащихся, определить знания и умения, учащихся по предыдущим урокам, связи предстоящего урока с ранее изученным материалом;
• поставить систему целей: дидактических, развивающих и воспитательных;
• определить содержание и объем нового учебного материала;
• выбрать методы и методические приемы по реализации поставленных целей;
• определить структуру урока и основные методы на каждом этапе урока, время, отведенное на каждый вид работы;
• составить развернутый план урока и обсудить его с преподавателем (мастером) и руководителем практики;
• подготовить учебно-материальную базу и дидактический материал;
• отработать технологические приемы и операции, которые предстоит показывать на уроке.
В ходе практики студенты должны включать уроки теоретического и производственного обучения, уроки изучения новых знаний, закрепления и совершенствования знаний и умений, повторно-обобщающие и контрольно-проверочные уроки. Кроме этого особое внимание при подготовке уроков следует обратить на выбор методов развивающего обучения и организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроке. При проведении уроков в учебных мастерских необходимо помнить, что один урок продолжается 6 часов, из которых 1 час выделяется на вводный и заключительный инструктажи, а 5 часов на учебно-производственную деятельность учащихся.
В течение практики студент должен провести не менее 6 уроков теоретического обучения и 2-3 урока производственного обучения.
После проведения каждого урока проводится его анализ совместно с педагогом и руководителем практики. В анализе уроков должны участвовать и другие практиканты, присутствующие на уроке. Замечания по уроку, положительные и отрицательные стороны должны фиксироваться.
Воспитательный аспект практикивключает следующие задания:
- ознакомление с направлениями и содержанием воспитательной деятельности мастера в группе;
- оказание помощи мастеру в проведении воспитательной работы;
- разработка и проведение внеклассных и досуговых мероприятий;
- психологическое изучение учащегося и разработке рекомендаций по педагогическому воздействию на него с целью корректирования, направления, развития его личностных качеств;
- тренинг и развитие организаторских, коммуникативных способностей, педагогической техники;
- апробирование своих способностей в применении методов убеждения, поощрения, стимулирования и т.д.
Практиканту нужно посетить и проанализировать несколько (не менее 3) воспитательных мероприятий и провести самостоятельно одно внеклассное мероприятие.
Внеклассные и досуговые мероприятия могут носить самый различный характер, в т.ч. профориентационной направленности. Это могут быть и игры типа «Что, где, когда», «Брейн-ринг», «Поле чудес», вечера, дискотеки, философские беседы, дискуссионный клуб, походы на тематические выставки, просмотр спектакля, кино, экскурсии, выпуск групповых сатирических, веселых или шуточных журналов, газет, спортивные мероприятия, «неделя профессии», олимпиады, и т.д.