Критерии и оценка результатов адаптации персонала.
Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Вновь принятый на работу сотрудник включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций
Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется:
Ø в его поведении
Ø в показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве)
Ø в усвоении социальной информации и ее практической реализации
Ø в росте всех видов активности (трудовой, общественно – политической, познавательной)
Ø удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности(содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.)
С позиций системного подхода адаптация это сложное явление, включающее не только сам процесс, но и его результат
Результатом адаптации сотрудника к предприятию является состояние соответствия между производственной средой (среда адаптации) и работником (субъект адаптации).
Особенностью адаптации является ее непрерывность, с которой связаны понятия пределов, сроков и критериев адаптации.
Выгодами, получаемыми сотрудником после прохождения адаптации являются:
v Получение полной информации, требуемой для эффективной работы
v Снижение уровня неопределенности и беспокойства
v Повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к компании в целом
v Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения
v Выстраивание системы взаимодействия с коллегами
v Получение эффективной обратной связи от наставника и линейного руководителя по итогам испытательного срока
Выгодами, получаемыми компанией с выстроенной системой адаптации, являются:
v Создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы
v Выявление недостатков существующей в компании системы подбора
v Развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей
v Обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и наставников после окончания адаптационного периода
v Повышение лояльности сотрудника компании как работодателю.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий:
Ø качественный уровень работы по профессиональной ориентации
Ø объективность деловой оценки
Ø престиж профессии, работы по специальности
Ø особенности организации труда и мотивации
Ø гибкость системы обучения
Ø особенности социально-психологического климата
Ø личностные свойства (психологические, возраст, семейное положение и т.п.)
Планирование и этапы управления деловой карьерой сотрудников в организации
Под планированием карьеры понимают разработку системы замещения должностей для конкретного руководителя или специалиста на время его работы. Передвижение работников осуществляется в рамках схемы замещения должностей: должностные рост и ротация.
Планирование профессиональной карьеры предполагает планирование должностного роста сотрудника от младших должностей к старшим с учетом стажа его работы, роста профессиональной компетентности, результатов труда. Таким образом, профессионально-квалификационное продвижение является основным инструментом развития профессиональной карьеры работника. В литературе выделяют четыре формы профессионально-квалификационного продвижения: внутрипрофессиональную, межпрофессиональную, линейно-функциональную и социальную.
Под внутрипрофессиональной формой продвижения следует понимать повышение квалификационного разряда и профессионального мастерства в пределах своей профессии и освоение смежных профессий.
Межпрофессиональная форма продвижения – это перемена профессии с целью освоения новой, более сложной или переход на другую профессию примерно равной сложности.
Линейно-функциональная форма продвижения способствует комплектованию квалифицированным персоналом должностей руководителей (в частности, руководителей первичных трудовых коллективов), повышению содержательности труда, степени ответственности и авторитета сотрудника.
Социальная форма продвижения связана с переходом из одной категории персонала в другую. Целью управления профессионально-квалификационным продвижением является согласование интересов организации и каждого конкретного работника в направлении накопления и использования человеческого капитала.