Политика доходов. Неравенство и бедность.
Личный доход это сумма денежных средств и натуральных продуктов в денежной оценке, полученные за определённое время населением для удовлетворения своих потребностей. Доход определяет уровень благосостояния, возможности потребления. Имеется три основных источников денежных доходов населения: заработная плата наёмных работников; доход от собственности; социальные выплаты (трансферты).
Политика доходов различается в реализуемых моделях свободной рыночной экономике и социально ориентированной рыночной экономике. В первой модели используются следующие принципы распределения доходов:
1)распределение богатства должно соответствовать неравенству способностей людей – интеллектуальных (проявляющихся в достижениях научных открытий, практической медицине и юриспруденции.
2)владелец каждого фактора производства должен получать доход, равный вкладу этого фактора в результат (но нет сколько-нибудь точных методов определения вклада
того или иного фактора);
3)безраздельное господство частной собственности, которая в рыночной экономике допускает высокую степень неравенства доходов
4)распределение дохода должно находиться в зависимости от роста производства и его эффективности;
5)в условиях свободной рыночной конкуренции неравенство доходов является естественным, т.к. в соответствии со стихийным действием закона стоимости проявляется его регулирующая и санирующая роль – одни обогащаются и присоединяют имущество разоряющихся.
Идеологи рыночного подхода (Роберт Нозик) выдвигают исходную посылку всех аргументов, что доходы получает не общество, а его индивиды. Государство не имеет права отнимать у свободных граждан доходы и перераспределять их в пользу других (современное перераспределение в скандинавских странах достигает 50% дохода) даже ради достижения определённого уровня справедливости.
Сторонники социального подхода (Роулс), которое обозначают либеральным, считают, что государство должно поддерживать баланс между выгодами граждан, получающими трансферты, и теми потерями, которые связаны с ущемлением стимулов к труду тех, кто их получает, и тех, за счёт кого они предоставляются.
Социальный подход имеет следующие черты:
1)признаётся нормальным плюрализм различных форм собственности на средства производства и, соответственно, форм производства – наряду с частным индивидуальным и корпоративным производством в необходимых случаях должно быть производство и другая экономическая деятельность, основывающиеся на государственной собственности
2)государство берёт на себя содержание социальной инфраструктуры
3)перераспределение личных доходов граждан с помощью налогов
4)поддержка среднего класса, малого и среднего бизнеса
5)широкая система социального страхования.
Степень неравенства доходов измеряется кривой Лоренца, где биссектриса прямого угла показывает идеально-равное распределение доходов, или то, что называется сплошной уравниловкой, которая несправедлива и по отношению к сложным, творческим видам деятельности, и по отношению к обществу в целом, т.к. оно будет не развиваться, а деградировать. Кривая линия снизу биссектрисы, очерчивая сегмент, показывает фактическое распределение доходов.
По оси абсцисс указываются проценты семей от 0 до 100, по оси ординат – процент сумм дохода, приходящийся на семьи. Чем больше будет заштрихованный сегмент, тем большее неравенство в доходах он показывает.
На основе исчисляется коэффициент Джини:
Д = Площадь сегмента ОАL : Площадь треугольника ОАХ.
Бедность это экономическая болезнь общества, которая вызывается определёнными причинами. Чаще всего в качестве причин бедности принимаются следующие: расовая, национальная и женская дискриминация; молодой возраст семей, не имеющих квалификации, которые к тому же отягощены содержанием детей; одинокие женщины с детьми; индифферентность к материальному достатку лиц с непритязательными потребностями; многодетность семьи; ленивость к труду; завышенная ценность свободного времени; возможность паразитирования на трансфертах, условия воспитания, которые не дали своевременно проявить свою одарённость, способности. (Список причин длинный, но, возможно, неполный, что даёт студентам возможность проявить творчество в его продолжении).
Предлагаемые варианты решения проблем бедности можно в обобщённом виде представить следующим образом:
I. Законодательное повышение минимума зарплаты. Но при этом возрастают издержки фирм, которые имеют дифференцированные размеры капитала (бюджетные ограничения) и издержки производства, и часть из этих фирм будут вынуждены сократить количество работников, следовательно, возрастёт уровень безработицы и количество бедных.
II. Реализация программ адресной помощи бедным:
1) помощь семьям с детьми, семьям без отца с неработающей матерью, что критикуется по основаниям – растёт число рождений вне брака, доля детей, живущих с одним родителем, отцы уходят из семей фиктивно в расчёте на пособие семье;
2) помощь больным и нетрудоспособным малообеспеченным гражданам, в т.ч. инвалидам.
III. Отрицательный подоходный налог.
IV. Натуральные трансферты. Их предоставляют благотворительные организации,
когда на Рождество нуждающиеся обеспечиваются продуктами питания и игрушками, а в обычные дни – благотворительными обедами.