Предпосылки применения социальных моделей.
Появление социальных моделей социальных систем явилось, по сути, новым этапом в развитии менеджмента. Это, в первую очередь, связано с консолидацией двух процессов, происходящих в обществе: во-первых, информационной революцией и, во-вторых, изменением соотношения между физическим трудом и трудом умственным в процессе общественного производства.
Информационная революция. Вторая половина ХХ века ознаменована крупнейшим переворотом в области информатизации общества. Информационная революция, как принято называть этот процесс, на самом деле была уже четвертой в истории человеческой цивилизации.
Первая произошла около шести тысяч лет назад и была связана изобретением письменности (Месопотамия). Вторая была ознаменована изданием в Китае первой книги в 1300 г. до н.э. Третья информационная революция началась в средние века и связана с именем Иогана Гуттенберга, который изобрел печатный станок и пунсон – выпуклую букву, с помощью которой печатали металлические буквы-литеры. Начало четвертой информационной революции совпадает с промышленным переворотом, а ее пик падает на 50-е годы ХХ столетия.
Анализируя особенности современной эпохи, выдающийся современный теоретик менеджмента Питер Друкер, писал в книге «Задачи менеджмента в ХХI веке», что сегодня революционные изменения происходят не в технологиях, не в технике, компьютерных программах или скорости. Революционные изменения происходят в концепциях. Эта революция началась в бизнесе и охватила всю его информационную среду.Главный вопрос этой революции: в чем смысл информации и каково ее назначение.
Сам факт появления компьютера еще не является революционным. Революционным стало то обстоятельство, что ЭВМ и программное обеспечение кардинальным образом стали изменять управленческие процессы во всех сферах общества и в различных типах организаций. И в первую очередь это касается производительной сферы экономики – организаций бизнеса. При этом, как подчеркивает П. Друкер, ни сохранение активов, ни контроль над уровнем издержек не входят в задачи топ менеджмента. Эти задачи решаются на уровне оперативного управления. Но для успешного бизнеса требуется создание потребительской ценности и материальных благ,что, свою очередь требует принятия таких стратегических решений, которые обеспечат конкурентное преимущество на рынках. Такие решения невозможно принять без учета новых реалий, таких как резкое снижение рождаемости; изменения в распределении располагаемого дохода; изменение определения эффективности; глобализация конкуренции; растущее несоответствие между экономической глобализацией и политической разобщенностью. Эти задачи невозможно решить посредством совершенствования информационных технологий и компьютерной техники, накопления, анализа и сохранения данных, как, например, в бухгалтерском учете. Для этого нужны новые информационные концепции, которые не мыслимы без новой образовательной парадигмы.
Физический труд и умственный труд. Период после Второй мировой войны отмечен небывалым подъемом образовательного уровня людей, занятых во всех отраслях производства и услуг. Этому способствовало в известной степени их информационное обеспечение: появление телевидения, резкое увеличение числа различных изданий книг, журналов, газет, возникновение глобальной информационной сети Internet. Все это не могло не отразиться на соотношении физического и умственного труда, используемого в общественном производстве.
В экономической теории и в практике организации производства физический труд всегда рассматривался как затратная категория. В современных условиях автоматизации и технологизации производственных процессов, требующих оперативного управления информационными потоками, физический труд малоэффективен, поскольку он не обладает такой портативностью, какой обладает умственный труд.
Умственный труд, подчеркивает П. Друкер, это чрезвычайно емкий вид основного капитала, который надо сохранять и преумножать. Результаты умственного труда зависят от многих факторов, важнейшим из которых является наиболее полная самореализация работника умственного труда. Имеющиеся знания, накопленный опыт, интеллектуальный потенциал работника умственного труда – все это средство производства идей, которые и ложатся в основу инновационной деятельности организации. В качестве результирующих, в итоге, и выступают те полученные экономические показатели, которые явились следствием правильных управленческих решений. Поэтому умственный труд, чтобы он стал производительным, необходимо рассматривать как потенциал, как резерв, как основной капитал организации.
Нет более важной задачи для ее руководителя, чем создание таких условий, при которых производительность умственного труда являлась бы результатом мотивации самих работников. И только в этом случае, во-первых, потребность в творческой самореализации будет определять направленность профессиональной деятельности работника умственного труда. Во-вторых, чувство ответственности за личный вклад в дело организации будет мотивировать самостоятельность в плане принятия решений и ответственность за них. В-третьих, необходимость поддержания своей квалификации и квалификации сотрудников будет обусловливать потребностьв непрерывном образовании.
Повышение производительности умственного труда требует, чтобы он рассматривался как один из основных компонентов социальной системы.
Особенности социальных моделей.
Произошедшие изменения и наметившиеся тенденции в развитии современного общества актуализируют такие задачи, решение которых помогут дать ответы на такие вопросы как: какой должна быть идеальная модель социальной системы? На каких принципах надо строить систему управления организацией?
Очевидным является тот факт, что увеличение возможностей в управлении, которыми располагает социальная система, изменила саму суть социального фона и индивидуального поведения в организации. Чем выше образование членов социальной структуры, тем большей ценностью обладают информация и умение пользоваться ею. Чем интенсивнее взаимодействие и взаимозависимость частей социальной системы, тем выше определяется социальный статус каждой отдельной части системы. Чем выше социальный статус и роль частей системы, тем больше возможности их выбора в принятии решений.
Однако надо признать, что организация с целенаправленными частями более подвержена конфликтам, чем организация, части которой ограничены в выборе. Это объясняется тем, что при отсутствии выбора (организматическая модель) конфликт сам по себе невозможен, поскольку параметры и функции задаются «мозгом». И наоборот, чем целенаправленнее части системы, тем очевиднее возможность возникновения противоречий. Эти конфликты не обязательно носят негативный характер. Конфликт как противоречие, как теза и антитеза, ведет к синтезу, что в конечном итоге обусловливает развитие и новое качество. Опираясь на это положение, Р.Акофф в 1985г. («Акофф о менеджменте: теория систем, бюрократия, коррупция, образование» Питер, 2002 г., с. 59) назвал особенности социальной модели общественной системы, ни одна из которых не совместима с другими моделями.
1. Это демократическая организация, в которой каждый ее член заинтересован в том, что делает организация, имеет свой голос при решении вопросов, касающихся организационной деятельности, и в которой любое наделенное властью над другими индивидами лицо подчиняется их коллективной власти.
2. Это организация, основанная на внутренних принципах рыночной экономики,когда каждая часть организации может покупать требуемые товары по своему выбору и продавать свои товары любому покупателю. Если же в решении о продаже или покупке вмешивается государство, то оно обязано компенсировать вызванную интервенцией потерю дохода увеличением издержек той части организации, которой это решение коснулось.
3. Это организация, имеющая многомерную организационную структуру, в которой на каждом уровне организации имеются структурные единицы трех разных видов – определяемые а) их функцией, б) их продукцией и в) их пользователями. Такой тип организации устраняет необходимость постоянных реструктуризаций, которые заменяются перераспределением ресурсов.
4.Это организация, в которой применяется интерактивное планирование,предполагающее выбор средств, с помощью которых может быть достигнуто приближение к проекту, обеспечение ресурсами для его реализации, определены исполнители и, наконец, рассчитан мониторинг контроля над реализацией и результатами выполнения плана.
5. Это организация, которая включает в себя систему обеспечения решений, облегчающих обучение и адаптацию путем: а) фиксации связанных с каждым важным решением ожиданий, б) предположений и информации, на которых эти ожидания основаны, в) знания о процессе, в рамках которого принималось решение и о том, кем оно было принято.
Затем она осуществляет исполнение прогнозов и результатов каждого решения, корректирует их там, где прогнозы оказались неверными или ожидания не оправдались, и сохраняет полученные результаты в достигнутой форме. И, наконец, она выполняет непрерывное слежение за окружающей средой для обнаружения произошедших изменений или изменений, которые могут произойти и которые потребуют адаптации организации.
Таким образом, социальная модель социальной системы вследствие наиболее полной своей сочетаемости с социальной системой, дает возможность наиболее полного ее развития. Это развитие обеспечивается тем, что организация социальной системы, располагая пятью назваными особенностями, дает возможность максимально реализовать и цели составных частей социальной системы, и цели социальной системы в целом.