Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка.
Методы управления, применяемые фирмами, зависят от рыночной ситуации и, главным образом, от степени ее нестабильности
А. Методы управления, основанные на контроле:
- справочники, инструкции;
- финансовый контроль.
Б. Методы управления, основанные на экстраполяции:
- долгосрочное планирование;
- составление бюджетов текущих расходов и капитальных вложений;
- целевое управление.
В. Методы управления, направленные на предвидение изменений:
- стратегическое планирование;
- выбор стратегических позиций.
Г. При управлении на основе гибких экстренных решений применяют:
- ранжирование стратегических задач ;
- управление по слабым сигналам;
- управление в условиях неожиданных событий.
Естественно, что характер руководства усложняется по мере повышения нестабильности внешней среды. Обычно такое повышение сложности управления стоит больших средств и может оказаться вредным, если фактически внешняя среда относительно стабильна.
Понятие качества изделия, основные показатели качества.
В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 "качество — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности".
Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Количественная характеристика свойств продукции выражается с помощью показателей качества.
Показатели качества делятся:
- на функциональные - выражают потребительские свойства изделия;
- ресурсосберегающие – относятся технологические (ресурсоемкость при производстве изделия: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость) и ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации);
- природоохранные - включают показатели экологичности и безопасности..
Под уровнем качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.).
Основы теории организации.
Законы организации в статике (структурах)
Впервые общие законы организации были сформулированы основоположником организационной науки А. А. Богдановым.
Перечень и краткое определение законов организации
Наименование закона | Краткое определение закона |
Законы организации, проявляющиеся преимущественно в статике (структурах) | |
Закон композиции | Закон отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера |
Закон пропорциональности | Закон отражает необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость |
Закон наименьших | Структурная устойчивость целого определяется его наименьшей частичной устойчивостью. (Например, прочность цепи определяется, при прочих равных условиях, наименее прочным звеном.) |
Закон онтогенеза | Закон предопределяет, что каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание |
Законы организации, проявляющиеся преимущественно в динамике (процессах) | |
Закон синергии | Сумма свойств организованного целого не равна арифметической сумме свойств каждого из его элементов в отдельности |
Закон информированности —упорядоченности | Закон утверждает, что в организационном целом не может быть большего порядка, чем в упорядоченной информации |
Закон единства анализа и синтеза | Процессы анализа (т.е. разделения, дифференциации и т.д.) дополняются синтезом (т.е. противоположными процессами соединения, интеграции и т.п.). Сначала проводится анализ, затем — синтез |
Закон самосохранения | Любая реальная физическая (организованная) система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс |
Классификация структур
Технологическая структура организации представляет собой совокупность связей технологического процесса изготовления продукта, конструкторской и технологической подготовки производства, организации обслуживания производства.
Организационно-управленческая структура представляет собой совокупность вертикальных и горизонтальных связей, обеспечивающих упорядоченность, координацию и регулирование деятельности организации по достижению ее целей. Основу организационно-управленческой структуры составляют отношения иерархической соподчиненности.
Экономическая структура организации представляет собой совокупность отношений экономического взаимодействия отдельных членов организации друг с другом по поводу: выполнения миссии, достижения целей, выделения ресурсов, оплаты труда, распределения полученного дохода между собственниками, менеджерами, специалистами и рабочими и т.д.
Социально-психологическая структура организации представляет собой совокупность вертикальных и горизонтальных связей, характеризующих социально-психологические аспекты. Она включает: 1) структуру отношений иерархической соподчиненности, устанавливающую социальный статус каждого члена организации; 2) структуру непосредственных социально-психологических взаимодействий между функциональными, профессиональными, квалифицированными группами, коллективами подразделений, группами неформального общения, отдельными людьми.