Виды инструктажей по охране труда.

Регулярность и своевременность проверки знаний норм охраны труда (всех работников, в т.ч. руководителей) контролируют органы инспекции труда.

Различаются следующие виды инструктажей.

Вводный инструктаж.

Вводный инструктаж проводят перед началом выполнения работ в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, макетов, моделей, видеофильмов и т.п.).

Кто проводит вводный инструктаж?

  • вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности, прошедший обучение и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке

Проводится со следующими категориями слушателей:

o все сотрудники, принимаемые на работу;

o работники, прибывшие в организацию в командировку, и работники других организаций, которые заняты на определенных участках;

o для обучающихся в учебных заведениях, которые направлены в организацию на производственную практику;

o другие лица, занятые в производственной сфере работы предприятия.

Первичный инструктаж на рабочем месте.

Кто проводит первичный инструктаж на рабочем месте?

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ или руководитель структурного подразделения (мастер, прораб, начальник отдела, заведующий складом, механик, директор и т.д.), прошедший обучение и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке

Проведение первичного инструктажа на рабочем месте включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Его обязаны прослушать:

o все принятые на предприятие сотрудники, сюда относятся и те, кто заключил с организацией трудовой договор, работают на дому, а также по совместительству;

o сотрудники, переведенные с одного рабочего места на другое либо выполняющим данный вид работ впервые;

o командированные из других предприятий, временные работники, учащиеся образовательных учреждений, направленные на производственную практику, и другие сотрудники, чья работа связана с производственной деятельностью организации.

Повторный инструктаж на рабочем месте

Обязателен для всех, кто проходит первичный инструктаж. Он проводится как минимум один раз в шесть месяцев.

4) Внеплановый инструктаж

Этот вид инструктажа проводят в следующих случаях:

o при внесении изменений в законодательные или другие нормативно-правовые акты или вступление в действие новых актов, в которых прописаны требования охраны труда.

o при изменениях в технологии производства, установке нового оборудования и приспособлений, замена инструмента и других подобных событиях, которые оказывают влияние на безопасность труда;

o в случае аварии, несчастного случая на производстве и т.д., если эти события были вызваны нарушением работниками требований ОТ;

o сотрудники органов государственного надзора и контроля могут потребовать проведения внепланового инструктажа;

o если работа прерывается более чем на 30 календарных дней (производство с вредными и опасными условиями) или более 2-х месяцев (остальные работы);

o по указанию работодателя или лица, уполномоченного им на такие действия.

Целевой инструктаж

Проводят в следующих случаях:

o если выполняются разовые работы, которые не связаны с прямыми обязанностями персонала;

o при проведении массовых мероприятий;

o при устранении последствий таких чрезвычайных ситуаций, как аварии, стихийные бедствия;

o при осуществлении работ, на которые требуется оформление разрешения, наряда-допуска или других установленных документов.

Экзаменационный билет № 3

3.1 Нормативно-правовые акты по охране труда РК.

Правила
принятия нормативных правовых актов в области безопасности
и охраны труда соответствующими уполномоченными органами 1. Общие положения

1. Настоящие Правила принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами (далее – Правила) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года и определяют порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами.
2. Нормативные правовые акты в области безопасности и охраны труда отвечают следующим требованиям:
1) устанавливают приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
2) обеспечивают права работников на условия труда, соответствующие требованиям безопасности и охраны труда;
3) устанавливают единые требования в области безопасности и охраны труда;
4) разграничивают в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан в области безопасности и охраны труда права и обязанности между работниками, должностными лицами и руководителем организации;
5) обеспечивают согласованные действия в области безопасности и охраны труда между уполномоченным государственным органом по труду, местным органом по инспекции труда, представителями работодателей и работников;
6) устанавливают эргономические, организационные, технические, технологические, санитарно-эпидемиологические, психофизиологические и медицинские нормы;
7) соответствуют законодательным и другим вышестоящим нормативным правовым актам в области безопасности и охраны труда, в том числе международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан.
3. Требования по безопасности и охране труда устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Казахстан и должны содержать правила, процедуры и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

2. Порядок принятия нормативных правовых актов в области
безопасности и охраны труда

4. Разработка проектов нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией.
5. Государственный орган, разрабатывающий проект нормативного правового акта в области безопасности и охраны труда, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы.
В состав рабочей группы в зависимости от назначения включаются представители заинтересованных государственных органов, общественных организаций, научных учреждений.
6. Государственный орган может поручить подготовку проекта нормативного правового акта подведомственным ему государственным органам и организациям или заказать его подготовку на договорной основе, в том числе по конкурсу, специалистам, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам. Разработанные проекты нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда представляются на рассмотрение рабочей группе.
7. При разработке нормативные правовые акты в области безопасности и охраны труда содержат:
1) общие требования безопасности труда;
2) требования безопасности труда перед началом работы;
3) требования безопасности труда во время работы;
4) требования безопасности труда в аварийных ситуациях;
5) требования безопасности труда по окончании работы;
6) требования к производственным (технологическим) процессам;
7) требования к производственным помещениям;
8) требования к производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений);
9) требования к исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам;
10) требования к производственному оборудованию;
11) требования к размещению производственного оборудования и организации рабочих мест;
12) требования к способам хранения и транспортировки исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства;
13) режим труда и отдыха работающих на производстве;
14) требования к профессиональному отбору и проверке знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда;
15) требования по обеспечению работающих на производстве специальной одеждой и другими средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты;
16) требования к применению средств защиты;
17) требования по обеспечению работников санитарно-бытовыми помещениями.
8. Нормативный правовой акт в области безопасности и охраны труда может содержать дополнительные требования в соответствии с действующим законодательством.
9. Рабочая группа после разработки проектов нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда представляет их на утверждение соответствующему уполномоченному государственному органу.
10. Нормативные правовые акты в области безопасности и охраны труда утверждаются соответствующими уполномоченными государственными органами по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду и иными заинтересованными государственными органами.
Нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются с учетом требований Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах».

Наши рекомендации