Процесс профилактики и вакцина качества
Концепция Кросби направлена на профилактику, а не на проведение инспекций и исправление ошибок. Он говорит, что профилактика вовлекает мышление, планирование и анализ производственных процессов с целью определения тех мест, где может быть совершена ошибка, с последующим принятием мер для предотвращения их появления вновь. По Кросби, проблемы обычно возникают из-за того, что требования к продукции или услуге отсутствуют либо ошибочны. Его процесс профилактики начинается с установления требований в отношении продукции или услуги, разработки продукции или услуги, сбора данных, сравнения данных с требованиями и принятия мер по результатам этой работы. Кросби полагает, что такая работа должна проводиться постоянно.
Он сформулировал вакцину качества, которая состоит из трех ясных управленческих действий - определения, обучения и воплощения. За постоянное применение вакцины отвечает высшее руководство.
Ситуации, когда руководство видит необходимость в изменениях и признает эти изменения, требуют действий со стороны руководства. Обучение представляет собой процесс придания всем сотрудникам общего языка качества, оказания им содействия в осознании своей роли в процессе улучшения качества, а также в оказании им содействия в разработке базы знаний для предотвращения возникновения проблем. Третье действие заключается в воплощении в практику, которое состоит в разработке плана, выделении ресурсов и поддержании обстановки, совместимой с философией улучшения качества. На этой стадии руководство должно показывать пример и предоставлять последовательное обучение.
Метод «Шесть С»
По Кросби, обучение представляет собой многоступенчатый процесс, через который должна пройти каждая организация, этот процесс он назвал «Шесть С».
Первая стадия, или первое C, это понимание (comprehension), которое направлено на осознание важности того, что значит качество. Понимание должно начинаться наверху и в конечном итоге включать всех работников. Без понимания улучшение качества не произойдет.
Второе C это приверженность (commitment), которое также должно начинаться сверху и представляет собой стадию, когда руководство разрабатывает политику в области качества.
Третье С - это компетентность (competence); разработка плана обучения и тренировки на этом этапе является критически важным для воплощения процесса улучшения качества в методическом отношении.
Четвертое С - это коммуникация (communication); необходимо документировать все усилия и публиковать истории, рассказывающие о том, как успех был достигнут, с тем, чтобы все работники полностью осознали, что такое качество в корпоративной культуре.
Пятое С - это корректировка (correction), которая нацелена на профилактику и производительность.
Наконец, шестое С - это последовательность (continuance), которая подчеркивает, что процесс должен стать образом жизни в организации. Последовательность основана на том факте, что делать что-то правильно со второго раза никогда не будет дешевле или быстрее, поэтому качество должно быть интерировано в повседневную работу.
Основная идея Кросби заключается в том, что качество достигается путем предотвращения дефектов и соответствия требованиям. Требования должны быть согласованы, а работники должны знать, как их можно выполнить. Материальная стоимость качества является фокусом измерения, он разработал формулу, помогающую руководству следить за этой стоимостью. Эта формула обеспечивает возможность постоянного измерения стоимости отходов по сравнению с более низкой стоимостью выполнения дел правильно с первого раза, что является стандартом его работы.
Он настаивает на действиях (например, День отсутствия дефектов), когда руководство и работники подтверждают свою приверженность качеству. Эго программа обучения ориентирована на оказание помощи руководству в разработке культуры организации, которая нацелена на качество. Высшая цель его концепции заключается в выпуске изделий и оказании услуг, свободных от дефектов, в интересах клиентов.
Философия Каору Исикава
Краткая биография
Каору Исикава родился в 1915 г. в Японии. По окончании факультета прикладной химии Токийского университета в марте 1939 г. он устроился на работу в компанию, занимавшуюся предоставлением коммунальных услуг. Несколько месяцев спустя он был призван в японский ВМФ, где прослужил два года в качестве технического специалиста, занимаясь обучением и подготовкой личного состава кораблей. Затем он вновь начал работать в промышленности.
В 1947 г. К. Исикава приступил к проведению исследований в Токийском университете. Как технический специалист он хорошо понимал трудности анализа случайных величин и интерпретации его результатов. Эти проблемы обусловили его интерес к статистике и изучению статистических методов. В 1949 г. он был приглашен Японским обществом ученых и инженеров (JUSE) в специальную Группу по исследованию проблем контроля качества для проведения исследовательских работ в сфере контроля качества (КК) и использования в ней статистических методов. Следующие сорок лет жизни К. Исикава почти полностью посвятил работе в этой области. Кроме того, он старался помочь профессиональным ассоциациям, научным институтам и промышленным организациям всего мира в практическом применении принципов КК.
В 1950-е гг. для того чтобы помочь преодолению конфликтов между подразделениями фирмы и содействовать стимулированию сотрудничества между ними К. Исикава выдвинул лозунг “Следующий процесс — ваш потребитель”. В 1952 г. он стал президентом Химического общества Японии. На этом посту К. Исикава поощрял реализацию совместных проектов различных научных институтов в сфере КК и оказание спонсорской поддержки проведению ежегодных конференций по данной тематике. Участники этих конференций уделяли основное внимание потребностям различных групп сотрудников, включая рабочих и руководителей высшего и среднего уровней. Результатом этих усилий стало создание в 1962 г. первых кружков качества и признание того факта, что проблема КК должна затрагивать всех членов организации и что основное внимание должно уделяться используемым процессам и конечному потребителю.
Период великой японской революции в сфере КК был отмечен созданием кружков качества и программ интенсивного обучения и подготовки к решению задач повышения качества, появлением многочисленных публикаций по данной теме в различных журналах и проведением специальных исследований, посвященных применению новой концепции и приносимым ей выгодам. К. Исикава активно участвовал в процессе внедрении стандартов качества и тесно сотрудничал с Японским советом по промышленным стандартам (JIS) и Международной организацией по стандартизации (ISO). В 1969 г. он стал членом японского отделения ISO, а в 1977 г. — его председателем. В 1981 г. он вошел в состав исполкома ISO, что дало ему возможность влиять на процессы международного сотрудничества за счет внедрения стандартизации качества. Хотя К. Исикава верил в то, что наличие стандартов является необходимым условием достижения минимально приемлемого уровня качества, он не считал, что их существование или даже внедрение обязательно приведет к удовлетворению покупателей. Он был убежден в том, что помимо соблюдения стандартов задача КК заключается в постановке более высоких целей и преодолении самоуспокоенности за счет непрерывного внедрения усовершенствований и постоянного стремления к удовлетворению запросов потребителей.
Вплоть до своей смерти, наступившей в 1989 г., К. Исикава много путешествовал и часто приглашался правительствами, университетами и промышленными организациями для проведения семинаров и консультаций по разъяснению японского опыта управления качеством. Он сотрудничал со многими другими выдающимися специалистами в области качества, включая Э. Деминга и Дж. Джурана, с которыми он познакомился в 1950-х гг. в Японии, куда они были приглашены группой японских менеджеров для проведения семинаров по проблемам КК. К. Исикава был директором Технологического института Мусаши (Musashi Institute of Technology) и часто привлекался к сотрудничеству в качестве консультанта как в Японии, так и в других странах.
Вероятно, для того чтобы научный и практический вклад К. Исикавы нам необходимо сконцентрироваться на его роли в развитии японского подхода к контролю над тотальным качеством (ТКК), на использовании диаграммы Исикавы (причинно-следственный анализ) и создании кружков КК. Далее все эти три аспекта его деятельности будут рассмотрены более подробно.