И практика сформировались в ХХ в., когда стало очевидно, что иг-
Норирование социальных аспектов развития чревато серьезными
Издержками в функционировании современных обществ.
На первых этапах своего становления оно было производным
От технического и технологического проектирования, от методов,
Применяемых в архитектуре и машиностроении. Затем эти мето-
ды стали использоваться при решении экономических проблем:
Создании крупных хозяйственных объектов, привлечении рабо-
Чей силы для освоения природных богатств. Постепенно наряду
с традиционными видами сложились новые самостоятельные
Направления проектирования: экологическое, демографическое,
Инженерно-психологическое и др. Проектирование охватывает
Практически все сферы деятельности человека и общества.
Сущность социального проектирования
Проектирование – одна из форм опережающего отраже-
ния действительности, создание прообраза (прототипа)
Предполагаемого объекта, явления или процесса посредс-
Твом специальных методов. Проектирование в конкретной
Форме выражает прогностическую функцию управления,
Когда речь идет о будущей материальной или идеальной
Реальности. Его целью является реализация одного из ва-
риантов преобразования действительности, связанного со
Стремлением придать желаемые свойства и черты проекти-
Руемому объекту.
Субъект управления (человек, организация), прежде чем
Предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает
(анализирует) несколько вариантов, одному из которых после
Сопоставления отдается предпочтение. В этой связи уместно
Напомнить высказывание К. Маркса об отличии архитектора
От пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает
предварительно проект своего будущего детища.
Социальное проектирование реализуется в следующих
формах: а) при создании новых объектов, процессов, явле-
ний, социальных сетей; б) при внедрении принципиально 105
Глава 6. Социальное проектирование
Новых отношений, процедур или компонентов в сущест-
Вующих структурах, которые нуждаются в кардинальных
изменениях (частичная модернизация); в) при реконструк-
Ции, принципиальной перестройке существующих обще-
Ственных связей, когда изменяется вся схема управления,
Обеспечивающая достижение намеченных целей (полная
Модернизация).
Проектирование, будучи одной из форм выработки и при-
Нятия решения, выступает как важный элемент цикла
Управления, в большей мере, чем другие функции связано
С осуществлением модернизационных и инновационных
Процессов. Поэтому социальное проектирование в отличие
от планирования в большей степени обусловливает, детер-
Минирует новаторские инициативы, допускает на началь-
ных этапах подготовку многовариантных решений, претен-
Дующих на достижение принципиально нового состояния,
Исходя из имеющихся материальных, трудовых и финан-
Совых ресурсов.
Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о ре-
Организации (реконструкции) существующих социальных
Процессов, институтов, организаций на принципиально
Иных основах. В этом случае проектирование направлено на
Поиск и обоснование таких средств, которые предполагают
Возможность их воспроизведения или замены в зависимос-
Ти от различных ситуаций в сочетании с уже имеющимися,
Оправдавшими и апробированными ресурсами.
Еще одно отличие заключается в том, что социальное про-
Ектирование может существовать в виде предположений,
в нескольких вариантах, которые как правило основыва-
Ются на нескольких различных моделях, в то время как
социальное планирование обычно реализует комплекс за-
Данных параметров развития.
Отмечая исключительную важность этого процесса,
Иногда употребляется термин «социальное конструирова-
Ние» (Ляхов, 1970). Конструктивная деятельность – это
Поле творческого освоения социальной действительности.
Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной
Тенденцией существуют менее вероятные, но реально воз-
Можные. Кроме того, обычно имеется запас внутренних со-
Циальных ресурсов, который может быть мобилизован для 106
Раздел II. Управленческий цикл
Решения данной социальной задачи. И наконец, перспек-
Тивные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то
Этапе меняться своим положением, или одна и та же цель