Безопасная эксплуатация притрассовых карьеров камня, гравия, песка.
1.Каждый карьер должен иметь следующую документацию: 1).утвержденный проект разработки, включающий раздел рекультивациинарушенных земель;2)маркшейдерскую и геологическую документацию; 3) план развития горных работ, утвержденный вышестоящей организацией.При годовом объеме добычи горной массы менее 50 тыс. куб. м без применения взрывных работ допускается вместо проекта иметь утвержденный вышестоящей организацией план горных работ,предусматривающий порядок и способ разработки полезногоископаемого.
2. Рабочие, принимаемые на работу в карьер (в том числе насезонную), должны пройти трехдневное предварительное обучениетехнике безопасности (ранее работавшие на горных предприятиях, разрабатывающих месторождения открытым способом, и рабочие, переводимые на работу по другой профессии, - двухдневное), а также правилам оказания первой помощи пострадавшим по утвержденной программе. Для аттестации создается комиссия под председательствомглавного инженера предприятия или его заместителя.
3. При введении новых технологических процессов и методов труда, а также при изменении требований или введении новых правили инструкций по технике безопасности все рабочие должны пройти инструктаж в объеме, установленном руководством предприятий.Рабочий, переводимый на другую работу на период не более одной смены, должен пройти дополнительный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.Запрещается допускать к работе лиц, не прошедших предварительного обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности проводится не реже 1 раза в 3 мес. с регистрацией вспециальном журнале.
4. Вновь поступающий рабочий должен пройти обучение по профессии в объеме и в сроки, установленные программами, и сдатьэкзамен. Лица, не прошедшие обучения и не сдавшие экзамены, не допускаются к самостоятельной работе. Администрация выдает под расписку всем рабочим инструкции по технике безопасности.
5. К техническому руководству горными работами на открытыхразработках допускаются лица, имеющие законченное высшее или среднее горнотехническое образование или право на ведение горных работ.
6. Все работы на притрассовых карьерах следует производить с соблюдением Приказа Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ и Министерства труда РБ от 16 июля 1997 г. №48/15 "Об утверждении Правил безопасности и охраны труда при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом", Устройство, установка и эксплуатация грузоподъемных кранов, паровых котлов и сосудов, работающих под давлением, должны отвечать требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин", "Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов" и "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением". На притрассовых карьерах к электроустановкам предъявляются требования действующих "Правил устройства электроустановок", "Правил техники безопасности при эксплуатации станций и подстанций", "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", "Правил пользования и испытания защитных средств, применяемых в электроустановках", а также ТКП 336-2011 Молниезащита зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Все места на притрассовых карьерах должны быть освещены в соответствии с нормами, приведенными в Правилах безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом". На строительных и монтажных работах должны соблюдаться "Нормы электрического освещения строительных и монтажных работ». При эксплуатации автомобильного транспорта в карьерах необходимо руководствоваться "Правилами дорожного движения" и "Правилами безопасности для предприятий автомобильного транспорта" в той части, где они не противоречат Правилам безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. Движение на дорогах карьера должно регулироваться стандартными знаками, предусмотренными "Правилами дорожного движения".
80. Мероприятия по охране труда на камнедробильных заводах.
Требования охраны труда на камнедробильных заводах (КДЗ) предусмотрены Правилами техники безопасности в нерудной промышленности. Рабочие места должны быть безопасны для производства работ, пребывания людей и перемещения их, не иметь скользких поверхностей.
В технологических процессах, связанных с дроблением, сортировкой и транспортированием пылящих материалов, следует предусмотреть: наибольшую механизацию и автоматизацию переработки и транспортирования материалов; увлажнение перерабатываемого материала, когда это необходимо по условиям эксплуатации машин и технологии производства; применение дробильно-сортировочных машин с встроенными укрытиями, пылеулавливающими устройствами; минимальное количество узлов перегрузки с одного ленточного транспортера на другой.
На движущихся частях машин должны быть предусмотрены ограждения, козырьки и решетки у приемного отверстия дробилок. Для перехода через ленточные транспортеры необходимо устраивать мостики с перилами. Запрещается загромождать рабочие места и выходы камнем, разными предметами, препятствующими свободному перемещению людей.
Опасные зоны должны быть ограждены соответствующими знаками и предупредительными надписями, освещенными в ночное время. Перед пуском машин должны подаваться звуковые или световые сигналы.
Работа технологического оборудования КДЗ сопровождается шумом от работ дробилок, грохотов, течек для материалов. Одно из технически возможных средств снижения шума - автоматизация производственных процессов. Для устранения шума целесообразно использование на машинах и оборудовании кожухов со звукоизолирующей оклейкой их листовой резиной, войлоком, картоном, в перегрузочных узлах и течках - шум можно значительно уменьшить покрытием их звукоизолирующим материалом, устройством резиновых подушек в местах падения материалов.
Вредное воздействие вибрации можно снизить подвеской грохотов к строительным конструкциям на пружинах или рессорных амортизаторах; изоляцией фундаментов по периметру и в основании материалами с малым акустическим сопротивлением для ослабления передачи вибрации на рабочие места через грунт; установкой машин на фундаменты с упругими амортизаторами (резина, пластмасса).