Система формирования экономических показателей как база анализа

Система формирования экономических показателей как база анализа

Анализ хозяйственной деятельности предприятия по существу представляет собой изучение определенных экономических показателей, характеризующих различные стороны этой деятельности. Экономические показатели группируются в определенную систему в соответствии с известными критериями. Система показателей, отражающая деятельность предприятия — это совокупность взаимосвязанных величин, которая всесторонне характеризует имущественно — финансовое положения организации, ее деятельность и результаты этой деятельности.

Виды экономических показателей

Экономические показатели подразделяются на два основных вида — натуральные и стоимостные (денежные) в зависимости от того, какие измерители используются при исчислении этих показателей.

Стоимостные показатели являются наиболее распространенным видом экономических показателей. Они дают возможность обобщать разнородные хозяйственные явления. Например, если предприятие использует различные виды сырья и материалов, то дать информацию об обобщенных суммах поступления, расходования, и остатка этих предметов труда могут только стоимостные показатели.

Натуральные показатели являются первичными, а стоимостные — вторичными, так как последние исчисляются на основе первых. Существуют экономические явления, которые могут быть выражены только в стоимостных показателях. Например,себестоимость продукции

, издержки обращения, прибыль (убыток) и некоторые другие показатели могут быть только стоимостными.

Кроме натуральных показателей, которые выражают количество материальных ценностей в натуральных единицах измерения (штуках, тоннах, метрах, литрах и т.д.) в экономическом анализе применяется также разновидность этих показателей —условно-натуральные показатели. Они позволяют обобщить объем различных видов однотипной продукции, выпускаемой организацией. Например, в консервной промышленности выпускаемые консервы выражаются в условных банках. Консервная банка, имеющая определенные размеры и вместимость, принимается в качестве условной единицы, и банки других размеров пересчитываются в эту условную банку. Таким образом, достигается выражение общего объема продукции в условно-натуральных показателях.

Количественные и качественные экономические показатели

Далее, экономические показатели подразделяются на два вида — количественные и качественные- в зависимости от того, какая именно сторона (количественная или качественная) хозяйственных явлений, процессов и операций измеряется в данном конкретном случае.

Объемные и удельные экономические показатели

Экономические показатели подразделяются на два вида — объемные и удельные в зависимости от приведения показателей.

Так, например, объем выпуска продукции, объем продаж, себестоимость продукции, прибыль представляют собой объемные показатели. Они характеризуют объем данного экономического явления. Объемные показатели являются первичными, а удельные — вторичными. Удельные показатели рассчитываются на основе объемных показателей. Например, себестоимость продукции и ее стоимость представляют собой объемные показатели, а отношение первого показателя ко второму, то есть затраты на один рубль товарной продукции — удельный показатель.

Проблема ограниченности ресурсов

Использование ресурсов в хозяйственной деятельности связано с доступностью их получения. Часть благ, таких как атмосферный воздух, вода, солнечный свет, ветер, приливы и отливы, доступны для всех людей без ограничения и исключений. Такие ресурсы называются свободными и в хозяйственных расчетах не учитываются. Остальные ресурсы (экономические) всегда существуют в ограниченном количестве. Эта ограниченность носит как абсолютный, так и относительный характер.

Принцип ограниченности ресурсов диктует необходимость их рационального распределения и использования, экономии и заботы о восстановлении.

Факторы производства

Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Их общая величина составляет производственный потенциал экономики. Существуют различные классификации факторов производства. Традиционно исходной в науке является теория «трех факторов производства», предложенная более 200 лет назад французским экономистом Ж.Б. Сэем. Она включает в себя труд, землю и капитал. Это основные факторы производства. В современных условиях они дополняются предпринимательской деятельностью, технологией, энергией, информацией и экологией. Их взаимосвязи можно выразить схемой (рис. 3.2).

Система формирования экономических показателей как база анализа - student2.ru
Рис. 3.2. Взаимодействие факторов производства

Дадим определения всех приведенных факторов производства.

Труд

это расходование человеком в созидательных целях его физической, интеллектуальной и духовной энергии. Труд в процессе производства характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда

его напряженность, измеренная степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда

его результативность, измеряемая количеством благ, произведенных в единицу времени.

Земля

естественные природные ресурсы.

Капитал

созданные людьми средства производства и деньги, используемые при производстве товаров и услуг.

Предпринимательство

деятельность, направленная на получение дохода, прибыли. Предпринимательская деятельность выражается в организации производства в соответствии с поставленными целями.

Технология

способы воздействия на ресурсы в процессе производства. Новые технологии, созданные человеком, расширяют возможности использования свойств ресурсов и позволяют развивать безотходные и малоотходные технологии.

Энергия

движущая сила, преобразующая природные ресурсы с целью создания благ. До недавнего времени этот фактор не выделялся в качестве самостоятельного, так как движущей силой при производстве материальных благ выступала преимущественно физическая сила человека или животных.

Информационный фактор

поиск, сбор, обработка, хранение и распространение полезных сведений, необходимых для производственной деятельности человека. Роль этого фактора в современных условиях также резко выросла и оказывает воздействие на всю рыночную экономику, предопределяя выбор потребителей и производителей на микроэкономическом уровне.

Экология

взаимодействие человека с окружающей природой. Любая производственная деятельность человека прямо или косвенно связана с воздействием на окружающую среду.

Результатом взаимодействия факторов производства является создание благ.

Мир благ, окружающий человека Потребности как основной мотив деятельности людей Ресурсы хозяйственной деятельности Экономический выбор и границы производственных возможностейЭкономические отношения между людьми Виды и модели экономических систем Эволюция идей в теоретической экономической науке Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов Рынок как экономическая категория Спрос и предложение Поведение продавцов и покупателей на рынке Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной стоимости Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ Эластичность спроса и предложения Закон убывающей предельной производительности Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштабаОрганизация предпринимательской деятельности. Фирма Издержки производства: их виды, динамика Выручка и прибыль Принципы максимизации прибыли Рыночна власть: монополия Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия) Олигополия Антимонопольное регулирование рынка Спрос на факторы производстваРынок труда Заработная плата и занятость Рынок капитала Процентная ставка и инвестиции Рынок землиЗемельная рента Общее равновесие и благосостояние Распределение доходов и неравенство Внешние эффекты и общественные блага Национальная экономика как целое Кругооборот доходов и продуктов Валовой национальный продукт и способы его измерения Национальный доход Располагаемый личный доход Индексы ценБезработица и ее формы Инфляция и ее виды Цикличность экономического развития Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве Совокупный спрос и совокупное предложение Стаблизационная политкаПотребление и сбережения Функциональная роль инвестиций в экономике Теория мультипликатораГосударственный бюджет и налоги Бюджетно-налоговая политка Деньги и их функции Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор Равновесие на денежном рынке Банковская система Денежно-кредитная политка регулирования рыночной экономики Экономический рост и развитие Международные экономические отношения Внешняя торговая и товарная политика Платёжный баланс Валютный курс

производительные силы - это рабочая сила (обладающая знаниями и умениями) и средства производства (технология и орудия труда), которые обнаруживают себя во взаимном развитии человека и природы.

Карл Маркс

Первоначально товар предстал перед нами как нечто двойственное: как потребительная стоимость и меновая стоимость. Впоследствии обнаружилось, что и труд, поскольку он выражен в стоимости, уже не имеет тех признаков, которые принадлежат ему как созидателю потребительных стоимостей. Эта двойственная природа содержащегося в товаре труда впервые критически доказана мною[45]. Так как этот пункт является отправным пунктом, от которого зависит понимание политической, то его следует осветить здесь более обстоятельно.

Возьмём два товара, например один сюртук и 10 аршин холста. Пусть стоимость первого вдвое больше стоимости последних, так что если 10 аршин холста = w, то сюртук = 2 w.

Сюртук есть потребительная стоимость, удовлетворяющая определённую потребность. Для того чтобы создать его, был необходим определённый род производительной деятельности. Последний определяется своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом. Труд, полезность которого выражается таким образом в потребительной стоимости его продукта, или в том, что продукт его является потребительной стоимостью, мы просто назовём полезным трудом. С этой точки зрения труд всегда рассматривается в связи с его полезным эффектом.

Как сюртук и холст — качественно различные потребительные стоимости, точно так же качественно различны между собой и обусловливающие их бытие работы: портняжничество и ткачество. Если бы эти вещи не были качественно различными потребительными стоимостями и, следовательно, продуктами качественно различных видов полезного труда, то они вообще не могли бы противостоять друг другу как товары. Сюртук не обменивают на сюртук, данную потребительную стоимость на ту же самую потребительную стоимость.

В совокупности разнородных потребительных стоимостей, или товарных тел, проявляется совокупность полезных работ, столь же многообразных, разделяющихся на столько же различных родов, видов, семейств, подвидов и разновидностей, одним словом — проявляется общественное разделение труда. Оно составляет условие существования товарного производства, хотя товарное производство, наоборот, не является условием существования общественного разделения труда. В древнеиндийской общине труд общественно разделён, но продукты его не становятся товарами. Или возьмём более близкий пример: на каждой фабрике труд систематически разделён, но это разделение осуществляется не таким способом, что рабочие обмениваются продуктами своего индивидуального труда. Только продукты самостоятельных, друг от друга не зависимых частных работ противостоят один другому как товары.

Итак, в потребительной стоимости каждого товара содержится определённая целесообразная производительная деятельность, или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда. В обществе, продукты которого, как общее правило, принимают форму товаров, т. е. в обществе товаропроизводителей, это качественное различие видов полезного труда, которые здесь выполняются независимо друг от друга, как частное дело самостоятельных производителей, развивается в многочленную систему, в общественное разделение труда.

Для сюртука, впрочем, безразлично, кто его носит, сам ли портной или заказчик портного. В обоих случаях он функционирует как потребительная стоимость. Столь же мало меняет отношение между сюртуком и производящим его трудом тот факт, что портняжный труд становится особой профессией, самостоятельным звеном общественного разделения труда. Там, где это вынуждалось потребностью в одежде, человек портняжил целые тысячелетия, прежде чем из человека сделался портной. Но сюртук, холст и вообще всякий элемент вещественного богатства, который мы не находим в природе в готовом виде, всегда должен создаваться при посредстве специальной, целесообразной производительной деятельности, приспособляющей различные вещества природы к определённым человеческим потребностям. Следовательно, труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.

Потребительные стоимости: сюртук, холст и т. д., одним словом товарные тела, представляют собой соединение двух элементов — вещества природы и труда. За вычетом суммы всех различных полезных видов труда, заключающихся в сюртуке, холсте и т. д., всегда остаётся известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека. Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь формы веществ[46]. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы. Следовательно, труд не единственный источник производимых им потребительных стоимостей, вещественного богатства. Труд есть отец богатства, как говорит Уильям Петти, земля — его мать[47].

Перейдём теперь от товара как предмета потребления к товарной стоимости.

Согласно нашему предположению, сюртук имеет вдвое бо́льшую стоимость, чем холст. Но это только количественная разница, которая нас пока не интересует. Мы напомним поэтому, что если стоимость одного сюртука равна двойной стоимости 10 аршин холста, то 20 аршин холста имеют ту же самую величину стоимости, что один сюртук. Как стоимости, сюртук и холст суть вещи, имеющие одну и ту же субстанцию, суть объективные выражения однородного труда. Но портняжничество и ткачество — качественно различные виды труда. Бывают, однако, такие общественные условия, при которых один и тот же человек попеременно шьёт и ткёт и где, следовательно, оба эти различные виды труда являются лишь модификациями труда одного и того же индивидуума, а не прочно обособившимися функциями различных индивидуумов, — совершенно так же, как сюртук, который портной шьёт сегодня, и брюки, которые он делает завтра, представляют собой лишь вариации одного и того же индивидуального труда. Далее, ежедневный опыт показывает, что в капиталистическом обществе, в зависимости от изменяющегося направления спроса на труд, известная доля общественного труда предлагается попеременно, то в форме портняжества, то в форме ткачества. Это изменение формы труда не совершается, конечно, без известного трения, но оно должно совершаться. Если отвлечься от определённого характера производительной деятельности и, следовательно, от полезного характера труда, то в нём остаётся лишь одно, — что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов рук и т. д. и в этом смысле — один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы. Конечно, сама человеческая рабочая сила должна быть более или менее развита, чтобы затрачиваться в той или другой форме. Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще. Подобно тому как в буржуазном обществе генерал или банкир играют большую роль, а просто человек — очень жалкую[48], точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием. Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее для каждого определённого общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведённый в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определённое количество простого труда[49]. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленным обычаем. Ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, — это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому.


Не случайно выбрал Маркс подобное начало для изучения капиталистического способа производства. Товар и деньги возникли в глубокой древности и обслуживали различные общественные системы. Однако, по мере развития производства и обмена товар становиться экономической клеточкой, из которой затем возникает капитализм. Поэтому, не поняв природы товара и денег, нельзя понять как законы и логику развития капитализма, так и формы использования товарно-денежных отношений в условиях социализма. По этой причине я начну своё исследование теории стоимости с объяснения понятия товара и анализа его свойств.

Центральной категорией теории товарного производства и теории стоимости, как её составляющей, является товар, которому исторически и логически предшествует категория “благо”. Благо это всё то, что заключает в себе определённый положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Для понимания благ большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

1) Материальные блага включают: естественные дары природы, продукты производства. Иногда к материальным благам относятся и отношения по присвоению материальных благ. Их объединяет тот факт, что они полезны.
2) Нематериальные блага - эта блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере.

Особое значение имеет разделение благ на экономические и неэкономические.
К экономическим благам относятся те, которые являются объектом или результатом экономической, деятельности, то есть которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями, в то время, как неэкономические блага предоставляются природой без приложения человеком усилий.

Специфической формой экономического блага является товар. Таким образом товар, это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. По определению К. Маркса “товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря своим свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Природа этих потребностей, - порождаются ли они желудком, или фантазией, - ничего не изменяет в деле.” Фридрих Энгельс также отмечает, что: “ Для того, чтобы стать товаром продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительской стоимости. Посредством обмена”. Отсюда мы видим, что товар, это ни что иное, как продукт труда, предназначенный для обмена. Из этого следует, что товар, как таковой обладает двумя свойствами:

а) Способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
б) Пригодность к обмену.

Способность товара удовлетворить ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость.

Это свойство присуще всем товарам. Характер потребностей может быть при этом самым различным (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения.
Потребительская стоимость имеет три формы проявления: а) количество; б) натуральная форма; в) качество. Последнее - это степень полезности данной потребительской стоимости, степень её соответствия потребности, её пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.

Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве. Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей, а товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительной стоимостью. Потребительная стоимость товара переходит к непосредственному производителю только посредством обмена.

Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени. Она выражается формулой:

ПТ= К
В
где ПТ - производительность труда;
К - количество произведенной продукции;
В - время, затраченное на производство продукции.


Практически производительность труда измеряется либо путём деления объёма произведенной продукции на затраченное время, либо путём деления затраченного рабочего времени на объём произведённой продукции. В связи с этой пропорцией. Маркс вывел следующую математическую зависимость: “ Величина стоимости товара изменяется, таким образом, прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда, находящего себе осуществление в товаре”.

Из этого следует, что более производительный труд за данный промежуток времени всегда создаёт большую стоимость, чем менее производительный.

Таким образом, мы можем теперь увидеть, что закон стоимости несёт в себе следующие функции:
1) Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых.
2) Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми.
3) Стимулирует снижение затрат.
4) Регулирует распределение труда по сферам производства.
5) Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении.
6) Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.

Итак стоимость есть общественное, а не природное свойство вещей; она выражает собой общественное отношение товаропроизводителей, опосредованное через вещи. Как показывает исторический опыт, стимулы и давление, создаваемые законом стоимости, весьма действенны и эффективны. И последствия и примеры действия закона стоимости не ограничиваются экономической сферой, но проявляются и в социальной сфере.
бительные стоимости[50].

9. Эволюция форм стоимости и возникновение денег.

Стоимость как свойство товара непосредственно ни осязать, ни видеть нельзя. Как абстрактный труп, воплощенный в товаре, стоимость нс имеет прямого выражения. Ни от человеческого непосредственного восприятия скрыты и многие другие сушностныс свойств;! вешен, а не только стоимость. Например, изменения тяжести, температуры, напряжения физических тел человек может вообще не чувствовать. Иногда он прибегает к приборам и с их помощью выявляет величину этих свойств. По движению ртутною столбика градусника становится видимым изменение температуры физических тел, благодаря металлическим гирям и пружинам в весах измеряется их масса, вольтметрами и амперметрами — напряжение и сила тока в электрической цепи и т. д. Таким образом, косвенно соотнося свойства тел с механизмом прибора, выявляют их внутренние свойства.

Стоимость как внутреннее неосязаемое свойство товаров тоже может быгь выражена лишь относительно — через соотношение с другими предметами. Но как общественное

свойство товаров она выражается не через какие-то приборы, как у физических тел, а через определенную ({юрму производственного отношения. Такой формой является товарный

обмен.

Простая форма стоимости

Простой обмен товара на товар есть вместе с тем и простая форма относительного выражения стоимости. В нем х Ti выражает свою стоимость в у Tz. Первый товар находится в относительной форме стоимости, а второй является э квивалентом этой стоимости. Он находится поэтому в эквивалентной форме стоимости. Первый товар в уравнении простого обмена х Ti = у Т2 играет активную роль — он выражает свою стоимость. Второй Tz выполняет пассивную роль: он служит относительной мерой стоимости первого товара Ti.

Если записать форму простого обмена тотара на товар в более конкретном виде, как 1 т пшеницы ~- 30 м ткани, то одна тонна пшеницы стоит 30 м TK.IHU. Ткань будет мерой стоимости пшеницы. Однако так все выглядит с позиции владельца пшеницы, покупающего ткань. Но положение меняется, если это же уравнение обмена выразить с позиции владельца ткани, который приобретает пшеницу. Уравнение обмена запишется в обратном порядке: 30 м ткани == 1 т пшеницы. Тогда ткань выразит свою стоимость, а пшеница будет эквивалентом. Следовательно, простой обмен товара на товар нс имеет определенного постоянного выражения формы стоимости. Она воплощается то в ткани, то в пшенице. В случайном обмене и форма стоимости случайна.

Пропорция обмена товаров (меновая стоимость) зависит от четырех факторов.

Во-первых, от величины стоимости обмениваемого товара. Предположим, что стоимость производства пшеницы увеличилась из-за неурожая вдвое. Тогда 1 т пшеницы в обмене будет стоить не 30, а 60 м ткани. Следовательно, относительное выражение стоимости одного товара в другом изменяется прямо пропорционально се величине.

Во-вторых, оп-юситсльное выражение стоимости тогара зависит от стоимости товара-эквивалента. Допустим, что стоимость пшеницы нс изменилась, но увеличились вдвое затраты абстрактного труда на производство ткани. Тогда i т пшеницы будет обмениваться уже нс на 30 м ткани, как вначале, а только на 15 м. Отсюда следует, 'по величина относительного выражения стоимости товара обратно пропорциональна изменению стоимости товара-эквивалента.

5 Ь. ф. Aluipceu

В-третьих, если стоимости обмснивае.1ых товаров изменяются в о

динаковой пропорции, то величина относительного выражения стоимости обмениваемого товара нс изменится, она останется той же. Это тот случай, когда изменение величины внутреннего свойства товара (его стоимости) нс находит отражения в форме его выражения.

В-четвертых, относительное выражение стоимости количественно будет отличаться от изменения величин стоимости обоих товаров, если это изменение произошло в разной пропорции. В таком случае пропорция обмена может быть рассчитана из первых двух случаев. Оба они могут быть выражены функциональной зависимостью относительной кпи меновой стоимости:

ViI=/(VVi, Wz)*.

Меновая стоимость V.i прямо зависит от стоимости обмениваемого товара и обратно — от стоимости товара-

:ЖНН!х1ЛСН'П1.

В обмене ToitapoB вырезаются оба его свойства: потрс-бтелык.я стоимость и стоимость. Первый обмениваемый товар для покупателя воплошает потребительную стой мость — ii нашем примере Ti пшеница. Второй товар, на который покупается пшеница. 1. с. ткань, выражает меру стоимости обмениваемого товара-пшеницы. Таким образом, единство потребительной стоимости и стоимости внешне выразилось как уравнение двух товаров, обмениваемых в определенной пропорции.

В этом уравнении эквивалентная форма товара имеет три выражения внутреннего противоречия товара:

1) потребительная стоимость товара-эквивалента становится выражением стоимости обмениваемого товара Ti:

2) конкретный труд, затраченный на производство товара-эквивалента, выступает мерой абстрактного труда обмениваемого товара:

3) частный труд, затраченный на создание товара-экви-кщснта, является мерой общественного труда, воплощенного в обмениваемом товаре.

Следовательно, протшюрсчис товара выражается как единство противоположностей двух обмениваемых товаров.

* Дефис ninny неэаниснмоС! переменкой (W) означает ее обратную, отрицательную сня-зь с функцией.

Развернутая форма стоимости

Развитие рынка в результате общественного разделения труда и специализации производств;! приводят к тому, что каждый товар может обмениваться нс на один случайный, а на ряд других товаров, wo может быть выражено так: 1 т пшеницы = 30 м ткани, или = 4 овиам, или = 1 бочонку меда и т. д. В этом случае мерой стоимости пшеницы выступает каждый из этих товаров. Форма стоимости товара становится многообразной. Она развернута в потребительных стоимостях противостоящих ему товаров. Поэтому относительное выражение стоимости во всем многообразии потребительных стоимостей всех других товаров и называется развернутой формой стоимости.

Ее особенность состоит ц том, что реализация товаров может наталкиваться на нежелание покупателей приобрести конкретную потребительную стоимость. Продавец пшеницы в нашем примере желал бы обменять ее на ткань, но ее [•шаделсц в обмен хочет получить мед, а собственнику меда НУЖТЧЫ овцы. Стоимость нс может реализоваться для продавца, так как потребительная стоимость его товара не получаст общественного признания покупателя. Чтобы разрешить это противоречие, требуется обменять пшеницу на овец, далее их обменять на мед и только потом мед можно поменять на необходимую владельцу пшеницы ткань. Осуществление каждой из ступеней обмена связано с затратами времени и средств на сбор информации о покупателях, желающих приобрести те или иные товары, на их перемещение по рынкам и т. д. Получается очень долгий и расточительный процесс обмена товарами. Тем нс менее его приходилось совершать в условиях слабого развития рыночного обмена.

И в наши дни, как показывает опыт проведения экономических реформ в странах

СНГ, предприятия вынуждены использовать архаичную форму многоступенчатого бартерного обмена. Как рецидив прошлого она возрождается в условиях расстройства товарно-денежного обмена.

Всеобщая форма стоимости

Противоречия развернутой формы стоимости преодолеваются в ходе развития товарного производства и обмена. По мере того как в результате разделения труда между земледелием, скотогодством и ремеслом увеличивалось производство товаров на рынок, среди них все более выделялись

товары, пользующиеся всеобщим спросом. У скотоводческих племен таким товаром был скот, у земледельцев — зерни, у охотничьих племен — шкуры диких зверей и т. д. В этом случае возникающие противоречия развернутой формы стоимости начинают разрешаться через одну ступень товарного обмена: все товары выражали свою относительную стоимость в товаре, пользующемся всеобщим спросом. Получаются ряды товарного обмена, в которых разные товары в определенных пропорциях обмениваются на один и тот же товар. Например, 0,25 т пшеницы = 1 овце, 0,5 бочонка меда = = 2 овцам, 7,5 м ткани = 1 овце и т.д. Овцы на таком рынке играют роль всеобщей формы стоимости всех остальных товаров.

Денежная форма стоимости

Переход от всеобщей формы стоимости к денежной совершается в результате расширяющихся добычи и обработки металлов. Они в большей мере, чем другие товары, пользовались всеобщим спросом на рынке. В ходе исторического развития среди всех металлов в роли всеобщей формы стоимости стали использовать серебро и золото. В связи с этим денежную форму стоимости можно записать как 1 т пшеницы = 2 г золота, 30 м ткани = 2 г золота и т. д.

Так через простую, развернутую и всеобщую ее формы возникает денежная форма стоимости, выполняемая золотом как товаром, пользующимся всеобщим спросом на рынках мира. Выполнению им роли всеобщего эквивалента способствовали его естественныесвойства. Оно обладает высокой портативностью — в небольшом весе заключено сравнительно большое количество стоимости. Золото обладает высокой степенью однородности и делимости по его потребительной стоимости, что в обмене товаров имеет важное значение для уравнишния товаров или стоимостей. И наконец, золото нс окисляется, имеет высокую сохраняемость.

Итак, исторически

Денежную фор.(у стоимости можно представить и как отношение денег ко всем товарах! на рынке:

2 г золота =

1 т пшеницы, или 30 м ткани, или 2 бочонка меда, или 4 овцам и т. д.

Снова происходит особое воспроизведение развернутой формы стоимости золота. Особенность заключается в том, что само золото как деньги всеобщего эквивалента не имеет.

В денежной форме стоимости воспроизводится и всеобщая ее форма, с тем только отличием, 'по в ней нет множества всеобщих эквивалентов местных рынков.

Такое сопоставление денежной формы с остальными показывает, что все они образуют единство и являются логическими ступенями анализа денег. Оно говорит об определенном многообразии выражения денег: в простой, развернутой и всеобщей фор1ах, каждая из которых используется в практике рыночного предпринимательства.

10. Функции денег и закон денежного обращения. Сущность инфляции.

Сущность денег раскрывается в их функциях. Мы уже видели первую функцию денег– посредничество при обменетоваров. Эту функцию называют “средство обращения” и она является самой важной. Чтобы состоялась сделка, необходимо заплатить некоторую денежную сумму. Здесь деньги выполняют роль средства оплаты товаров и услуг и предъявляются в ответ на названную цену какого-то продукта.

Как средство обращения деньги позволяют заменить натуральный обмен (Т1 — Т2) на обмен с помощью денег (Т1 — Д — Т2).

Вторая функция, которую выполняют деньги, – мера стоимости, т.е. средство измерения ценности реализуемых благ. Деньги в этой функции позволяют измерить, сосчитать, учесть количество различных товаров в одних и тех же денежных единицах счета. Возможность измерения и сопоставления товаров является первейшим условием эквивалентности (равноценности обмена).

Функцию меры стоимости деньги выполняют с помощью масштаба цен– весового количества металла (золота или серебра), принятого в качестве национальной денежной единицы или ее кратных частей. Первоначально масштаб цен совпадал с весовым масштабом, но позднее (из-за порчи монет и введения в оборот иностранных денег) он обособился. Денежные единицы (фунт стерлингов, ливр, гривна и др.) сохраняли прежнее наименование весовых единиц. Однако фактически они постепенно стали содержать значительно меньшее количество драгоценного металла.

Третья функция денег – средство платежа. При продаже товаров в кредит (в долг с отсрочкой платежа) деньги выполняют функцию платежного сре

Наши рекомендации